Тема урока: Словосочетание
Задачи урока:
-
совершенствовать навыки различия словосочетания
от предложения; научить устанавливать смысловую и грамматическую
связь в словосочетании.
-
развивать внимание, память.
-
воспитывать активность, самостоятельность, умение
работать в оптимальном темпе, осуществлять
самоконтроль.
Цели урока:
Оборудование: интерактивная доска,
таблицы.
ХОД
УРОКА
І.
Сообщение темы урока и его
цели.
ІІ.
Это важно
запомнить
1)Средства связи слов в
словосочетании
2) Строение словосочетаний
3) Виды словосочетаний
4) Разбор словосочетаний
ІІІ.
Проверь себя
Я знаю
Я умею
ІV. Практикум
V.
Контроль
І. Это вы уже знаете?
1) Что такое словосочетание?
2) Какие сочетания слов не являются
словосочетанием?
3) Виды словосочетаний.
4) Словосочетания – синонимы.
5) Порядок разбора
словосочетаний.
ІІ. Это важно
запомнить
1.Средство связи слов в
словосочетании
Что мы знаем о
словосочетании?
Словосочетание – более точно, конкретно,
чем слово, называет предмет, описывает признак, характеризует
действие
Словосочетание – это сочетание главного и
зависимого слов, связанных между собой по смыслу и
грамматически.
Словосочетания образуют только связанные
между собой самостоятельные слов
Словосочетаниями не являются подлежащее и
сказуемое,
однородные члены предложения
Средство связи слов в
словосочетании
Связь слов в
словосочетании
-
Согласование –
это
способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в
тех те формах, что и главное.
-
Управление - это способ подчинительной связи,
при котором зависимое слово ставится при главном слове в
определенном падеже.
-
Примыкание - это способ подчинительной связи,
при котором зависимое слово связывается с главным только по
смыслу.
2. Строение
словосочетаний.
Строение словосочетания – это модель, которая
показывает, какими частями речи выражены главное и зависимое слово
в словосочетании.
Словосочетание состоит из главного и зависимого
слов, располагающихся по – разному:
|
Модели
могут быть разные:
х
Прилаг.
+ сущ.
х
Сущ. +
сущ
х
Прилаг. + сущ. с предл.
х
Гл. + сущ.
х
Гл. + сущ. С предл.
х
Гл. + нар.
|
3. Виды
словосочетаний.
Вид словосочетания определяется по главному
слову.
Именные словосочетания, если главное слово – имя
прилагательное
|
Глагольные словосочетания, если главное слово -
глагол
|
4. Разбор
словосочетаний.
Порядок разбора
1. Указать
главное и зависимое слова.
Поставить
вопрос.
|
2. Указать
какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Назвать вид
словосочетания
|
3. Указать
средства связи зависимого слова с главным
(по смыслу, окончание, предлог)
|
х
Образец:
Ласковое море
( прилаг.
+ сущ.) – именное, согласование.
|
ІІІ. Проверь себя.
Я знаю
Закончи
предложение.
-
В словосочетании от одного слова к другому
… (задается вопрос)
-
Словосочетание состоит из главного и …
(зависимого слов)
-
Словосочетания образуют только связанные между
собой … (самостоятельные слова)
-
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не
является, потому что,… (они оба
главные члены – грамматическая основа
предложения)
-
Для грамматической связи слов в словосочетании
служат … (предлоги и окончании зависимых
слов)
-
В именном словосочетании главное слово выражено
… (именем существительным или именем
прилагательным)
2. Вопрос – ответ
-
Что такое словосочетание?
-
Как определить главное и зависимое слово в
словосочетании?
-
Как различить именные и глагольные
словосочетания?
-
Какие сочетания слов нельзя путать со
словосочетанием?
-
Каков порядок разбора словосочетания?
-
Какой способ связи называется согласованием,
управлением, примыканием?
Я умею
1.Найти
словосочетания.
Вариант 1
-
В осеннем лесу 3. Шел и думал
-
Поздним вечером 4. На прогулке
Вариант 2
-
На столе 3.Синие и красные
-
Колючим кустарником 4.Искать
грибы
Вариант 3
-
От тучи 3. У дальнего горизонта
-
Налетел ветер 4. Разбросанные
листья
Вариант 4
-
Следовать за товарищем 3. Труд и
терпение
-
Связать варежки 4. Зима миновала
2.Обозначьте главное и зависимое слово в
словосочетании
Радостное событие
Перепрыгнуть через лужу
Искреннее слово
Громко чихнуть
Прочитать
оглавление
|
Какой?
х
Прил. + сущ.
Яблочное пюре
|
3.Выделить словосочетания из предложении
Выбери только те сочетания слов, которые
являются словосочетаниями (запишите их номера )
Мы перебрались через лесной овраг и вышли к
небольшой речке.
-
Мы перебрались
-
Через овраг
-
Перебрались и вышли
-
К небольшой речке
-
Вышли к речке
-
Летом и осенью
-
Белки сушат
-
Сушат летом
-
Сушат осенью
-
Сушат шляпки
-
Шляпки грибов
-
Запасливые белки
ІV. Практикум
Задания для самостоятельной
работы.
1 2 3 4 5
-
Заменить,
где это возможно данные словосочетаниями
Образец: Шерстяной шарф –
шарф из шерсти
-
Деревенские улицы, школьная
библиотека
-
Ученическая тетрадь, высокий
человек
-
Бабушкины руки, родной дом, вишневое
варенье
-
Составьте
словосочетания с данными словами . Над главным словом укажите часть
речи.
-
Телевизор, мечта, огромный, рассчитать,
республика, футбол, громадный, канал
-
Составьте
словосочетания по данной схеме
Прил. + сущ.
…………………..
Сущ. + сущ.
…………………..
Прил. + сущ. с прил.
……………………..
Глагол + сущ.
……………………
Глагол + наречие
…………………….
-
Составьте 3
именных и 3 глагольных словосочетаний по картинке. Запишите их в
две колонки, распределяя по видам
словосочетаний.
-
Уточнить
значение данных слов, подобрав к ним зависимые слова и определить
способ связи.
Словосочетания запишите и сделайте разбор трех из
них
-
Доска, печь, собака, стоять, школа,
читать
v. Контроль
Тест
Цель: проверить умение отличить словосочетания от
других сочетаний слов
Вариант 1.
1. а) в осеннем лесу б) на прогулке в) шёл
и думал
г) у юннатов д) поздним вечером
2. а) свежим ветром б) бежать на зарядку в)
летел и кружился
г) около дома д) на мокрой
террасе
3. а) по лесной тропинке б) около дома в)
побежал к реке
г) искрится звезда д) по дороге
4. а) вечная мерзлота б) синие и зелёные в)
у дома
г) расшумелись дерев ья д) к дремучему
лесу
5. а) у дальнего горизонта б) от тучи в)
налетел ветер г) от тучи
д) закружил и разбросал
VІ. Домашняя работа
Составить словосочетания, определить вид и
способ грамматической связи.