
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Патриотическое культурно-творческое воспитание в организациях дошкольного образования
«Патриотическое культурно-творческое воспитание в организациях дошкольного образования»
Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новой образовательной политикой суверенной республики Казахстан, направленной на возрождение духовной, культурно-созидающей роли системы образования в обществе. Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения.
В этой связи основной задачей общественности, семьи, детского сада является воспитание гармонически развитой личности с национальной психологией, воспитанной на лучших традициях народа. С этой целью в организации учебно-воспитательного процесса мы руководствуемся программой "Балбобек", которая была разработана учеными Института дошкольного воспитания Казахской Академии образования имени И. Алтынсарина. В программе "Балбобек" определено содержание образовательно-воспитательного процесса, указаны цели и задачи непрерывного образования, воспитания и обучения первоначальным знаниям и навыкам, пути формирования нравственно-патриотического воспитания на основе национальных обычаев и традиций народа.
"Отан оттан да ыстык, " — "Родина греет жарче огня" гласит казахская пословица. Чувство Родины начинается у ребенка с любви к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартиры на проспект, носящий имя Абая, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа — все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознаны, все равно они играют огромную роль в становлении личности, ибо чуство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
"Ты вспоминаешь Родину такой, какой ее ты в детстве увидал " — сказал поэт К.Симонов. И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос.
Наш город Алматы — город с интересной исторической судьбой. Изучение истории города дает богатый материал, который является основой воспитания у детей патриотических чувств. На занятиях, во время экскурсий, на прогулках, мы рассказываем детям о памятных местах, которые носят имена великих сыновей казахского народа, о названиях больших проспектов и улиц, и в частности, о улице Ж.Саина, где расположен наш детский сад. Мы проводили игру "Улицы нашего города", согласно правилам которой участники рассказывают об улицах, которые назовет ведущий.
Особое значение в воспитании патриотических чувств у дошкольников мы придаем родному слову, изобразительному исскусству, музыке. Знакомим детей с истоками народной мудрости: сказками, пословицами, поговорками, песнями, загадками, а также с прикладным народным творчеством. Воспитатели оформляли альбомы: "Мой город - Алматы", "Казахстан", "Астана — столица нашей Родины". В игровые уголки внесли элементы народного творчества - предметы быта казахского народа, сшили куклам национальные костюмы, наполнили книжные уголки сборниками казахских народных сказок, организовали и продолжаем оформлять выставки детских рисунков на темы: "Народная роспись", "На джайлау", "Моя Родина — Казахстан".
Дети рисуют, лепят, поют песни на русском и казахском языках — о Казахстане, о любимом городе; они танцуют; учатся воспроизводить орнаменты изделий, созданных родным народом. Неоценимую помощь по формированию патриотизма у детей оказывает книга. Воспитатели прочитали детям старшего дошкольного возраста казахскую народную сказку "Чудесная шуба", "Ер тостик", С.Сейфуллина "Дом бедняка", Н.Некрасова "Мужичок с ноготок", "На Волге". Показали иллюстрации о жизни детей в дореволюционное время, репродукции картин В.Петрова "Тройка", А.Корзухина "У краюшки хлеба". Чтение литературных произведений пополняет знания детей о нашей Родине.
В беседах с детьми важно отметить, что 25 октября — день Республики. В этот день проводятся тематические занятия-беседы о символах нашей Республики, о дружбе народов, населяющих нашу страну, дети читают стихи, рисуют, делают поделки.
Примерные темы бесед:
-
Беседа о символике республики Казахстан. Цель: воспитывать патриотические чувства, закреплять умение узнавать Герб, Флаг, Гимн Казахстана.
-
Беседа о жизни народов нашей страны. Цель: обобщить представления детей о жизни и быте народов Республики, воспитывать дружеские чувства к людям других национальностей.
-
Сюжетно-ролевая игра "Наши гости". Цель: представление о жизни народа из других областей Казахстана. Расширять представления о богатстве нашего края, о труде взрослых.
Быть гражданином Республики Казахстан - значит непременно быть интернационалистом. Развивать у детей чувство симпатии и положительного отношения ко всем народам, населяющим нашу страну, что является одной из важнейших задач. Дети должны знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого из них своя культура, свой язык, национальные костюмы, обычаи и традиции. В своей работе мы использовали различные средства. Это и куклы в национальных костюмах, и грамзаписи национальных песен и мелодий, и показ национальных обрядов "Бесжке салу", "Атк,а мшпзу", "Тусау кесу", празднование традиционной русской "Масленницы".
В патриотическом воспитании будущих поколений основное значение имеют героические подвиги защитников нашей Родины. На ярких фактах из жизни героев Маншук Маметовой, Тулегена Тохтарова, Алии Молдагуловой формируем у детей представление о долге перед страной, о любви к Отчизне.
Накануне праздника Победы проводим с детьми беседы о героической борьбе казахстанцев в годы Великой Отечественной Войны, о том как сражались их деды, отстаивая независимость Родины. К 55-летию Победы подготовили иллюстративный материал о войне, организовали выставку детских рисунков и поделок, посвященных ВОВ, итогом проведенной работы стало тематическое музыкальное занятие на патриотическую тему. Детям давали поручение: расспросить родителей о памятниках, изображенных на иллюстрациях, побывать в этих местах с родителями и рассказать друзьям об увиденном и услышанном. Так была создана атмосфера поисково-познавательного характера. Мы информируем родителей, на что нужно обратить внимание, какие книги прочитать детям, советуем в воскресные дни сходить к памятнику Маншук Маметовой и Алии Молдагуловой, рассказать своим детям об их подвиге, к Мемориалу Славы, попросили показать артиллерийские пушки, которые находятся в парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев — это памятник героям-артиллеристам за доблесть, мужество, несгибаемую стойкость в обороне г. Москвы.
Мы старались подвести детей к выводу, что наш город благодарен воинам за то, что они завоевали для нас счастливую жизнь, поэтому свою благодарность отражают в мемориалах, памятниках, названиях улиц, площадей, народ помнит о них и передает
свои знания детям.
Обращаем внимание детей, что героическое - рядом, в наших буднях. Наши дети ежедневно видят: как отец и мать уходят на работу, старшая сестра или брат посещают школу, у бабушки много дел дома. За пределами семьи дети видят труд взрослых: строители строят дома, водители управляют транспортом, развозя людей в разные концы города, в детском саду воспитатель и няня выполняют свои обязанности. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок начинает понимать, что труд приносит всем пользу. Благодаря их труду крепнет и прцветает наш город. Таким образом, работа по патриотическому воспитанию претворяется в жизнь, находит свое отражение в формировании стойких патриотических чувств к родному дому, краю, Родине. Верится, что работа даст свои положительные результаты.
Символы Республики Казахстан.
Цель: Дать понятие о суверенном государстве Казахстан. Объяснить значение символики на гербе, флаге. Учить отличать символику Республики Казахстан от символики других государств. Воспитывать нравственно-патриотические чувства у детей. Учить дорожить дружбой народов и гордиться своей Родиной.
Формировать первые представления о географии (города, моря, реки) республики.
Наглядность: глобус, карта Республики Казахстан, флаг РК, изображение герба РК, диафильм, иллюстрации, ТСО.
Методические приемы: объяснение, беседа, дидактические игры, выполнение практических заданий.
Обогащение словаря: герб, флаг, символика, планета, государство, целина.
Предварительная работа с детьми до проведения занятий: беседы о жизни казахов, рассматривание иллюстраций "Кшз уй", экскурсии в Музей истории Казахстана, слушание казахских народных сказок "Ертостик", составление узоров по мотивам казахских орнаментов. Заучивание пословиц о Родине, стихотворений о флаге. Рисование, лепка, аппликация деталей символики Республики Казахстан. Составление рассказов об увиденном на экскурсиях.
Ход занятий:
(Дети поют гимн.)
Показать детям глобус и задать вопросы:
-
Ребята, как называется планета, на которой мы живем?
-
Наша планета называется Земля.
-
На что похожа наша планета?
-
На шар.
-
Какой цвет преобладает на глобусе?
-
Синим цветом обозначены моря и океаны.
-
Правильно, дети, синего цвета больше.
-
А как вы думаете, что обозначено на глобусе желтым цветом?
-
Желтым цветом обозначены страны и государства.
-
Какие страны на планете Земля вы знаете?
-
Как называется страна, в которой мы живем?
-
Мы живем в Казахстане. Посмотрите на карту, видите, какая большая наша страна. Кто хочет показать на карте наш Казахстан? (Один или двое детей показывают территорию Казахстана).
-
Посмотрите, как много разных стран на планете Земля, поэтому каждая страна имеет свою символику.
-
Назовите государственные символы Республики Казахстан?
-
Кто из вас хорошо запомнил, повторите символы Казахстана?
-
Ребята, а что такое герб?
-
Посмотрите внимательно на герб Казахстана, скажите, какие предметы вам знакомы?
-
Как вы думаете, почему шанырак изображен на гербе?
-
Шанырак символизирует купол юрты. А юрта - древний национальный очаг казахского народа.
-
Подумайте, почему казахи жили в юртах? Чем они удобны?
-
Кто может сказать, из каких деталей состоит юрта?
-
Из какого материала изготавливают юрту?
-
Да, ребята, шанырак юрты - это очаг семьи, а много семей - это уже целый мир.
-
Дети, как называются сказочные лошади, изображенные на гербе?
-
А в каких произведениях вы слышали о тулпарах?
-
Где еще вы видели тулпаров?
-
Вспомните, в каких сказках упоминаются тулпары?
-
Сказочные тулпары часто встречаются в казахских народных сказках, они помогают человеку достичь своей цели, своей мечты. Тулпар - быстрый, как ветер, и летит к свободе.
-
Дети, какой предмет мы еще не назвали?
-
Почему звезда изображена на гербе Казахстана?
-
Где еще встречаются звезды?
-
Какие небесные звезды вам знакомы?
-
У каждого человека есть своя путеводная заезда. Есть она и у нашей страны. (Ребенок читает стихотворение.)
(Физминутка или имитация казахской национальной игры "Кь13 куу".)
-
Кроме герба, к государственной символике относится флаг. (Из подготовленных заранее материалов дети должны выбрать необходимые детали и составить с помощью аппликации флаг РК.)
-
Дети, выберите нужные предметы, и составьте аппликацией флаг Республики Казахстан.
Вопросы после выполнения работы:
-
Какие элементы нужны были в работе?
-
На какую геометрическую фигуру по форме похож наш флаг?
-
Как по-другому можно назвать эту фигуру?
-
Сколько углов на флаге?
-
Сколько сторон у флага?
-
Сколько одинаковых сторон у флага?
-
Покажите, какие стороны одинаковые?
-
Как расположены они относительно друг к другу?
-
Как по-другому называют эти стороны?
-
Опишите флаг Республики Казахстан.
А сейчас мы поиграем в игру "Кто больше?" ( Кто больше назовет слов на казахском языке.)
На фланелеграфе иллюстрации солнца, орла, флага, неба, герба... Дети берут иллюстрацию и называют на казахском языке, что изображено.
-
Мынау не?
-
Жалау қандай?
-
Жалаудың түсі қандай?
-
Жалауда қандай сурет бар?
-
"Біздің ту" деген тақпақты айтып беріңдер.
Айнымайды аспаннан
Біздің тудың бояуы
Көк аспанда кызыл күн
Көк аспанда жас кыран.
- Отан туралы мақал-мәтелдерді кім біледі?
Отан оттан да ыстық.
Отансыз адам ~~ ормансыз бұлбұл.
Отан үшін күрес,
Ерге тиген үлес.
- Тамаша! Енді "Отан" деген өлеңді айтайык,.
(Звучит песня. После нее ребенок рассказывает стихотворение. Н. Забилы "Любимый край".) Физминутка: песня "Астана" в исполнении Б. Шадаевой.
"Любимый край, моя земля, И север есть у нас и юг,
Родимые просторы! Сады цветут на юге,
У нас и реки и поля, На севере снега вокруг —
Моря, леса и горы. Там холода и вьюги...
Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все дочери и сыновья
Своей страны прекрасной. "
-
Чем отличаются люди разных национальностей? (Ответы детей.)
-
Хорошо ответили! А теперь поиграем в игру "Найди пару".
(Из кукол мальчиков и девочек, одетых в разные национальные костюмы, составить пары.)
-
Дети, правильно ли составлены пары?
-
Каким образом можно в этом убедиться?
-
Да, Казахстан - многонациональная страна, мы все любим свою Родину, и хотим сделать ее еще прекрасней и богаче.
-
Посмотрите на карту, Казахстан очень большой, и климат в разных местах различный. На Севере Казахстана много снега, а на юге — жарко, и снега почти не бывает. Значит, и люди заняты различным трудом.
Я буду показывать вам иллюстрации, а вы определите, какая это часть Казахстана?
( Воспитатель показывает иллюстрацию гор, цветущих садов, апорт.)
-
Какой город изображен на иллюстрации?
-
Как вы догадались?
-
Как называют людей, которые работают в садах?
- Какие предметы можно
нарисовать на символе города Алматы?
Чтение стихотворения "Песня о моем городе" Д.Снегина.
Есть город в Казахстане, В том городе заветном
Чудесный город-сад. Стоят деревья в ряд.
У самых гор Тянь —ИІаня И под весенним ветром
Дворцы его стоят. Они шумят, шумят...
А в небе, над дворцами
Фонтанами, цветами
Пестрит Алма-Ата...
Воспитатель показывает иллюстрацию: поле пшеницы, город у реки.
-
Что это за город?
-
Как вы узнали, что это город Астана?
-
К слову Астана какое еще слово нужно добавить?
-
Чем славится этот край?
-
Люди какой профессии работают на полях?
В 50-е годы люди из разных Республик приехали в нашу бескрайнюю степь, и засеяли пшеницей. Эти поля называются целинными.
- Отгадайте загадку:
Широко, а не море, Золото, а не деньги, Сегодня на эемле, Л завтра на столе. (хлеб)
Воспитатель показывает иллюстрацию: море, рыбаки. нефтяные вышки.
-
Какое море в Казахстане вы знаете?
-
Чем славится Каспийское море?
-
Как называют людей, которые ловят рыбу?
-
А тех людей, кто добывает нефть?
-
Какой город расположен у берега Каспийского моря?
-
А кто расскажет стихотворение о рыбаках?
Кто сказал, что рыбаки молчаливы?
Слышишь, песенка плывет над заливом?
Вышли в море рыбаки на рассвете,
Свежей рыбы для страны полны сети.
Воспитатель показывает иллюстрацию космодрома, ракеты.
-
Как называется этот край Казахстана?
-
Чем славится Байконур?
-
Кто назовет фамилии казахстанских космонавтов?
Наше путешествие по Казахстану завершилось. Вы узнали, как много людей разных национальностей и различных профессий живут в нашей стране. Благодаря их труду крепнет и процветает наша страна.
2 - ая половина дня.
-
Просмотр диафильмов.
-
Продолжать разучивать стихотворения и песни о Родине, об Астане.
-
Лепка элементов герба.
-
Сюжетно-ролевая игра в юрте.
-
Подвижные казахские национальные игры.
-
Задание на дом.
а) нарисовать тулпаров;
б) найти иллюстрацию с изображениям тулпаров.
Учитель казахского языка: Макаева Ж.А.
ЗНАКОМСТВО С КАЗАХСКОЙ ЮРТОЙ
(подготовительная группа)
Под звуки нежно льющейся казахской мелодии дети медленно входят в зал, затем рассматривают предметы выставки.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
"В доме этом нет угла Вот уж рай для неслуха! И такое вот жилище Ты всегда в степи отыщешь. "
Правильно, дети, это юрта - основное жилище казахов-скотоводов.

