Начало урока
6 минут
1
минута
1
минута
2
минуты
2
минуты
|
Психологический настрой.
Приветствие.
-Здравствуйте, мои добрые и отзывчивые ученики, я
знаю, что вы все стремитесь к знаниям. Сегодня мы добавим их в наш
ум, вложим в наше сердце и обогатим нашу речь всем тем, что услышим
и узнаем на сегодняшнем уроке.
Деление на группы.
«Деление по
качествам».
- Поочередно вызывает из
класса учащихся, обладающих каким-либо
качеством.
Класс делится на 3
группы. Сначала вызывает
3-х
самых смелых участников. (Их в дальнейшем
назначают капитанами). Они встают лицом
к классу.
За спинами капитанов (в
шеренгу) встают
«самые умные», их учитель также вызывает из
класса.
В конце разделения останется
несколько человек
- самые осторожные. Им можно предложить самостоятельно
выбрать группу.
Подобное деление позволяет собрать в каждой группе не
похожих друг на
друга людей.
(И, К) Прием подведения к
теме урока: «Цепочка взаимосвязей»
(каждой группе выдается 2
цепочки слов)
Задание:
1
группа – маковка, солнечный луг;
вишневый сад, соловей.
2
группа – сухая земля, капля воды;
роза, капля росы.
3
группа – птенчик, птичка; пчела,
цветок.
Вопросы для
обобщения.
-
Как вы думаете, по какому
признаку объединены слова в цепочки?
-
С помощью каких глаголов можно
назвать чувства человека, объединив все взаимосвязи между данными
словами?
-
С помощью чего можно выражать
свои чувства или увидеть, что у другого человека есть какое-либо
чувство?
Проблемный
вопрос: О чем сегодня пойдет речь на
уроке, какова тема нашего урока?
|
Приветствуют учителя
Делятся на группы
Знакомятся с цепочкой
слов
Определяют связь слов
Объясняют своё мнение
Отвечают на вопросы
(Ожидает,
скучает....)
(Речи и
действий)
Определяют тему
урока
|
Комментарий
учителя
|
Цепочка слов
|
Середина урока
34 мин
2
мин
5
мин
2
мин
3
минуты
5
минут
7
минут
3
минуты
5
минут
2
минуты
|
Работа с текстом.
Предтекстовый этап.
(К) Прием «Анализ схемы»
Беседа с учащимися:
- Какие 3 типа текста существуют?
- Какова цель каждого типа
текста?
-
Каковы структурные особенности каждого типа?
Дифференциация ресурсов (разный дидактический
материал – разные теоретические справки)
(Г)
Задание: проанализируйте теоретическую справку по одному
из выданных вам типов текста и отразите в схеме основное содержание одного из
типов текста.
1
группа – повествование;
2
группа – описание;
3
группа – рассуждение.

цель
вопросы
структура
Теоретическая справка для первой
группы
Повествование – это рассказ о событии, которое
происходит в определенный промежуток времени. Цель: отразить
события, действия последовательно, логически связать друг с другом.
Отвечает на вопросы: что случилось?, где и с кем произошло?, когда
случилось?. Повествование может идти как от третьего лица, так и от
первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало
события), развитие действия, кульминация (поворотный момент в
тексте) и развязка (итог описываемого события).
Теоретическая справка для второй
группы
Описание – это словесное изображение предмета,
явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные
признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста
образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и
места проявления признаков. Описательный текст отвечает на вопросы «какой?
какие?». Текст описания состоит из следующих частей: общая
характеристика предмета, общее впечатление; признаки, детали; общая
оценка предмета.
Теоретическая справка для третьей
группы
Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли,
объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного
мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».
Рассуждение состоит из следующих частей: тезис – мысль, которую
нужно доказать; обоснование тезиса, доказательства;
выводы.
Беседа с учащимися:
-
Что вы понимаете под завязкой?
-
Как вы понимаете выражение «развитие действия»?
-
Что означает кульминация?
-
Что имеется в виду под развязкой?
Текстовый этап
1 прослушивание.
(И) Задание: прослушайте текст и определите тип текста.
Обоснуйте свою точку зрения.
2 прослушивание.
1. Работа над структурой
текста.
(Г) Метод «Гора истории»
Задание:
-
прослушайте текст еще раз и подумайте, какое
событие в тексте вы отнесете к «завязке», какое – к «развитию
действия», какое – к «кульминации», какое – к
«развязке»;
-
подумайте, как вы назовете каждую часть
прослушанного текста;
- отразите ваши названия в схеме «Гора
истории».

2.Работа по содержанию
текста.
Групповая работа.
Дифференциация заданий по уровню
сложности
Задание: прослушайте текст и заполните
таблицу.
Дочери
|
Глаголы, которые выражают отношение к
матери
|
Выражения, в которых сравниваются чувства
дочерей
|
Глаголы, которые указывают на то, как говорят
дочери
|
Формулировка основной мысли
текста
|
1
|
скучала
|
как
маковка по солнечному лугу
|
сказала
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
Метод «Работа в малых
группах».
Примечание:
1 этап – индивидуальная
работа: 2 и
4 колонку заполняют учащиеся с «низкими учебными возможностями», 3
колонку – со средними учебными возможностями, 5 колонку – с
высокими учебными возможностями;
2 этап – групповая работа:
обсуждение индивидуальных работ и корректировка
основной мысли текста.
Беседа с
учащимися:
-Что
общего в шести обращениях дочерей к матери? (они все
скучают).
-Какая из дочерей вам больше
всего понравилась и
почему? (седьмая,
так как она увидела, что мама устала и решила ей
помочь).
-Обозначьте идею сказки в виде 1-2 предложений.
(нужно помогать, а не стоять на месте и только
говорить).
-Где мы слышим авторский голос? (в последних двух
предложениях автор завершает текст словами, в которых показывает
действие седьмой дочери «сняла и принесла
воды»).
Послетекстовый этап.
Индивидуальная, парная
работа.
Задание: перескажите текст друг другу в количестве 8-10
предложений, сохраняя последовательность событий и используя
лексику автора, опираясь на схему «Гора истории» и таблицу с
ключевыми словами.
Критерий
|
Дескрипторы
|
Баллы
|
пересказывать содержание текста
повествования
|
передает основное содержание
текста
|
1
|
рассказывает о завязке
текста
|
1
|
рассказывает о развитии действия в
тексте
|
1
|
рассказывает о кульминации
текста
|
1
|
рассказывает о развязке
текста
|
1
|
последовательно
пересказывает
|
1
|
использует 3-6 глаголов
автора
|
2
|
использует 3-6
сравнений
|
2
|
Вопрос на обобщение:
сформулируйте ответ на вопрос одним предложением,
используя основную мысль сказки известного педагога Сухомлинского:
«Что труднее поступать красиво или говорить
красиво?»
|
Отвечают на вопросы
В группах анализируют теоретический материал,
заполняют схему
Отвечают на вопросы
Слушают текст, определяют его тип и обосновывают
своё мнение
Слушают текст 2-й раз, заполняют
схему

Заполняют таблицу
Отвечают на вопросы
В парах пересказывают
текст
Формулируют ответ на вопрос в виде 1
предложения
|
Устный комментарий
учителя
Устный комментарий
учителя
Взаимооценивание в группах «Знаковая
взаимооценка»;
Самооценивание по образцу
учителя
Взаимооценивание групп по принципу
«Правильно-неправильно – интересно».
Поддержка учителя
Взаимооценивание по методу
«Сэндвич»
|
Схема
Теоретические справки
Приложение (текст)
Схема
«Гора истории»
Таблица
|