Материалдар / Открытый урок: Слог. Ударение. Нормы произношения.6 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Открытый урок: Слог. Ударение. Нормы произношения.6 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Рекомендуется в качестве методического пособия учителям.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Сәуір 2021
371
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Школа

ОСШ №100 «Жұлдыз»

Учитель:

Оразымбетова Р

Тема

Слог. Ударение. Нормы произношения. Урок 6


Цель

развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании, речевого слуха;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Задачи:

знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличи­тельные особен­ности русского ударения (его разнообразие и подвижность);

уметь сопоставлять словесное и логическое ударения;

выстраивать композицию рассуждения.

Ожидаймый результат

ищут свою позицию в многообра­зии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений, в диалоге с учителем совершенст­вуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

  • .


1.Приветствие учащихся.


Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

.Сообщение темы, целей.

- Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, поговорим об ударении и его роли в русском языке. Отработаем навыки фонетического разбора.

- А сейчас вспомним всё, о чём говорили на прошлых уроках.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


2.Мозговой штурм и пробное учебное действие. (10 мин.)

Повторение


3.Фронтальный опрос.

- Какая наука изучает звуки речи?

- На какие две группы делятся звуки речи?

- Сколько букв в русском языке?

- Сколько гласных звуков в русском языке?

- Сколько парных звуков по звонкости – глухости в русском языке?

- Сколько согласных букв в русском языке?

- Назовите буквы, которые не обозначают звуков.

- - Назовите непарные звонкие согласные.

- Назовите только мягкие согласные звуки.

- А теперь, когда мы вспомнили всё о звуках, можно приступить к фонетическому разбору слов. Вспомним порядок разбора.


4.Фонетический разбор.

Яма

Итог:

- Что помогает нам правильно выговаривать определённые звуки?

- Правильно, молодцы! Я предлагаю вам записать скороговорку и разучить её.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.


- Молодцы, ребята! Но не только чёткое выговаривание звуков делают нашу речь красивой и правильной. Большую роль в русском языке играет ударение. В этом мы сейчас убедимся.





Фонетика

Согласные и гласные

33

10


5


21 и Ъ, Ь

Ъ,Ь

1)в начале слова

2)после гласных

3)после разделительных Ъ и Ь.


[л], [м],[н], [р]


[ й], [л], [м],[н], [р]

Один учащийся работает у доски.



Скороговорки!


Записывают скороговорку в словарики.

3Актуализация знании

По методу

Поп-Корн


Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

5. Ударение в русском языке.

Сказка.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Без слов не обойдётся ни один человек. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда – то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение части из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким – то Ударением. Ведь Ударение – это просто чёрточка!». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗамОк, а перед взором других слов предстал Замок.

Слова зашумели. Тогда вышли вперёд БелкИ и сказали: «Мы самые главные компоненты любого живого организма, уж с нами - то Ударение ничего не сделает!» Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые грациозные БЕлки.

Слова стали возмущаться, стыдить Ударение. А оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, И вот уже вместо Атлас получился атлАс, вместо кАпель – капЕль, вместо дорОга – дорогА, городА – гОрода. И сколько ещё таких слов облюбовало на своём пути Ударение!

Видят слова – дело плохо – не обойтись им без Ударения! Отвели ему одно из почётных мест на своём собрании и стех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

Орфоэпическая разминка.

- Расставьте ударение в словах:

Баловать

Щавель

Свекла

Звонит

Диалог

Кухонный

- Ударение – это произнесение одного из слогов слова с большей силой.

Ударение в русском языке является разноместным или свободным, т.е. может стоять на любом слоге слова. Например,

пОлночь, полУчка, полукрУг.

Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным.

Например,

волнА – вОлны, рЕдкий – редчАйший.

Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЁстры – сестрЫ) и разные слова (Атлас – атлАс).

- Предлагаю загадки. Будьте внимательны.

8. Отгадай загадки.

1) Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис – ирИс).

2)Я – сборник карт:

От ударенья

Зависят два моих значенья,

Хочу – преображусь в названье

Летящей шелковистой ткани я.

(Атлас – атлАс).

3)Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Нам другое ударенье!

Осторожней будьте с нами:

Можем забодать рогами.

(кОзлы – козлЫ).

- Ударение подобно биению сердца: мы не вспоминаем о нём, пока кто – то не исказит слово.

Ударение – это музыкальный тон. Оно свободное, подвижное, то прикрепляется к определённому слогу, то изменчивое. Менялся язык народа. Например, в современном русском языке слово ВОРОТА с ударением на втором слоге остаётся при склонении (у ворОт, к ворОтам, за ворОтами, в ворОтах). А вот в пословице слышим: «Пришла беда – отворяй воротА».

Или ещё пример: слово ДЕНЬГИ. Как сказать правильно: дЕньгами или деньгАми (богат)? Раньше ударение в этом слове было на первом слоге, потом подвинулось на конечный. В словаре Д.Н.Ушакова находим, что в этом слове двоякое ударение (ударение на первый слог считается устаревшим).

Наши помощники – орфоэпические и этимологические словари, произведения художественной литературы.











Слушают сказку.



























Расставляют ударение в словах с помощью Орфоэпического словарика учебника на стр. 307, зачитывают слова, правильно произносят ударение.


















Отгадывают загадки, записывают слова.



. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

По методу

Толсты и тонкие вопросы

Закрепление

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

. Работа с учебником.

Стр., упр. - устно(хоровое проговаривание слов с правильным ударением).

Упр. –письменно.

Чтение лингвистического текста на стр.



Отработка орфоэпических норм при хоровом чтении.

6.Рефлексия.мин.)

- Что такое ударение?

- Что такое логическое ударение?

- Прочитайте правильно маленькие стихотворения поэта Я.Козловского из книги «О словах разнообразных – одинаковых, но разных», отмечая в них смыслоразличительную роль ударения.

Кумушки.

Серая воронА

Чёрного вОрона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том

Разнесли во все стороны

Сплетницы – кумушки-

сОрок сорОк.


МукА и мУка.

Пересохла глина,

Рассердилась Нина:

-Не мукА, а мУка-

Поварам наука.


Кто что делает.

Косит косец, а зайчишка косИт,

ТрУсит трусишка, а ослик трусИт.

В лесном замке.

На двери зАмка

Нет замкА.

Живёт щегОл здесь – первый щЁголь,

И утром бЕлка

Из белкА

Ему сбивает гоголь – моголь.


От удивленья охнул кок.

От удивленья охнул кок

И почесал затылок:

Капустный бросился вилОк

Вскачь от ножей и вИлок.


Учащиеся высказывают свое впечатление от урока




7.Домашнее задание.

Параграф.

Записывают домашнее задание.

дополнительная информация

дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями




рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?

Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?


Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?


Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?


Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?






1.


2.




1.


2.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!