2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Открытый урок в 10 классе по теме "К.Г.Паустовский "Бескорыстие"

Открытый урок в 10 классе по теме "К.Г.Паустовский "Бескорыстие"

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок направлен на достижение одной из сложных целей "10.2.5 участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы". Для реализации данной цели предложена стратегия "Звонок на радио"
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады


Раздел: Человек и Родина


Тема: К.Г. Паустовский «Бескорыстие»


Средняя щкола №144 имени Сактапбергена Алжикова

ФИО учителя: Құлжанова Сандуғаш Шакиядинқызы


Класс: 10

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:


Цели обучения:


10.1.3 определять основную мысль текста, выявляя детали, подтверждающие её;

10.2.5 участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы.

10.3.4 владеть стратегиями чтения, включая просмотровое чтение, сканирование и детальное чтение.


Цели урока:


Все учащиеся смогут:


- определить основную мысль текста, выявляя детали;

- участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения;

- владеть стратегиями детального чтения.



Критерии оценивания

- выявляет детали для определения основной мысли,

- использует навыки детального чтения,

- принимает участие в полемике, высказывая свою точку зрения.


Языковая цель

Основные термины и словосочетания: родина, родная земля, бескорыстие, родной край, патриотизм


Привитие ценностей

Воспитание патриотизма, интернационализма, толерантности в русле Стратегии «Казахстан – 2030», государственных программ «Культурное наследие», «Мәңгілік Ел», «Триединство языков»; «Рухани жанғыру», любви и бережного отношения к природе, родному языку, литературе и культуре, родной стране.


Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами: литература, самопознание, география, история.


Навыки использования ИКТ

Использование буктрейлера, презентации.


Этапы урока


Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы


Начало урока



Организационный момент.

Создание коллаборативной среды.

  1. Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
    ( Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.
    – Потому что наступила настоящая
    осень.
    – Сегодня светит солнце.

Может быть, потому что скоро каникулы?)
       Учитель: Да, все, что вы сказали, верно
.А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке .

Актуализация знаний. Прогнозирование.


Стратегия «3 вопроса о понятиях»

БЕСКОРЫСТИЕ, ПАТРИОТИЗМ, ПРИРОДА

- Прочитайте слова на доске и ответьте на вопросы.

- Где вы раньше встречали эти слова?

- Как вы использовали эти слова в своей жизни?

- Каким образом они будут использованы на уроке?

Сообщение темы, цели и критериев урока







Презентация




Середина урока

1-2 мин



Изучение нового материала

Показ буктрейлера "К. Паустовский "Мещерская сторона", созданного учениками.

К. - Какую информацию вы узнали?

- Какие произведения К. Паустовского вы знаете?

("Корзина с еловыми шишками", "Телеграмма", "Кот-ворюга")

- Когда называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Сегодня мы прочитаем одну из глав повести "Мещерская сторона" "Бескорыстие". Сам Паустовский о своей повести говорил:

Это — записи размышлений, простой разговор с друзьями. Это - признание в любви к нашей природе и всей России.

Предтекстовый этап работы с аудиотекстом


И. Лексическая работа

- Соедините стрелками слова с их значениями.

Мещёра

осадочная рыхлая горная порода, находящая применение как горючее полезное ископаемое.

Торф

малопривлекательно

Благосостояние

низменная равнина в междуречье рек Оки, Клязьмы, Москвы, Судогды и Колпи.

Невзрачно

обеспеченность населения государства, социальной группы или класса, семьи, отдельной личности материальными, финансовыми, социальными и духовными благами.


некрасиво

Бескорыстие

Отсутствие заботы о личной

выгоде


Ф. Самооценивание по готовому ключу.


Текстовый этап


Стратегия "Под лупой"


Критерий:

Выявляет детали для определения основной мысли.


УМН: применение


- Послушайте отрывок из главы и определите основную мысль. Какая детальная информация помогает лучше понять идею отрывка? Выпишите примеры из текста.


(Учащиеся заполняют таблицу во время слушания)


Основная мысль

Детали

Любить родину просто потому, что это твоя родина

Любить свою родину, они прекрасны, даже если небогаты.



Транскрипт

БЕСКОРЫСТИЕ


Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!

Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны.

- Как вы думаете, о чем будет дальше идти речь?

- Передайте работу следующей паре справа. Дайте обратную связь чужой работе в виде комментариев.



Задание: прочитайте продолжение главы "Бескорыстие".

Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь


Стратегия "Всплытие"

- Как проявляется патриотизм Паустовского?

- Какие слова помогают раскрыть патриотические чувства писателя?

- Как заглавие связано с темой и основной мыслью?

Дескрипторы:

- определяет основную мысль,

- приводит примеры из текста,

- отвечает на вопросы.

Ф. Взаимооценивание по дескрипторам


Послетекстовый этап


Г. "Двойной пузырь"

Критерий:

Владеть стратегиями детального чтения.

УМН: навыки высокого порядка

- На прошлом уроке мы познакомились с повестью Мориса Симашко "Емшан", главным героем которой был султан Бейбарс. Используя графический органайзер "Двойной пузырь", найдите общее и различие в отношении героев повестей "Емшан" и "Мещерская сторона" к родной земле. Обоснуйте ваше мнение словами-символами Родины из произведений. Подберите пословицу, отражающую основную мысль произведения.


Дифференциальная поддержка: пословицы о родине.

К родине любовь, у семейного очага рождается.

Чем быть султаном в стране чужой, лучше подметкой на земле родной.

Хороший джигит землю объедет, и потом все равно на родину приедет.

Любовь к Родине сильнее смерти.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

На родной стороне даже дым сладок.

Не был на чужбине — не оценить сполна свою страну.

Родная сторона — золотая колыбель.

Дескрипторы:

- определяет основную мысль текста;

- находит пословицу, которая отражает основную мысль произведения;

- приводит цитаты из текста,

- определяет общие факты,

- выявляет различие в патриотизме героев.


Ф. "Сэндвич похвалы"


К. Стратегия "Звонок на радио"

В радиопередаче принимают участие эмигрант (человек, навсегда уехавший из страны) и житель страны. Оба считают себя патриотами своей страны. Учащиеся задают им вопросы, участники импровизируют и отвечают на вопросы в соответствии с их ролью.


Цель: участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая решение проблемы

Критерий:

1. Принимает участие в полемике.

2. Высказывает свою точку зрения.


Задания

Подготовьтесь участвовать в полемике на тему "Что такое настоящий патриотизм?"

Подумайте над вопросами:

Любовь к родине вдали от родины

За горами хорошо песни петь, а жить дома лучше.

1. Составьте 2 вопроса высокого порядка по теме полемики;

2. Подготовьте тезисы и аргументы (факты, мнения)

в пользу своего мнения;

3. Выразите свое мнение. Приведите аргументы из прочитанных текстов.


Дескрипторы:

- принимает участие в полемике;

- задает вопросы по теме;

- аргументирует свое мнение;

- приводит факты и мнения, используя читательский опыт;

- демонстрирует грамотную речь.


Ф. Обратная связь учителя



Буктрейлер






















Карточки


















Презентация




Аудиокнига













































Учебник




























Тексты















Флипчарты, маркеры










Карточки

с пословицами

























Презентация






Конец урока





Рефлексия





Домашнее задание

Подведение итогов

- Хочу завершить урок слова К. Паустовского «Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».


- Что было самым важным на уроке?

- Как бы вы назвали урок?

- За что вы можете себя похвалить?

- За что ты хочешь похвалть себя или кого-то из одноклассников?

Напишите эссе "Картины и звуки моего края"

Презентация



Дополнительная информация

Дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся

Оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи, соблюдение СанПиН, ИКТ компетентность. Связи с ценностями

Дифференциация представлена в виде ресурсов, дескрипторов и различных форм обучения. Для достижения навыка говорения применяется стратегия "Звонок на радио". Более способные обучающиеся выбирают роль ведущего и гостей эфира. При работе по развития навыка слушания предложена поддержка в виде ресурса.


На уроке применяются различные виды оценивания. Самооценивание и взаимооценивание используются при лексической работе и задании по слушанию. Разработанные к заданиям дескрипторы помогают объективно оценить работу. Поощрение учителя благоприятно воздействует на атмосферу урока.

Кабинет организован для групповой работы. Воспитание культурных ценностей, формирование патриотического отношения к родной земле. Различные формы обучения организованы для активного передвижения обучающихся.

Рефлексия.

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?















Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?




Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?


Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?






1.



2.




1.


2.


05 Ақпан 2025
103
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі