Материалдар / Педагогическая мастерская
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Педагогическая мастерская

Материал туралы қысқаша түсінік
Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры.
Авторы:
20 Наурыз 2024
103
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Педагогическая мастерская на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной грамотности


Ларионова Е.В. - учитель начальных классов

КГУ «Общеобразовательная школа №91»

г. Караганды

Вопрос о характере обучения, о технологиях, которые мы применяем в учебном процессе, остро стоял всегда.

В 10 томе «Народной энциклопедии» за 1912 год, можно прочитать следующее: «…в средней школе характер обучения имеет не меньшую важность, чем его содержание. Обучение в средней школе должно быть развивающим, пробуждающим самостоятельное мышление, систематическим и научным…».

На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть сферу образования. Это связано, прежде всего, с изменениями, происходящими в современной жизни социума. Это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, умение ориентироваться в большом потоке информации и адаптироваться в любом обществе. Таким образом, перед школой стоит проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых практических навыков и компетенций, включая умение учиться. «…Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации…» [1].

Если раньше на уроках мы старались уделять внимание предметным знаниям, формированию основных навыков, орфографической зоркости, то теперь, в рамках обновления содержания образования, на уроке не ограничиваемся академическими знаниями. Наша задача - создать благоприятные условия для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании. Сейчас требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор [2].

Главная задача учителя - научить ученика учиться. В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Цель учителя на уроке – вовлечение каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. Наиболее перспективным, на мой взгляд, является технология педагогических мастерских, которая позволяет решать коммуникативные задачи.

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенковой, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-Давыдова.

Мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному и личностному росту учителя и обучающихся, развитию их познавательных, творческих и коммуникативных способностей, мотивации научно-исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.

Важнейшие принципы: «Я ищу, значит, я обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.

Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира. В мастерских чередуются индивидуальная, групповая и коллективная работа, что повышает уровень коммуникативной культуры.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Равенство всех участников, включая мастера.

2. Право каждого на ошибку: преодоление ошибки — путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией (принципы «педагогики успеха»).

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил.

5. Элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.

6. Диалог – главный принцип взаимодействия.

7. Организация и перестройка реального пространства в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Позиция ведущего мастера – это позиция консультанта. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

Предметом ее изучения является процесс овладения детьми неродной/родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей школьного возраста.

Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности.

Одним из самых важных умений в формировании орфографического навыка является умение увидеть орфограмму, обнаружить «опасное» место. Изучив методическую литературу, мы выявили, что наиболее действенным и одновременно наиболее сложным из упражнений, формирующих орфографическую зоркость, является

1) письмо с пропусками всех орфограмм (т.е. всех слабых позиций гласных и согласных), или, как его называют учащиеся, письмо «с окошками», «с дырками». Ученики пропускают все орфограммы, в первую очередь орфограммы слабых позиций.

2) Списывание

Правильно организованное списывание - один из основных видов упражнений по развитию орфографической зоркости.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышать не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли время на поиски слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.

Алгоритм списывания в начале обучения должен быть детально развернут. Важное требование к организации обучения списыванию: работа в начале проводится в классе коллективно, под контролем учителя и только после того, как учащиеся усвоили алгоритм, они могут начать упражняться в списывании дома. Коллективно составленная памятка вывешивается в классе. Ученики должны иметь у себя карточку с памяткой:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время записи).

5. Повтори предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе орфографически.

7. Проверь написанное: читай то, что написал, подчеркивая орфограмму; Сверь каждую орфограмму с предложенным текстом.

В памятке указано не только что и как нужно делать, но и зачем. Если списывание организовано по данному плану, оно происходит осознанно. А обязательно выделение орфограмм в тексте становится фундаментом осознанного умения находить их, т.е. способствует развитию орфографической зоркости.

В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и книге), воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

3) Комментированное письмо

Этот вид диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложения и слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные ученики, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

4) Письмо по памяти

Такой вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль. Детям предлагается записать отрывок какого-либо стихотворения или предложения наизусть, по памяти. Порядок работы может быть таким:

1.Учитель читает вслух предложение, записанное на доске, чтобы дети поняли смысл.

2. Дети читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам.

3. Читают предложение по слогам про себя.

4. Дети просматривают, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняют все орфограммы (коллективно).

5. Учащиеся закрывают глаза и мысленно крупно и разборчиво «пишут» каждое слово ручкой в воздухе, При этом проговаривают трудные слова по слогам. («Если не уверены – посмотрите еще раз»).

6. Запись предложения в тетрадь. На доске запись закрывается.

7. Проверка.

8) Упражнение в нахождении и исправлении ошибок в готовом тексте

Учащимся дается текст, в котором заранее допущены ошибки, описки, пропуски букв. Учитель предлагает исправить их и выделить в тексте все встречающиеся ошибкоопасные места, орфограммы. Упражнение развивает внимание, мышление, интерес к урокам русского языка, самоконтроль, самостоятельность .

Применение технологии педагогических мастерских через тренировочные упражнения на уроках русского языка способствует увеличению показателя успеваемости, способствует развитию коммуникативных навыков, повышает степень уверенности в себе учеников, стимулирует желание самосовершенствоваться.

Литература


1. Н. Назарбаев. Послание народу Казахстана "Социально – экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» 27 января 2012.

2. http://www.edu.gov.kz

3. Педагогические мастерские; интеграция отечественного и зарубежного опыта.- СПб,2005 г.

4. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе // Под редакцией М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 1992.-С. 125.

5. Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа. - 1989.- №10 С. 31-33.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!