Цель урока или результаты
обучения
|
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
Ю.О.Домбровского
и с фрагментом романа «Хранитель древностей»,
его особенностями;
развивать навыки анализа художественного
произведения, навыки выразительного
чтения; воспитывать у
учащихся интерес к
истории казахского народа; проанализировать фрагмент
из романа с точки зрения изображения в нем мира природы и
взаимоотношений человека и природы; развивать зрительную, слуховую
память, внимание,
восприятие;
|
Перечень профессиональных умений, навыков, осваиваемых
обучающимися в ходе учебных занятий.
|
Анализ, обобщение,
оценка
|
2. Подготовительный
этап к объяснению нового материала(прогнозирование новой
темы) 2
мин.
|
Эпиграф урока: Когда спросят нас, что мы делаем,
мы ответим: мы вспоминаем.
Да, мы память человечества,
поэтому мы, в конце концов,
непременно победим;
когда-нибудь мы вспомним так много,
что выроем самую глубокую могилу в мире.
Р.Бредбери.
|
3. Объяснение нового
материала 24 минут
|
Презентация
Биография и история создания
романа.
Ю́рий О́сипович
Домбро́вский (12
мая 1909, Москва — 29
мая 1978, там же) — советский прозаик, поэт, литературный критик. Действие романа
"Хранитель древностей" происходит в 30-х годах, в Казахстане.
Главный герой, Зыбин, приезжает в Алма-Ату и поступает хранителем в
городской музей, разбирая и упорядочивая его коллекции.
В "Хранителе древностей" практически не происходит значимых
событий, трудно выделить какой-то четкий сюжет (по прочтении на
какое-то мгновение возникает вопрос: а о чем вообще был роман?) - в
книге просто описывается размеренная, тихая повседневная жизнь
героя и окружающих его людей, с отступлениями-размышлениями, как
водится, и с интересными этнографическими зарисовками и упоминанием
любопытных исторических деталей. Но очень быстро это ощущение
непонимания пропадает - оказывается, не обязательно нужно лихо
закручивать сюжет, чтобы сказать что-то очень важное. Весь ужас
37-го года станет понятен позднее, в продолжении - романе
"Факультет ненужных вещей", а пока мы видим лишь предзнаменования
будущего ада, всполохи грозы на горизонте. Но и от этих всполохов -
когда к читателю приходит понимание происходящих в романе событий
(оно и к героям приходит не сразу!) - становится не по себе.
И еще - роман нужно перечитывать: не все заметно с первого взгляда,
нужно всматриваться пристальнее, Домбровский пишет очень глубоко,
на несколько слоев. Зато - если вглядеться - можно получить
колоссальное удовольствие! Приведу мой личный опыт: прочитав роман,
спустя несколько дней открыл его снова, и на первой же странице
обнаружил потрясающее - "Час стоял ранний, дорога предстояла
дальняя. От станции до города меня довезли, а по городу надо было
идти пешком. Но Алма-Ата спала, спросить дорогу было не у кого, и я
двинулся наугад. Просто потому пошел, что лучше
все-таки идти, чем стоять". Это ли не гениально? "... лучше
все-таки идти, чем стоять" - на моей памяти, навскидку, фразы
такого уровня вспоминаются только у Гессе.
Особую изюминку роману придает его значительная автобиографичность:
автор, как и герой, жил некоторое время в Казахстане; одна из
героинь романа - девушка Клара, и жену Домбровского зовут Клара
Фазулаевна; Юрий Осипович попал под лавину репрессий в конце
тридцатых и сидел в лагерях - и главный герой Зыбин в продолжении
романа, "Факультет ненужных вещей", повторит судьбу автора.
Чтение отрывка романа.
|
4. Закрепление нового
материала
10 минут
|
–Чем отличается этот отрывок от
«Робинзона Крузо»?
-Каким был город в 40-е
годы
-Какие чувства он вызывает у
писателя?
-Образы: перечислите. Запахи, слуховые,
зрительные.
Тополь алматинский-
пирамидальный.
Вывод: Каковы взаимоотношения человека и природы
в
данном отрывке?
-Причинен ли вред природе строительством
города?
|
6. Подведение итогов урока
и рефлексия
5 мин.
|
Этап рефлексии: Стратегия
«Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока
с
пожеланиями соседу по парте и
отправить.
- Чему научил вас урок?
-
Какое впечатление осталось у вас от урока?
|