I.
Организационный момент. Приветствие. Класс заранее поделен на 3 группы, все задания
будут выполняться в группе.
Когда человек улыбается, у него работает 18
мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц
больше.
-
Что полезнее: хмуриться или улыбаться?
-
давайте улыбнемся друг другу и начнем
работу.
Тема урока: И.С.Тургенев
рассказ «Воробей»
Давайте познакомимся с целью
нашего урока:
7.3.1.1-понимать главную и
второстепенную информцию сплошных и несплашных текстов, связывая
информацию с общеизвестными, повседневными
знаниями.
7.3.6.1. анализировать содержание художественных
произведений (поэтических, прозаических).
Эпиграф
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
И.С.Тургенев
-
Как вы понимаете эти слова?
Любовь – это чувство самоотверженной, сердечной
привязанности
II.Проверка домашнего
задания.
Стратегия «Пазл»
- Давайте вспомним, что такое рассказ, из каких
частей он состоит. Каждой группе 2 конверта с терминами и их
значениями. Нужно правильно сопоставить термин с его
значением.
Рассказ
– это небольшое литературное
произведение.
Повествование
составляет основу рассказа. В центре рассказа
лежит событие (случай, эпизод, происшествие)
Вступление
– помогает читателю понять, о ком идет речь, с чем
будет связано событие и т.д.
Завязка
– момент, с которого начинается событие и от
которого зависит его развитие.
Кульминация
– момент наивысшего напряжения в развитии
события
Развязка
– результат развития события, его заключительный
момент.
Заключение
– итоговая часть, в которой автор делится своими
мыслями по поводу описанных событий, дает оценку
случившемуся.
III.
Изучение нового материала.
Эпиграф
-
Рассказ об
Иване Сергеевиче Тургеневе
Ребята, посмотрите внимательно на портрет
писателя. Каким он вам кажется
человеком?
У
него спокойные добрые глаза, но строгое выражение лица. На этом
портрете он изображен пожилым, так как в его волосах видна
седина.
Великий
русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в
дворянской семье. Детство он провел в поместье родителей в
Спасском-Лутовинове. Московский университет, переход в
Петербургский университет на философский факультет, занятия в
Берлинском Университете (в Германии) - глубокое и разностороннее
образование получил Иван Сергеевич Тургенев. Творческий путь
в литературе Тургенев начинал с романтических
произведений. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как
«…артист, художник и музыкант…» в одном
лице.
Поэтому, еще
при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены
спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева
богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван
Сергеевич воспевает силу любви и жизни. Именно об этом мы сейчас и
прочитаем. Но искусство чтения требует умения: быстро читать, четко
понять, надежно запомнить.
2.КР Словарная работа. Карточка-информатор стр.
65
3.
Работа с текстом
- Что вы знаете об этой
птице?
Слушание
аудиозаписи рассказа «Воробей».
IV.
Освоение изученного материала.
Групповая
работа
1.Работа над текстом по
частям. Чтение с
пометками.
После работы над каждой частью дети на черновиках
записывают заглавие к данной части.
1
группа Озаглавим часть: «Первое
знакомство»
1 часть.
- Где происходят описанные
события?
- Прочитайте, как повела себя
собака.
- Кого увидел автор на
аллее?
- Прочитайте, как описан молодой
воробей.
- Как сидел воробей? (неподвижно, беспомощно
расставив крылышки).
- Почему он так сидел? (не умел
летать)
2
группа Озаглавим часть: «Возвращение с
охоты».
2
часть.
(При анализе части составляется
характеристика)
- Как описывается воробей? (Старый,
черногрудый, взъерошенный)
-
Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное
чудовище)
-
Как оказался воробей рядом с собакой? (Камнем упал, ринулся
спасать, заслонил собой)
-
Что заставило старого воробья спасать
молодого?
-
Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот
момент?
-
Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в
этот момент? (Ему было страшно)
- Но
что же им двигало? (Чувство ответственности,
любовь)
-
Какое чувство у вас появилось к старому
воробью?
-
Как автор говорит о поступке старого воробья?
Прочитайте.
3
группа Озаглавим часть: «Встреча собаки и
воробья».
3
часть.
- Как повел себя Трезор?
Прочитайте.
- Почему он так себя
повёл?
-Что значит «смущенный
пес»?
- Прочитайте, как автор называет воробья. (
Маленькой героической птицей)
- Как понять слово «героическая»? (
Объяснение по словарю С. Ожегова)
- Исходя из толкования слова «героический»,
правильно ли
И.
Тургенев назвал птицу, сделал вывод о своем
герое?
|