Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Патриотическое культурно-творческое воспитание в организациях дошкольного образования
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«Патриотическое культурно-творческое воспитание в организациях дошкольного образования»
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения.
В этой связи основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. С этой целью в организации учебно-воспитательного процесса мы руководствуемся программой "Балбобек", которая была разработана учеными Института дошкольного воспитания Казахской Академии образования имени И. Алтынсарина. В программе "Балбобек" определено содержание образовательно-воспитательного процесса, указаны цели и задачи непрерывного образования, воспитания и обучения первоначальным знаниям и навыкам, пути формирования нравственно-патриотического воспитания на основе национальных обычаев и традиций народа.
"Отан оттан да ыстык, " — "Родина греет жарче огня" гласит казахская пословица. Чувство Родины начинается у ребенка с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры на проспект, носящий имя Абая, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознаны, все равно они играют огромную роль в становлении личности, ибо чуство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
"Ты вспоминаешь Родину такой, какой ее ты в детстве увидал " — сказал поэт К.Симонов. И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.
Наш город Алматы — город с интересной исторической судьбой. Изучение истории города дает богатый материал, который является основой воспитания у детей патриотических чувств. На занятиях, во время экскурсий, на прогулках, мы рассказываем детям о памятных местах, которые носят имена великих сыновей казахского народа, о названиях больших проспектов и улиц, и в частности, о улице Ж.Саина, где расположен наш детский сад. Мы проводили игру "Улицы нашего города", согласно правилам которой участники рассказывают об улицах, которые назовет ведущий.
Особое значение в воспитании патриотических чувств у дошкольников мы придаем родному слову, изобразительному исскусству, музыке. Знакомим детей с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, загадками, а также с прикладным народным творчеством. Воспитатели оформляли альбомы: "Мой город - Алматы", "Казахстан", "Астана — столица нашей Родины". В игровые уголки внесли элементы народного творчества - предметы быта казахского народа, сшили куклам национальные костюмы, наполнили книжные уголки сборниками казахских народных сказок, организовали и продолжаем оформлять выставки детских рисунков на темы: "Народная роспись", "На джайлау", "Моя Родина — Казахстан".
Дети рисуют, лепят, поют песни на русском и казахском языках — о Казахстане, о любимом городе; они танцуют; учатся воспроизводить орнаменты изделий, созданных родным народом. Неоценимую помощь по формированию патриотизма у детей оказывает книга. Воспитатели прочитали детям старшего дошкольного возраста казахскую народную сказку "Чудесная шуба", "Ер тостик", С.Сейфуллина "Дом бедняка", Н.Некрасова "Мужичок с ноготок", "На Волге". Показали иллюстрации о жизни детей в дореволюционное время, репродукции картин В.Петрова "Тройка", А.Корзухина "У краюшки хлеба". Чтение литературных произведений пополняет знания детей о нашей Родине.
В беседах с детьми важно отметить, что 25 октября — день Республики. В этот день проводятся тематические занятия-беседы о символах нашей Республики, о дружбе народов, населяющих нашу страну, дети читают стихи, рисуют, делают поделки.
Примерные темы бесед:
-
Беседа о символике республики Казахстан. Цель: воспитывать патриотические чувства, закреплять умение узнавать Герб, Флаг, Гимн Казахстана.
-
Беседа о жизни народов нашей страны. Цель: обобщить представления детей о жизни и быте народов Республики, воспитывать дружеские чувства к людям других национальностей.
-
Сюжетно-ролевая игра "Наши гости". Цель: представление о жизни народа из других областей Казахстана. Расширять представления о богатстве нашего края, о труде взрослых.
Быть гражданином Республики Казахстан - значит непременно быть интернационалистом. Развивать у детей чувство симпатии и положительного отношения ко всем народам, населяющим нашу страну, что является одной из важнейших задач. Дети должны знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого из них своя культура, свой язык, национальные костюмы, обычаи и традиции. В своей работе мы использовали различные средства. Это и куклы в национальных костюмах, и грамзаписи национальных песен и мелодий, и показ национальных обрядов "Бесжке салу", "Атк,а мшпзу", "Тусау кесу", празднование традиционной русской "Масленницы".
В патриотическом воспитании будущих поколений основное значение имеют героические подвиги защитников нашей Родины. На ярких фактах из жизни героев Маншук Маметовой, Тулегена Тохтарова, Алии Молдагуловой формируем у детей представление о долге перед страной, о любви к Отчизне.
Накануне праздника Победы проводим с детьми беседы о героической борьбе казахстанцев в годы Великой Отечественной Войны, о том как сражались их деды, отстаивая независимость Родины. К 55-летию Победы подготовили иллюстративный материал о войне, организовали выставку детских рисунков и поделок, посвященных ВОВ, итогом проведенной работы стало тематическое музыкальное занятие на патриотическую тему. Детям давали поручение: расспросить родителей о памятниках, изображенных на иллюстрациях, побывать в этих местах с родителями и рассказать друзьям об увиденном и услышанном. Так была создана атмосфера поисково-познавательного характера. Мы информируем родителей, на что нужно обратить внимание, какие книги прочитать детям, советуем в воскресные дни сходить к памятнику Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, рассказать своим детям об их подвиге, к Мемориалу Славы, попросили показать артиллерийские пушки, которые находятся в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев — это памятник героям-артиллеристам за доблесть, мужество, несгибаемую стойкость в обороне г. Москвы.
Мы старались подвести детей к выводу, что наш город благодарен воинам за то, что они завоевали для нас счастливую жизнь, поэтому свою благодарность отражают в мемориалах, памятниках, названиях улиц, площадей, народ помнит о них и передает
свои знания детям.
Обращаем внимание детей, что героическое - рядом, в наших буднях. Наши дети ежедневно видят: как отец и мать уходят на работу, старшая сестра или брат посещают школу, у бабушки много дел дома. За пределами семьи дети видят труд взрослых: строители строят дома, водители управляют транспортом, развозя людей в разные концы города, в детском саду воспитатель и няня выполняют свои обязанности. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает понимать, что труд приносит всем пользу. Благодаря их труду крепнет и прцветает наш город. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию претворяется в жизнь, находит свое отражение в формировании стойких патриотических чувств к родному дому, краю, Родине. Верится, что работа даст свои положительные результаты.
Символы Республики Казахстан.
Цель: Дать понятие о суверенном государстве Казахстан. Объяснить значение символики на гербе, флаге. Учить отличать символику Республики Казахстан от символики других государств. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей. Учить дорожить дружбой народов и гордиться своей Родиной.
Формировать первые представления о географии (города, моря, реки) республики.
Наглядность: глобус, карта Республики Казахстан, флаг РК, изображение герба РК, диафильм, иллюстрации, ТСО.
Методические приемы: объяснение, беседа, дидактические игры, выполнение практических заданий.
Обогащение словаря: герб, флаг, символика, планета, государство, целина.
Предварительная работа с детьми до проведения занятий: беседы о жизни казахов, рассматривание иллюстраций "Кшз уй", экскурсии в Музей истории Казахстана, слушание казахских народных сказок "Ертостик", составление узоров по мотивам казахских орнаментов. Заучивание пословиц о Родине, стихотворений о флаге. Рисование, лепка, аппликация деталей символики Республики Казахстан. Составление рассказов об увиденном на экскурсиях.
Ход занятий:
(Дети поют гимн.)
Показать детям глобус и задать вопросы:
-
Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
-
Наша планета называется Земля.
-
На что похожа наша планета?
-
На шар.
-
Какой цвет преобладает на глобусе?
-
Синим цветом обозначены моря и океаны.
-
Правильно, дети, синего цвета больше.
-
А как вы думаете, что обозначено на глобусе желтым цветом?
-
Желтым цветом обозначены страны и государства.
-
Какие страны на планете Земля вы знаете?
-
Как называется страна, в которой мы живем?
-
Мы живем в Казахстане. Посмотрите на карту, видите, какая большая наша страна. Кто хочет показать на карте наш Казахстан? (Один или двое детей показывают территорию Казахстана).
-
Посмотрите, как много разных стран на планете Земля, поэтому каждая страна имеет свою символику.
-
Назовите государственные символы Республики Казахстан?
-
Кто из вас хорошо запомнил, повторите символы Казахстана?
-
Ребята, а что такое герб?
-
Посмотрите внимательно на герб Казахстана, скажите, какие предметы вам знакомы?
-
Как вы думаете, почему шанырак изображен на гербе?
-
Шанырак символизирует купол юрты. А юрта - древний национальный очаг казахского народа.
-
Подумайте, почему казахи жили в юртах? Чем они удобны?
-
Кто может сказать, из каких деталей состоит юрта?
-
Из какого материала изготавливают юрту?
-
Да, ребята, шанырак юрты - это очаг семьи, а много семей - это уже целый мир.
-
Дети, как называются сказочные лошади, изображенные на гербе?
-
А в каких произведениях вы слышали о тулпарах?
-
Где еще вы видели тулпаров?
-
Вспомните, в каких сказках упоминаются тулпары?
-
Сказочные тулпары часто встречаются в казахских народных сказках, они помогают человеку достичь своей цели, своей мечты. Тулпар - быстрый, как ветер, и летит к свободе.
-
Дети, какой предмет мы еще не назвали?
-
Почему звезда изображена на гербе Казахстана?
-
Где еще встречаются звезды?
-
Какие небесные звезды вам знакомы?
-
У каждого человека есть своя путеводная заезда. Есть она и у нашей страны. (Ребенок читает стихотворение.)
(Физминутка или имитация казахской национальной игры "Кь13 куу".)
-
Кроме герба, к государственной символике относится флаг. (Из подготовленных заранее материалов дети должны выбрать необходимые детали и составить с помощью аппликации флаг РК.)
-
Дети, выберите нужные предметы, и составьте аппликацией флаг Республики Казахстан.
Вопросы после выполнения работы:
-
Какие элементы нужны были в работе?
-
На какую геометрическую фигуру по форме похож наш флаг?
-
Как по-другому можно назвать эту фигуру?
-
Сколько углов на флаге?
-
Сколько сторон у флага?
-
Сколько одинаковых сторон у флага?
-
Покажите, какие стороны одинаковые?
-
Как расположены они относительно друг к другу?
-
Как по-другому называют эти стороны?
-
Опишите флаг Республики Казахстан.
А сейчас мы поиграем в игру "Кто больше?" ( Кто больше назовет слов на казахском языке.)
На фланелеграфе иллюстрации солнца, орла, флага, неба, герба... Дети берут иллюстрацию и называют на казахском языке, что изображено.
-
Мынау не?
-
Жалау қандай?
-
Жалаудың түсі қандай?
-
Жалауда қандай сурет бар?
-
"Біздің ту" деген тақпақты айтып беріңдер.
Айнымайды аспаннан
Біздің тудың бояуы
Көк аспанда кызыл күн
Көк аспанда жас кыран.
- Отан туралы мақал-мәтелдерді кім біледі?
Отан оттан да ыстық.
Отансыз адам ~~ ормансыз бұлбұл.
Отан үшін күрес,
Ерге тиген үлес.
- Тамаша! Енді "Отан" деген өлеңді айтайык,.
(Звучит песня. После нее ребенок рассказывает стихотворение. Н. Забилы "Любимый край".) Физминутка: песня "Астана" в исполнении Б. Шадаевой.
"Любимый край, моя земля, И север есть у нас и юг,
Родимые просторы! Сады цветут на юге,
У нас и реки и поля, На севере снега вокруг —
Моря, леса и горы. Там холода и вьюги...
Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной. "
-
Чем отличаются люди разных национальностей? (Ответы детей.)
-
Хорошо ответили! А теперь поиграем в игру "Найди пару".
(Из кукол мальчиков и девочек, одетых в разные национальные костюмы, составить пары.)
-
Дети, правильно ли составлены пары?
-
Каким образом можно в этом убедиться?
-
Да, Казахстан - многонациональная страна, мы все любим свою Родину, и хотим сделать ее еще прекрасней и богаче.
-
Посмотрите на карту, Казахстан очень большой, и климат в разных местах различный. На Севере Казахстана много снега, а на юге — жарко, и снега почти не бывает. Значит, и люди заняты различным трудом.
Я буду показывать вам иллюстрации, а вы определите, какая это часть Казахстана?
( Воспитатель показывает иллюстрацию гор, цветущих садов, апорт.)
-
Какой город изображен на иллюстрации?
-
Как вы догадались?
-
Как называют людей, которые работают в садах?
- Какие предметы можно
нарисовать на символе города Алматы?
Чтение стихотворения "Песня о моем городе" Д.Снегина.
Есть город в Казахстане, В том городе заветном
Чудесный город-сад. Стоят деревья в ряд.
У самых гор Тянь —ИІаня И под весенним ветром
Дворцы его стоят. Они шумят, шумят...
А в небе, над дворцами
Фонтанами, цветами
Пестрит Алма-Ата...
Воспитатель показывает иллюстрацию: поле пшеницы, город у реки.
-
Что это за город?
-
Как вы узнали, что это город Астана?
-
К слову Астана какое еще слово нужно добавить?
-
Чем славится этот край?
-
Люди какой профессии работают на полях?
В 50-е годы люди из разных Республик приехали в нашу бескрайнюю степь, и засеяли пшеницей. Эти поля называются целинными.
- Отгадайте загадку:
Широко, а не море, Золото, а не деньги, Сегодня на эемле, Л завтра на столе. (хлеб)
Воспитатель показывает иллюстрацию: море, рыбаки. нефтяные вышки.
-
Какое море в Казахстане вы знаете?
-
Чем славится Каспийское море?
-
Как называют людей, которые ловят рыбу?
-
А тех людей, кто добывает нефть?
-
Какой город расположен у берега Каспийского моря?
-
А кто расскажет стихотворение о рыбаках?
Кто сказал, что рыбаки молчаливы?
Слышишь, песенка плывет над заливом?
Вышли в море рыбаки на рассвете,
Свежей рыбы для страны полны сети.
Воспитатель показывает иллюстрацию космодрома, ракеты.
-
Как называется этот край Казахстана?
-
Чем славится Байконур?
-
Кто назовет фамилии казахстанских космонавтов?
Наше путешествие по Казахстану завершилось. Вы узнали, как много людей разных национальностей и различных профессий живут в нашей стране. Благодаря их труду крепнет и процветает наша страна.
2 - ая половина дня.
-
Просмотр диафильмов.
-
Продолжать разучивать стихотворения и песни о Родине, об Астане.
-
Лепка элементов герба.
-
Сюжетно-ролевая игра в юрте.
-
Подвижные казахские национальные игры.
-
Задание на дом.
а) нарисовать тулпаров;
б) найти иллюстрацию с изображениям тулпаров.
Учитель казахского языка: Макаева Ж.А.
ЗНАКОМСТВО С КАЗАХСКОЙ ЮРТОЙ
(подготовительная группа)
Под звуки нежно льющейся казахской мелодии дети медленно входят в зал, затем рассматривают предметы выставки.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
"В доме этом нет угла Вот уж рай для неслуха! И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь. "
Правильно, дети, это юрта - основное жилище казахов-скотоводов.