ИГРА
-ПУТЕШЕСТВИЕ «Я И МОИ ПРАВА»
Цель: Заложить основы
правовой культуры учащихся.
Задачи:
В интересной и занимательной форме ознакомление
детей с основами прав, отражённых в декларации, развитие
способностей анализировать действия, поступки героев
сказок;
Развитие индивидуальных способностей детей к
творческой, деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать
выводы;
Развитие нравственных качеств, осознанного
понимания своих прав и обязанностей, как членов
общества;
Воспитание нравственно – правовой культуры у
учащихся, доброжелательности и контактности в отношении со
сверстниками.
Форма работы:
Игра-путешествие
Оборудование: компьютер,
мультимедиа проектор, экран,
презентация.
Ход общеразвивающего
занятия
Воспитатель: Здравствуйте
ребята, сегодня у нас с вами необычное внеклассное
занятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в
школе недели правовых знаний.
Сегодня мы с вами встретились, чтобы
провести игру-путешествие. А куда? Вы
узнаете, если соберёте мозаику.
Воспитатель: Да, верно,
путешествие в «страну» «Я и мои
права». Слайд 2.
* Мы рассмотрим с
вами значение семьи в жизни
ребёнка.
* Познакомимся с правом жить в
своём доме.
* Получим знание о том, что у каждого ребёнка
есть право на имя, отдых и
образования. Слайд
3.
Прежде чем начать наше занятие хочу прочитать
стихи Абая Кунанбаева Слайд 4.
Воспитатель: Кто такой Абай
Кунанбаев? В этом году мы празднуем 175-
лет великого
писателя.
Мы продолжаем дальше, так как наше занятие
правовое, все права, законы, деклараций, конвенции прав ребенка
составляет наше государство. У каждого государства есть свой права,
законы и обязанности. …
Оказывается, вначале
прошлого века во многих странах мира дети жили в плохих условиях;
они работали, не учились, часто болели. И
тогда добрые взрослые задумались
над тем, как защитить детей.
Международный союз спасения
детей подготовил декларацию прав
ребёнка. Ребята, какое слово (непонятное) новое для
вас?
Декларация – специальный
документ, в котором записаны права всех детей, это рекомендации и
советы о том, как взрослые должны общаться с маленькими людьми,
заботиться о них. Слайд
5.
В: А мы отправляемся
в путешествие по железной
дороге на паровозике «Я и мои
права». Слайд 6.
И из путешествия каждый из вас привезет
в подарок необычный цветок. В добрый
путь.
(Звучит музыка) «Паровозик»
(Лепесток
приклеить)
Воспитатель: 1. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА
СЕМЬЮ» Слайд 7.
Воспитатель: Дети,
подумайте и ответьте, кто вас больше
всего любит, заботиться о вас? (папа, мама,
бабушки, дедушки). Правильно. Ведь это всё ваша
семья.
Слова «Семья»
- замечательное слово. Оно
означает семь Я.
Перед вами лежат листочки с словами (обведите
кружочки те слова, которые
считаете, что это - члены
семьи,
Воспитатель: Семья – это
взрослые и дети, которые живут
вместе, любят друг друга
и заботятся друг о
друге. Слайд 8.
Воспитатель: Послушайте, стихотворение
Слайд
9.
Есть в доме любом семейный
альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в
нём.
Пускай не всегда мы
красивы,
Зато эти фото правдивы.
Воспитатель: А сейчас
игра «Кто я в семье» Слайд
10.
(я буду бросать мяч, тот, кто
поймал, отвечает на
вопрос «кто Я в семье?»).
-для папы? (сын,
дочь)
-для дедушки? (внук,
внучка)
-для сестры? (брат,
сестра)
Усложняем
–кому ты
дочь, сын? (папе, маме)
- кому ты внук, внучка? (дедушке,
бабушке)
- кому ты сестра, брат? (сестре,
брату).
-кто тебе мамина МАМА?
(бабушка)
- кто тебе папин ПАПА?
(дедушка)
- кто тебе мамина СЕСТРА?
(тетя)
-кто ЕЙ ты? (племянник,
племянница).
Молодцы. Спасибо.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, я вам
расскажу историю про девочку
Настю.
Вы, внимательно послушайте и постарайтесь
ответить
– Что поняла
девочка? Слайд 11.
Воспитатель: Жила-была девочка
Настя, очень счастливая, потому что у неё
была большая и дружная семья. В семье были
(мама, папа, две бабушки, и два
дедушки, старший брат, младшая сестра, собачка Тоша и кот
Мурзик).
В семье Насти все любили
друг друга, помогали, делали подарки, устраивали весёлые
праздники и дни рождения.
- Однажды налетел
Сильный Ветер и унёс девочку на Далекий
Остров, где каждый жил сам по
себе.
Настя встретила
там голодного мальчика, девочку
в грязной рваной одежде. Девочка
плакала, потому что у них не было
семьи и им было холодно и
голодно. Не было никого кто бы накормил, согрел, пожалел
и приласкал.
И тогда Настя поняла (так что поняла девочка?) –
ответы детей.
Воспитатель: Верно, все
дети имеют право жить в
семье со своими родителями, которые их любят
и заботятся о них.
(Ребята, кто хочет рассказать о своей
семье?).
Воспитатель: Наше путешествие
продолжается
(Звучит музыка) «Паровозик» (лепесток
приклеить)
2. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА
ЖИЛЬЕ» Слайд
12
Воспитатель: Ребята,
давайте вместе вспомним сказки, герои которых остались
без жилья.
(«Теремок», «Зайкава хатка», «Кошкин дом»,
«Бременские музыканты»). Слайд
13.
Воспитатель: Правильно, если
нарушается право человека на
жилище, значит, ему негде жить, негде укрыться от
дождя и снега, особенно плохо детям без
дома. Каждый, ребёнок имеет право на
жильё.
Я
предлагаю вам построить свой дом
из разрезной бумаги
Воспитатель: Какой
красивый дом получился в
микро-группе!
Воспитатель: Дети, а сейчас
опрос-интервью!
Скажите, - Какие бывают
дома? - (одноэтажные, многоэтажные, деревянные,
кирпичные.)
- В каком доме живёшь
ты?
- Как называется твоя
улица?
Слайд 14.
Воспитатель: Все мы, дети
и взрослые, имеем право
жить в чистом и красивом доме, поэтому сами
должны беречь жильё и
поддерживать чистоту в нём.
Воспитатель: Послушаем
стихотворение «Пятёрка по
письму».
Это Светкина
пятёрка,
Погубила новый
дом!
Наша Светка, где
попало
Пишет мелом и
углём!
Нашу лестничную
клетку
Даже с мылом не
отмыть!
Ох, не надо было
Светку
В школе грамоте учить! Слайд
15.
Воспитатель: Кто из вас поступает так, как
Света?
Нам сейчас ребята напомнят правило
поведения в подъезде.
1. НЕ ЛОМАТЬ КНОПКИ ЛИФТА,
ДОМОФОНА.
2. НЕ РИСОВАТЬ НА
СТЕНАХ.
3. МУСОР БРОСАТЬ В УРНЫ,
МУСОРОПРОВОД.
4. НЕ КРИЧАТЬ В
ПОДЪЕЗДЕ.
5. БЕРЕЖНО ОТНОСТЬСЯ КО ВСЕМУ, ЧТО
СДЕЛАНО ЛЮДЬМИ ДЛЯ КРАСОТЫ И
УЮТА. Слайд 16
Воспитатель: Ребята эти права должны соблюдаться не только в
подъезде, но и в транспорте, в школе и общественных
местах.
Наше путешествие продолжается (Звучит музыка)
Паровозик»
3. СТАНЦИЯ «Право на отдых
Слайд
17. Физминутка
Воспитатель: Ст. 22 Закона РК
«О правах ребёнка» гласит «Каждый ребёнок имеет право на
отдых».
(И мы сейчас воспользуемся этим
правом.) «Танец
паровозик»
Воспитатель: Ребята, на
предыдущей станции, в вагончик вошёл
Буратино, он будет с нами, отдыхать и одновременно
обучаться правилам поведения на
уроке.
Я буду называть действия ученика на
уроке - если вы считаете
их правильными (Хлопайте) - если нет (Топайте).
* приходить в школу
во время (Хлопайте)
* есть конфеты
(Топайте)
* слушать
учителя
* опаздывать на
урок
* отвечать на
вопросы
* спать на
уроке
* выполнять домашнее
задание
* жевать жевательную
резинку
* вертеться на
уроке.
Воспитатель: Буратино ты понял как надо
себя вести на уроке?
Буратино:
На уроке не
вертеться,
А старательно
учиться,
На вопросы
отвечать.
И десятки
получать.
В: Путешествие
наше продолжается (Возьмём Буратину
с собой?) Ответы.
(Звучит
музыка) «Паровозик»
4. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА
ИМЯ» Слайд 18.
Воспитатель: -
Ребята, ещё в далёкие времена, когда
люди жили в пещерах, чтобы отличаться, друг от друга, они
придумывали себе - клички,
например: Зоркий глаз, Верная рука, Доброе
сердце… Потом имена стали давать родители.
Имена стали короче - так было удобнее обращаться к
человеку.
Слайд 19
Воспитатель: Сейчас мы узнаем,
что означают имена участников нашего
путешествия: (озвучивание). Арина, Рустам, Ангелина, Дмитрий,
Валентина, Анастасия, Ерсайн, Даниил, Варвара,
Кирилл Слайд 20
Воспитатель: Каждый ребёнок имеет право на то,
чтобы его звали по
имени, но никто не имеет право
дразнить, придумывать им клички. Грубое
обращение Танька, Димка…
также нарушение прав ребёнка, ведь очень обидно, когда твоё
имя произносят так пренебрежительно, будто ты не
человек, а кот…Васька.
(видео
-ролик)
Воспитатель: Наше путешествие
продолжается (Звучит музыка) «Паровозик»
(Лепесток
приклеить).
5. СТАНЦИЯ «ПРАВО НА
ОБРАЗОВАНИЕ» Слайд 21.
Воспитатель: Ребята, представьте, что
вы стали взрослыми. Кем вы станете?
(опрос).
– Что нужно делать, для того, чтобы кем-то
быть?
Верно, надо много знать, уметь, а для этого
надо хорошо учиться.
Воспитатель: Я убеждена в
том, что все мечты и желания ваши
обязательно исполнятся, потому что у
вас есть право на
учёбу, право на
образование.
А чему же учат в школе? писать, читать,
рисовать, а также воспитывают любовь к природе, уважение
к людям, их
правам.
Воспитатель: А сейчас,
посмотрите мини -
инсценировку «Урок». Слайд
22
Воспитатель: Ребята, а нужно ли учиться? Может
интереснее быть необразованными Буратинами? Действительно, если бы
люди не учились, они бы ничего не изобрели,&nb