Материалдар / Открытый урок по русскому языку : Обобщающий урок по теме: "Местоимение".
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок по русскому языку : Обобщающий урок по теме: "Местоимение".

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілі пән мұғалімдеріне, ашық сабақты қызықтырып өту үшін.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қаңтар 2021
359
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Туркестанская область

город Шымкент

ОСШ №17 имени Лермонтова








Открытый урок по русскому языку:

Обобщающий урок по теме «Местоимение».

















Класс: 6 «Б»

Учитель русского языка и литературы:

Кузягулова Саима Сайфиевна





















2020-2021 учебный год

Открытый урок русского языка в 6 классе.


«Обобщающий урок по теме «Местоимение».

Цели:

  • Повторить и обобщить материал по теме «Местоимение».

  • Совершенствовать навыки работы с текстом.

  • Продолжать формирование нравственных качеств, в том числе норм поведения.

Оборудование: записи на доске, плакат «Заповеди речевого поведения», магнитная доска с терминами.


Этикет – (фр.- ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.

Поведение – образ жизни и действий.

Мораль – форма сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.

Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И.Ожегова).

На доске эпиграф:

«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой» (правило этики).



Дорогие ребята, здравствуйте. День за окном сегодня теплый и ясный, настроение у нас с вами сегодня прекрасное; давайте улыбнемся друг другу и начнем наш совместный урок.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть весна прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно,

Ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок – это и есть наше с вами совместное творчество.




  • Какую тему мы закончили изучать?

  • Кто готов ответить, что будем делать на уроке?


Объявление темы и целей урока.


Местоимение – одна из важных частей речи для этикета. Поэтому я хочу предложить вам задания, объединённые этой темой.

Обращение к магнитной доске.

«Местоимение – как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений» (А.А.Леонтьев, советский психолог и языковед).


  • Дайте определение местоимения.

  • Я заменить могу другие части речи,
    Взвалив обязанности их себе на плечи.
    Когда приходится словам другие замещать,
    На их значение всегда мне надо указать.


  1. Открыли тетради, записали число.


  1. Запишем предложение (на доске и в тетради).

Слово – одежда всех фактов и мыслей (М.Горький).

Морфологический разбор местоимения.(всех) –у доски

  • Произведите синтаксический разбор предложения.

  • Как вы понимаете это высказывание А.М.Горького?

(Прежде чем высказать свою мысль, необходимо подумать, какие слова вы произнесёте, чтобы они были правильными, никого не обидели).

  • В каком значении использует автор слово одежда?

  • Определите разряд местоимения. На что указывает определительное местоимения? Как изменяется?

(указывает на обобщённое качество предмета, изменяется по родам, падежам, числам).


Разряды: работа в кластере (на магнитной доске)


По значению и грамматическим особенностям местоимения бывают определительные, личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные.


  • Проверяем морфологический разбор.

Вопросы:

Какое личное местоимение имеет формы рода? (местоимение 3 лица).


  1. Послушайте и представьте такую сцену:



- Кто последний?

На шумный и бравый вопрос откликнулся чистенький, седенький старичок:

- Я! Но не последний, а крайний. Последний это, знаете, кто?

- Знаю, дед! Зря ты тратишь свои скудные силы. Помолчи, будь лас.

- И не тыкайте, пожалуйста, мы с вами из одной чашки щи не хлебали.


  • Почему обиделся старичок? (Вы – самое вежливое местоимение.)


3. Выдаю карточки с текстом стихотворения В Солоухина.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.


  • Какова основная мысль стихотворения?

Есть такая пословица: «Добрые слова дёшево стоят, но дорого ценятся».

  • Определите разряд местоимений, подчеркните их, как члены предложения.


На какую значимую часть слова падает ударение в местоимении сам в косвенных падежах? (окончание).

Это самое любимое местоимение волевых и трудолюбивых людей.

  • Назовите разряд местоимения, которое является омонимом относительному местоимению кто?

  • (оно имеет одинаковый графический облик, но отличается своей функцией в предложении. Спрашивает – самое любопытное местоимение.)

  • Физминутка

  • Мы, друзья, не знаем скуки,
    Дружно вверх поднимем руки.
    Вниз опустим, а затем
    Вдох глубокий сделать всем.
    А теперь и 
    ты, и я
    Приседайте – ка, друзья.
    Руки за спину – 
    она
    Распрямиться вмиг должна.
    Дружно в сторону наклон,
    Сбросить лень поможет 
    он.
    Вправо, влево наклонитесь.
    И, конечно, не ленитесь.
    Что же в классе есть 
    оно?
    Посмотрите на окно.
    Смотрим прямо. А теперь
    Посмотрите 
    все на дверь.
    Вы похлопайте тихонько
    И попрыгайте легонько.
    Глубоко сейчас вдохнуть,
    Выдох без сомнения.


4. Сеанс одновременной игры.

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете местоимением.

  • Кто сегодня опоздал? Никто.

  • Какое задание тебя затруднило? Никакое.

  • Чей ответ был плохим? Ничей.

  • Кого винить, если сам виноват? Некого.

  • Что исправить, если нет ошибок? Нечего.


дети записывают в тетрадь


Какие местоимения вы употребили? Какова особенность последних двух? Какие приставки в первых трёх? Почему?

Метод «Дуэль»

-А сейчас проверим, научились ли вы писать местоимения? Проведём дуэль, слышали такое слово? .К доске идут два человека, они записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот и победил. Все остальные переживают, только глазами: ребята слева - за 1, ребята справа - за 2.

( кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-кто, не у кого, какой-нибудь и т.д.)

- Следующие два человека по очереди объясняют правописание.

- Какие разряды местоимений встретились?


5. Записать предложение в тетради:

Ни с кем громко не разговаривай, не старайся никого перекричать.


Объясните правописание местоимений. Определите их падежи.


6. Какие местоимения пишутся через дефис? Как они образованы?

Есть местоимение самое короткое – я, а самое длинное – сколько- нибудь.



7. Ребята, мы с вами забыли ещё об одном местоимении. Кто заметил, кто его назовёт?

Запишем предложение: Не кричи о себе – пусть другие скажут, какой ты.

  • Что вы о нём знаете? (Не имеет именительного падежа, рода и числа).


8. А сейчас подведём итоги всему сказанному. «Мозговой штурм»

Посмотрите, какое интересное задание предлагают нам авторы. Вставить в текст подходящие по смыслу местоимения.


Мы решили сделать свой подарок школе. Что бы такое предпринять? Кто-то предложил вырастить отличную рассаду в теплице. Некоторые предлагали разбить цветник, посадить аллею у школы. Нами были приготовлены наглядные пособия для кабинетов. Никто не остался в стороне. Классу не пришлось ни за кого краснеть. Хорошо потрудились, ничего не скажешь.


Вот о таких ребятах обязательно скажут: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож»


Добрые слова перерастают в добрые дела.


Сегодня, повторяя всё изученное о местоимении, мы говорили о правилах поведения. Перед вами заповеди речевого поведения. Прочитаем их.



Заповеди речевого поведения


1. Всегда знай, с какой целью и для чего ты говоришь.

2. Умей находить общий язык с любым собеседником.

3. Помни, что вежливость – основа любого поведения.

4. Избегай многословия.

5. Говори просто, понятно, чётко.

6. Избегай речевого однообразия.

7. Владей культурой языка.

8. Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

9. Умей не только говорить, но и слушать.



У нас в гостях сегодня кукла, а зовут её Комплиментина. Почему, спросите? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты.

Передаём куклу из рук в руки и говорим друг другу комплименты.


  1. Подведение итогов. Дифференцированное домашнее задание

Вывод: сегодня мы много говорили о местоимении, на следующих уроках вы продолжите этот разговор и дополните гроздь новыми открытиями. А пока мы подведем итог и еще раз вернемся к жетонам, запишем на них ответ на вопрос: Что я узнал о местоимении(возможность дополнить гроздь)

Выставление оценок.

Рефлексия: каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, и сейчас мне бы очень хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Итак, закончите фразу “Сегодня на уроке Я…”


Урок окончен. Спасибо за работу.



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!