Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз

Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Открытый урок "Сакская царица Томирис"
5 класс
История Казахстана
ІІ четверть
КГУ «Общеобразовательная
школа№»
Краткосрочный план урока
Раздел: |
5.3 Саки |
||
ФИО педагога |
Д.М Мырзабекова |
||
Дата: |
22.02.2025 |
||
Класс: 5 |
Количество отсутствующих: |
|
|
Тема урока |
Сакская царица Томирис |
||
Цели обучения в
соответствии |
5.3.2.1 – определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене |
||
Цели урока |
Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Характеризовать борьбу саков за независимость на примере героизма и отваги царицы Томирис. |
||
Ценности |
Данный урок направлен на развитие ценностей академической честности, сплоченности и умения работать в команде, ответственности за собственное развитие и успех. |
Ход урока
Этап урока/ Время |
Действия педагога |
Действия ученика |
Оценивание |
Ресурсы |
||||
Орг. момент 5 минут
|
Организационный момент Психологический настрой на урок. Приветствие учащихся «Давайте поздороваемся!»
Создание положительного эмоционального настроя Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Посмотрите друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Положите руку на сердце и повторяйте за мной: Я есть любовь, Я есть воля, Я есть сила, Я есть добро, Я есть всё прекрасное. Я есть Человек, Всё зависит от меня, Всё в моих руках. Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении сегодняшней работы на уроке Я желаю всем успеха!
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Учитель: Ребята! Для плодотворной работы нам необходимо разделиться на группы. |
Здороваются с учителем Настраивается на урок
|
Словесная оценка учителя Отлично! Молодцы! |
Презентация Карточки для ФО |
||||
5 минут |
Проверка домашнего задание . Задание по платформе «wordwall» Учащиеся сканируют QR cod переходят к платформе и выолняют домашнее задание Вы поддерживаете мнение ученых о том , что подземные воды являются неоценимым ресурсом? Дайте им оценку Являются ли озера, ледники, реки и другие виды вод природными комплексами и как они используются в хозяйственной деятельности |
Учащиеся отвечают на вопросы, дают примерные ответы:
|
Словесная оценка учителя Молодцы! Дескриптор: Отвечает правильно на вопросы 1б |
Презентация https://wordwall.net/ms/resource/85215299 |
||||
Изучение нового материала 5 минут
|
Изучение нового материала. Видеофильм Актуализация изученных знаний Учитель:Саки внесли огромный вклад в формирование культуры кочевой цивилизации, слали родоначальниками кочевого способа ведения скотоводства. Саки участвовали во всех важных исторических событиях своего времени, т.к были воинственными и храбрыми людьми. Огромную роль у саков играло народное собрание, где участвовали мужчины. Осн часть народа составляли кочевники, кот охраняли оседлые, земледельческие и городские племена, и собирали с них налоги. Древние историки сообщали еще в 8-7в. до н.э что Сакские племена поддерживали дружественные взамоотношения с соседними гос-ми, имевшими высокую культуру развития. В частности можно упомянуть такие страны, как Ассирия и Мидия. С соседней Персией б/заключен даже военный союз, но именно Персия стала наиболее опасным врагом саков. Полководец царь Кир, который возглавлял персидские племена, завоевал многие страны и в 530г. вторгся на земли саков. Во главе саков стояла в то время царица Томирис(570-520). Одним из первых шагов Кира было переправление войска для того чтобы приблизиться с тайной стороны к сакам. Со стороны саков первый шаг предпринял сын ТомирисСпаргапис, который погиб от рук Кира. Томирис двинулась с войском на Кира, захватив его она приказала отрубить ему голову. Т.о. Саки так и небыли покорены завоевателями и сохранили свою независимость. Деятельность, направленная на формирование знаний и навыков, связанных с целями урока. В ходе деятельности у учеников формируются знания в области анализа и обработки информации, исследования и практической работы, за счет решения проблем
Задание №1. Задание по платформе «wordwall» С какими государствами саки вели войны? Покажите на карте места расселения сакских племен. Нанесите на контурную карту.
Дескрипторы: 1.Обозначить на карте противников саков. 2. Показать на карте территорию расселения саков. 3.Эстетично и правильно нанести на контурную карту. |
Учащиеся отвечают на вопросы.
Дескрипторы: Правильно находят ошибки и объясняют почему ІІ. Продолжи предложение (карточки) 1.Следы огна, остатки сломанных сосоудов в каменных грядах свидетельствуют...(о религиозных верованиях и об обряде жертвоприношения) 2.В курганах встречаются бронзовые и золотые фигурки...(тигра, горного козла, лося) 3. А «усы» курганов были ...(своеобразными путями по которым душа умершего отправлялась к солнцу)
Дескрипторы: 1.Обозначить на карте противников саков. 2. Показать на карте территорию расселения саков. 3.Эстетично и правильно нанести на контурную карту.
|
Отлично! Молодцы! Так держать! Дескрипторы: Опредеяют тему урока, отвечают на вопросы 1б |
Презентация, музыка Стикеры, карточки
Задание по платформе «wordwall» |
||||
Середина урока 5 минут |
Задание №2 Работа в паре Задание по платформе «learningapps» Работа с историческими источниками, проанализируйте исторические истоники и заполните таблицу «Как историки характерезуют Томирис»
Работа с текстом «Кто был врагом Томирис» Задание составить диалог «Геродот и Кир» (3 вопроса и 3 ответа) Задумайся: «Почему Томирис победила Кира?» (выслушиваем ответы детей)
|
Учащиеся правильно отвечают на вопросы.
Дескрипторы; -Что пытался Кир -Что поняла Томирис -Как отреогировал Кир -Какой видит Помпей Трог Томирис Выслушиваются одна пара и остальные дополняют
|
Отлично! Молодец! Хорошо, но ты можешь еще лучше! Старайся!
Самооценивание «Три Ми Д». (Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе выполнения задания и предложить одно действие, которое улучшит их работу).
|
Презентация Слайд Задание по платформе «learningapps»
https://learningapps.org/view38843757
|
||||
10 минут |
Задание №3 Парная работа Исследование и анализ Исследуя курганы с «усами» мы узнали о мирровоззрении саков. И сегодня мы продолжим говорить о саках. А продолжить мне бы хотелось следующими слова, а вы внимательно послушайте и попробуйте догадаться о ком идет речь? 1«Детство ее прошло под звон мечей. Сколько раз ей приходилось спасаться от погони на бешено скачущем коне, прижимаясь хрупким тельцем к отцу и слушая гулкие удары его сердца!» 2. Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившей в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимице всего народа саков. -Как вы думаете о ком идет речь? (О Томирис) Что вы знаете о Томирис? (выслушиваем ответы учащихся) Работа с иллюстрацией -Посмотрите и подумайте, какими же качествами обладала сакская царица Томирис?
Спасибо ребята за ваше мнение. Мы с вами немного представили какой же была Томирис. А сейчас давайте прочитаем и проанализируем как пишут о Томирис в исторических источниках. П\ИРабота в паре. Работа с текстом учебника «Какой была Томирис». Чтение с пометками
Работа с текстом из учебника - « Как персы обманули саков» Обсудить в паре: «за» и «против» - Как вы оцениваете хитрый план персов для захвата массагетов?
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Дескрипторы: Годы жизни 570-520гг до н.э, была царицей массагетов Перечиляют умения управлять оружием Перечиляют лидерские качества Дескрипторы: 1.называют 1 — й довод «за» 2. называют 2 - й довод «за» 3. называют 1 - й довод «против» 4. называт 2 — й довод «против»
|
Учитель комментирует ответы учеников
Дескрипторы; Годы жизни 570-520гг до н.э, была царицей массагетов Перечиляют умения управлять оружием Перечиляют лидерские качества Самооценивание «Волшебная линеечка» (Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.) Самооценивание «Волшебная линеечка» (Каждая линеечка помечается буквой «П», «А» или «О»: П – правильность, А – аккуратность, О – оформление работы.Дети ставят крестик на шкале в том месте, которое соответствует их оценке собственной работы.)
|
Презентация Слайд https://www.educaplay.com/learning-resources/22171902-learning_resource.html
|
||||
10 минут
|
Задание №4. 1 группа. 1.Как звали царицу которая выступила против Кира? 2.Как звали сына Томирис? 3.Какова роль женщины в сакском обществе? 4.В каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 5. В каких источниках описывают Томирис? 2 группа. 1.Как звали царя Персии, который напал на саков? 2.Когда царь Персии напал на саков? 3.Как в греческих источниках называли «массагетов»? 4.Как называли Кира? 5.Чье войско восхвалялось как «непобежденное»? 3 группа. 1. В каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 2. Как в греческих источниках называли «массагетов»? 3. Чье войско восхвалялось как «непобежденное»? 4.Как погиб Спаргапис?
|
Учащиеся устно отвечают на вопросы, с объяснением.
Дескрипторы 1 группа. 1. Знают имя царицы которая выступала против Кира. 2. Знают как звали сына Томирис. 3. Определяют роль женщины в сакском обществе. 4. Знают в каком году Кир пошел в поход против саков. 5. Знают источник в котором описывают Томирис. Дискрипторы 2 группа. 1.Знают как звали царя Персии, который напал на саков? 2. Знают когда царь Персии напал на саков? 3. Знают как в греческих источниках называли «массагетов»? 4. Называют имя Кира? 5.Называют войско которое восхвалялось как «непобежденное»? Дискриптор 3 группа. 1. Знают в каком году персидский царь Кир начал свой поход против массагетов? 2. Называют в греческих источниках называли «массагетов»? 3. Называют чье войско восхвалялось как «непобежденное»? 4.Знают как погиб Спаргапис? 5.Знают чем закончился поход Кира?
|
Молодец! Ты сможешь лучше! Старайся! Я знала ты можешь это сделать! Уже лучше! Так держать!
|
Презентация
|
||||
Подведение итогов урока (5 мин)
|
Задание на закрепление
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме
|
Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме
|
Отлично! Молодцы! Так держать!
Дескрипторы: Правильно отвечают на вопросы 1б
|
Презентация ФО оценивание https://learningapps.org/view2021355
|
||||
Домашнее задание |
Домашнее задание для всех- повторить параграф …3.6, для большинства - вспомните как Томирис смогла победить царя Кира, для некоторых- провести исследование о военном искусстве саков, сравнить вооружение саков и персов. |
Записывают д.з. в дневники
|
Отлично! Молодец! |
Презентация
|
||||
5 минут |
Оценивание
|
Учащиеся заполнять карточку ФО, напишут общий балл на лист оценивания! |
Отлично! Молодцы! Так держать!
|
Презентация ФО оценивание
|
||||
|
Рефлексия «лайк дизлайк»
Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Для дальнейшего планирования уроков учащимся задаются вопросы: - что узнал, чему научился; - что осталось непонятным; - над чем необходимо работать.
|
В конце урока учащиеся проводят рефлексию |
Отлично! Замечательно!
|
Презентация для Рефлексии
|

