Изучение нового
материала
Показ буктрейлера "К.
Паустовский "Мещерская сторона", созданного
учениками.
К.
- Какую информацию вы
узнали?
- Какие произведения К.
Паустовского вы знаете?
("Корзина с еловыми шишками",
"Телеграмма", "Кот-ворюга")
- Когда
называешь имя Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край,
средняя полоса России с ее неброской красотой. Сегодня мы прочитаем одну из глав повести "Мещерская
сторона" "Бескорыстие". Сам Паустовский о своей повести
говорил:
Это — записи размышлений, простой разговор
с друзьями. Это - признание в любви к нашей природе и всей
России.
Предтекстовый
этап работы с аудиотекстом
И.
Лексическая
работа
- Соедините стрелками слова с
их значениями.
Мещёра
|
осадочная рыхлая горная порода, находящая
применение как горючее полезное
ископаемое.
|
Торф
|
малопривлекательно
|
Благосостояние
|
низменная
равнина в междуречье рек Оки, Клязьмы, Москвы, Судогды и
Колпи.
|
Невзрачно
|
обеспеченность населения государства,
социальной группы или класса, семьи, отдельной личности
материальными, финансовыми, социальными и духовными
благами.
|
|
некрасиво
|
Бескорыстие
|
Отсутствие заботы о личной
выгоде
|
Ф.
Самооценивание по готовому ключу.
Текстовый этап
Стратегия "Под
лупой"
Критерий:
Выявляет детали для
определения основной мысли.
УМН: применение
- Послушайте отрывок из главы
и определите основную мысль. Какая детальная информация помогает лучше понять
идею отрывка? Выпишите примеры
из текста.
(Учащиеся заполняют таблицу во
время слушания)
Основная
мысль
|
Детали
|
Любить родину просто
потому, что это твоя родина
|
Любить свою родину,
они прекрасны, даже если
небогаты.
|
|
|
Транскрипт
БЕСКОРЫСТИЕ
Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот
край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и
ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить
свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные
урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего
благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что,
даже небогатые, они для нас прекрасны.
-
Как вы думаете, о чем будет
дальше идти речь?
-
Передайте работу следующей
паре справа. Дайте обратную связь чужой работе в виде
комментариев.
Задание:
прочитайте продолжение главы
"Бескорыстие".
Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен,
хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно,
постепенно.
На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но
чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце,
начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать
свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю
и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное,
как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край,
любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая
любовь
Стратегия
"Всплытие"
- Как проявляется патриотизм
Паустовского?
- Какие слова помогают раскрыть
патриотические чувства писателя?
-
Как заглавие связано с темой и
основной мыслью?
Дескрипторы:
- определяет основную
мысль,
- приводит примеры из
текста,
- отвечает на
вопросы.
Ф. Взаимооценивание по
дескрипторам
Послетекстовый
этап
Г. "Двойной
пузырь"
Критерий:
Владеть стратегиями
детального
чтения.
УМН: навыки высокого
порядка
-
На прошлом уроке мы
познакомились с повестью Мориса Симашко "Емшан", главным героем
которой был султан Бейбарс. Используя графический органайзер
"Двойной пузырь", найдите общее и различие в отношении героев
повестей "Емшан" и "Мещерская сторона" к родной
земле.
Обоснуйте ваше мнение
словами-символами Родины из произведений. Подберите пословицу,
отражающую основную мысль произведения.

Дифференциальная
поддержка: пословицы о
родине.
К родине
любовь, у семейного очага
рождается.
Чем быть
султаном в стране чужой, лучше подметкой на земле
родной.
Хороший джигит землю объедет, и потом все равно
на родину приедет.
Любовь к Родине сильнее
смерти.
На чужой стороне Родина милей
вдвойне.
На родной стороне даже дым
сладок.
Не был на чужбине — не оценить
сполна свою страну.
Родная сторона — золотая
колыбель.
Дескрипторы:
-
определяет основную мысль
текста;
-
находит пословицу, которая
отражает основную мысль
произведения;
-
приводит цитаты из текста,
- определяет
общие факты,
- выявляет
различие в патриотизме героев.
Ф. "Сэндвич
похвалы"
К. Стратегия "Звонок на
радио"
В радиопередаче принимают
участие эмигрант (человек, навсегда уехавший из страны) и житель
страны. Оба считают себя патриотами своей страны. Учащиеся задают
им вопросы, участники импровизируют и отвечают на вопросы в
соответствии с их ролью.
Цель: участвовать в полемике, синтезируя
различные точки зрения и предлагая решение проблемы
Критерий:
1. Принимает участие в
полемике.
2.
Высказывает свою точку
зрения.
Задания
Подготовьтесь участвовать в полемике на тему
"Что такое настоящий патриотизм?"
Подумайте
над вопросами:
Любовь к родине вдали от
родины
За
горами хорошо
песни петь, а жить
дома лучше.
1. Составьте 2 вопроса высокого порядка по теме
полемики;
2.
Подготовьте тезисы и
аргументы (факты, мнения)
в пользу
своего мнения;
3. Выразите свое мнение. Приведите
аргументы из прочитанных текстов.
Дескрипторы:
- принимает участие в
полемике;
-
задает
вопросы по теме;
-
аргументирует свое мнение;
-
приводит факты и
мнения, используя читательский опыт;
- демонстрирует грамотную речь.
Ф. Обратная связь
учителя
|