Материалдар / открытый урок по логопедии "Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях"
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

открытый урок по логопедии "Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях"

Материал туралы қысқаша түсінік
для коррекционных школ, 3 класс,сформировать умение различать в собственной речи смешиваемые звуки (с – ш), развитие зрительного внимания и памяти, фонематических представлений, наглядно-образной памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении учебного материала, внимания, различных форм мышления, активизация речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Қазан 2020
432
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

КГУ «Восточно-Казахстанская областная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Управления образования ВКО






Открытый урок

тема:

«Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях»














Подготовила и провела: учитель-логопед

Рахметова К.А.










г. Семей


Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях.


Цели:

1.Образовательные: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков С-Ш, дифференциация звуков в словах и словосочетаниях, предупреждение смешанной дисграфии.

2. Коррекционные: сформировать умение различать в собственной речи смешиваемые звуки (с – ш), развитие зрительного внимания и памяти, фонематических представлений, наглядно-образной памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении учебного материала, внимания, различных форм мышления, активизация речевой деятельности, развитие мелкой и общей моторики.

3. Воспитательные: воспитание речевого самоконтроля, формирование положительной мотивации к учению.

Оборудование, наглядность: зеркала, компьютерные программы «Дельфа - 142», презентация, проектор, экран, картинки-символы, снежинки, Снеговик, карточки с заданиями, елочки с «новогодними игрушками», елочные шары из бумаги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой «Снежки»

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на улицу, как много снега выпало зимой!

- Давайте представим себе, что мы играем в снежки.

- Какое у нас настроение? (радостное, веселое)

- Во время игры нам попали снежком в лицо.

- Покажите, какие лица будут у нас? (сердитые, недовольные…)

- А теперь, лицо нежно, аккуратно погладим, уберем весь снег (самомассаж лица).

- Щеки от снега чуть-чуть замерзли, мы их разотрем ладошками. Нам становится тепло и приятно. Хорошее настроение к нам вернулось. Давайте начнем урок с таким хорошим настроением.

- Скажите, какое сегодня число, а месяц?

- К какому времени года относится этот месяц?

- Давайте переведем слово зима на казахский язык (қыс)

- Назовем зимние месяцы на русском и казахском языках (декабрь – желтоқсан, январь – қаңтар, февраль - ақпан)

- Расскажите мне о зиме. Какая она? (морозная, снежная, долгая, холодная, красивая, веселая)

- Какие зимние забавы вы знаете? (катаемся на лыжах, на санках, лепим снеговика)

(слайды № 1-3)

- Какой, любимый всеми нами, праздник приближается?

- Как мы к нему готовимся? (наряжаем ёлку вместе с друзьями)

- Сегодня у нас необычный урок, проведем мы его вместе со Снеговиком, который прибыл к нам из далекой заснеженной страны (слайд № 4). Он примчался к нам в преддверии нового года, чтобы вместе с нами наряжать елку, водить хороводы, весело встретить новый год

Вы видите, что он привез нам не только новогодние подарки, но и что-то в конвертах. Давайте, посмотрим что там?

ПИСЬМО СНЕГОВИКА

Дорогие ребята!

Я знаю, что вы меня очень любите! Думаю, что вы все прекрасно учитесь, много знаете, старательны и аккуратны. Очень рад вашим школьным успехам!

Дорогие мои, чтобы весело встретить новый год, Дедушка Мороз попросил меня выполнить сложные задания! Но у меня не все получается. Я надеюсь, что вместе с вами мы справимся с ними.

Прошу вас, помогите мне, пожалуйста!

Снеговик.

- Ну что, ребята, поможем Снеговику?

И вот первое задание

Снеговик приготовил для вас загадку:

Дом ее на белой туче,

Ей не страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

А зовут ее… (снежинка) (слайд № 5)

Вот и сегодня у нас на наше занятие Снеговик привез снежинки. Они упадут в ладошки тому, кто будет активно работать на уроке, а затем мы этими снежинками украсим новогоднюю ёлку.

2. Подготовка к восприятию материала

- Ребята, давайте расскажем Снеговику, чему мы учимся на логопедических занятиях?

(правильно, хорошо разговаривать)

- А как мы с вами должны разговаривать?

(ясно, четко, внятно)

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

3. Постановка цели и задач урока

-Ребята, прослушайте скороговорку:

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлепались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

Какие два звуки чаще встречается в ней?

(звуки С, Ш)

- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно проговаривать звуки С и Ш в словах и словосочетаниях (слайд № 6)

- Для этого нам нужно уточнить, как располагаются органы артикуляции ( губы и язык) во время произнесения звуков С и Ш(слайды № 7-8).

4. Новая тема

А) Уклад органов артикуляции при произнесении звука С - давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук С.

- губы растянуты в улыбке;

- зубы заборчиком с небольшой щелью (1 мм);

- язык широкий, расслабленный, кончик языка за нижними зубами;

- воздушная струя холодная, длительная, напряжённая, направленная вниз

по середине языка (по желобку)

- голосовой «моторчик» не работает.

Характеристика звука С:

● согласный, твердый, глухой.

Уклад органов артикуляции при произнесении звука Ш - давайте посмотрим в зеркало и произнесем звук Ш.

-губы округлены и слегка вытянуты вперед;

- зубы сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2-5 мм, верхние и нижние резцы видны;

- язык широкий, кончик языка за верхними зубами;

- воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони;

- голосовой «моторчик» не работает.

Характеристика звука Ш:

● согласный, твердый, глухой.

Б) Развитие фонематического восприятия.

В слогах:

1. Отождествление звучания звуков С, Ш со звуками природы.

- На что похоже звучание звука С?

(«Песенка водички»), показ картинки-символа

- Где находится кончик языка, когда мы произносим звук С (за нижними зубами – ладошка опускается вниз)

- На что похоже звучание звука Ш?

- Где находится кончик языка, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами – ладошка поднимается вверх)

(«Змейка шипит»), показ картинки-символа (слайд №9)

2. Л. опускает ладонь вниз – дети называют звук С, поднимает вверх – дети называют звук Ш. (показывает змейку – звук С, водичку – звук С)

3. А теперь, ребята, давайте поможем нашему гостю – Снеговику найти дорожку к новогодней елке. Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте. если услышите в слове звук Ш выкладываете символ «Змейка шипит», звук С - «Песенку водички»

Игра: «Звуковая дорожку» .

Л. проговаривает слова со звуками С, Ш - дети выкладывают дорожку из символов (звук с – «Песенка водички», звук Ш – «Змейка шипит»).

Слова: шуба, снег, шишка, мишка, санки, салют, смех, шутка, шапка, снеговик, игрушки, веселье.

- Давайте проверим! (слайд № 10)

4. Друзья снеговика – Дед Мороз и Снегурочка передали вам подарок - игрушку. А какую, мы узнаем, выполнив их задание.

Логопедический тренажер «Дельфа - 142»

Упражнение «Конструктор»

- Какой подарок вы получили? Есть ли в названии игрушки звуки С или Ш (если есть, указать позицию звука в слове)

5. Физминутка (слайд №11)

Вот и пришла пора отдохнуть. Давайте мы вместе со Снеговиком отправимся на прогулку в волшебный зимний лес.

Вот пришли мы в зимний лес

(ходьба на месте)

Сколько здесь вокруг чудес!

(удивленно разводят руками)

Справа берёзка в шубке стоит.

(отводят правую руку, прослеживая движения взглядом)

Слева на нас елка глядит.

(отводят левую руку, прослеживая движения взглядом)

В небе снежинки кружатся,

На землю красиво ложатся.

(вращательные движения руками над головой)

Вот и звери прискакали, (прыжки)

Поиграли и устали (присесть)

В лесу красота и покой, (развести руки)

А нам пора домой (садятся на место)


6 . Работа по карточкам.

- А вот еще задание с которым не смог справиться Снеговик:

(задание в конверте)

А) Закончить слово, добавив слоги СА или ША

Ли - …. Ма - …

ка - … колба - …

ко - … колё - …


Б) Закончить предложения, подобрав подходящие по смыслу слова.

Дети ели ….

У пожарников железные …. кашку - каску


Саше купили плюшевого…

Дай собаке … миску с супом. мишка – миска


На …. лежит снег.

Мы видели большую … крышу – крысу


У слона большие …

У дедушки пушистые … уши - усы

(проверить, прочитать вслух)

7 . Развитие грамматического строя, коррекция оптической дисграфии

Игра «Красивые шары »

- Ребята, снеговик привез нам в подарок елочные шары, чтобы украсить новогоднюю елочку, но по дороге нечаянно разбил их. Он очень расстроился. давайте поможем собрать их (дети собирают елочные шары из картона)

- А теперь давайте посчитаем, сколько красивых елочных шаров привез нам Снеговик. А считать будем так: один красивый шар, два красивых шара и т.д. (четко проговаривать окончания)

- Итак, Снеговик подарил нам шесть красивых шаров.

8. Игра «Подскажи словечко».

- А еще наш Снеговик большой шутник, он любит сочинять стихи, но никак не может дописать их. Давайте поможем ему. Какой звук вы слышите в отгадке (показать букву или символ)


Кошка на подушке,

Лапкой моет … (ушки).

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на ,,, (машине)


Часто к озеру напиться

Ходит рыжая (лисица)

Кто альбом раскрасит наш

Ну, конечно, …. (карандаш)


Чтобы ноги отдохнули,

посиди-ка ты на … ( стуле).


Уронила белка шишку,

Шишка стукнула …(зайчишку)


Серый волк в густом лесу,

Встретил рыжую… (лису).


Верещунья, белобока,

И зовут ее …(сорока)

- Есть ли в слове звуки С или Ш (указать позицию звука в слове)

9. Вот и последнее задание Дедушки Мороза, с которым мы должны справиться Игра: «Укрась елочки». На партах лежат две ели, нужно распределить елочные игрушки со звуками С, Ш и украсить ими елочку (картинки – шары, шишка, мишка, Чебурашка, машина, мышка, кошка; бусы, часы, санки, Снеговик, лиса, самолет, собака)

10. Итог занятия.

- Наше занятие подошло к концу. Вы очень хорошо потрудились

- Какие звуки мы учились различать и правильно проговаривать? (Звуки С, Ш)

- На что похоже звучание звука С?

(«Песенка водички»)

- Где находится кончик языка, когда мы произносим звук С (за нижними зубами – ладошка опускается вниз)

- На что похоже звучание звука Ш?

- Где находится кончик языка, когда мы произносим звук Ш (за верхними зубами – ладошка поднимается вверх. Символ - «Змейка шипит»)

- А теперь, посмотрим, сколько у вас собралось снежинок (дети показывают). Молодцы! Снеговик очень рад, что вы помогли ему справиться с заданиями.

Давайте украсим новогоднюю елочку снежинками и красивыми шарами, которые привез нам Снеговик! (слайд 12)

Звучит новогодняя песенка, дети украшают елку.

Конец урока.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!