Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Педагогический эксперимент
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проведен с целью выяснения эффективности изучения элективного курса «Раскрытие неопределенностей при вычислении пределов»
В этом разделе описывается методика проведения эксперимента и проводится анализ результатов экспериментальной работы, целью которой была проверка выдвинутой гипотезы.
Педагогический эксперимент проводился в течение 2020 -2022 гг. и содержал три этапа: констатирующий, поисковый и обучающий.
Первый этап - констатирующий эксперимент был начат в 2020 году. На этом этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература по проблеме исследования, формулировалась гипотеза, цель и задачи исследования.
Основными задачами этого этапа эксперимента являлись:
- изучение и обобщение опыта преподавания элективных курсов по математике в школе;
- анализ школьных программ по математике и педвузовских программ по математическому анализу для выявления связи основных понятий теории пределов со школьным курсом математики;
- обоснование необходимости изучения элементов высшей алгебры на факультативных занятиях в средней школе;
Для исследования проблемы были использованы разнообразные методы исследования: анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, школьных программ по математике и педвузовских программ по алгебре; анкетирование студентов, учителей школ, беседы с ними; изучение и обобщение педагогического опыта; теоретическое обобщение результатов исследования.
В ходе проведения эксперимента учителям общеобразовательных школ, слушателям курсов повышения квалификации педагога была предложена анкета. С ее помощью представилась возможность более обстоятельно выяснить мнения и пожелания учителей по постановке элективного курса. В результате анкетирования было установлено, что организация элективных курсов в школе осуществляется. Большинство учителей отдают предпочтение тем темам, которые тесно связаны с основным курсом математики. Выяснилось, что при подготовке и проведении занятий элективного курса у учителей возникают трудности, связанные с отсутствием соответствующей учебной литературы, а также с методикой проведения занятий. Слушателям курса в самом начале обучения была предложена следующая анкета:
№ |
вопрос |
верно |
неверно |
1 |
Что такое последовательность? Перечислите известные вам числовые последовательности |
83 |
17 |
2 |
Предел числовой последовательности? |
45 |
55 |
3 |
Предел функции? |
78 |
22 |
4 |
Некоторые методы и приемы вычисления пределов функции |
30 |
70 |
Анализ ответов на вопросы анкеты свидетельствуют о наличии затруднений при ответах на вопросы 2 и 4, требующие привлечения обобщенных знаний, умения подметить аналогию. Кроме того, беседы с учащимися школ показали, что у них нет представления о пределе функции и методах его вычисления.
Полученные в ходе эксперимента результаты позволили сформулировать гипотезу исследования: школьный курс математики располагает большими возможностями для изучения элементов теории предела на занятиях элективного курса в старших классах. Элективный курс «Некоторые методы и приемы вычисления пределов функции» будет способствовать повышению прочности знаний учащихся по предмету, уровня интеллектуального развития школьников. Изучение приемов вычисления пределов функции подготовит учащихся к пониманию современных научных идей, тем самым приблизит школьное преподавание к школьной науке и ее приложениям.
Намеченная нами проблема и выдвинутая гипотеза помогли выбрать и наметить методику дальнейшего исследования, направленную на установление истинности гипотезы.
На втором, поисковом, этапе эксперимента (2021-2022 гг.) решались следующие задачи:
1. Разработать программу и содержание элективного курса.
2. Отобрать и составить комплекс задач для осуществления учебной деятельности.
3. Разработать методику изучения тем элективного курса.
В ходе проведения эксперимента необходимо было:
1. Уточнить содержание, объем и структуру построения учебного материала.
2. Выяснить, в чем состоят особенности методических приемов при изучении элементов теории пределв по предложенной системе.
3. Проверить эффективность разработанной нами методики изучения элементов высшей алгебры на факультативных занятиях в средней школе.
Эффективность методики проверялась по следующим критериям: доступность материала элективного курса качество его усвоения и влияние данного курсa на интеллектуальное развитие учащихся. Для оценки доступности содержания факультативного курса использовали устный опрос учащихся, наличие активности при изучении материала на занятиях.
Опытно-экспериментальное обучение показало, что содержание тем
«Предел функции», «Некоторые методы и приемы вычисления пределов функции» затруднений в понимании не вызвали.
Наиболее трудными для учащихся оказались некоторые вопросы, касающиеся «неопределенностей разных видов».
Поэтому необходима более тщательная предварительная подготовка их введения, заключающаяся в хорошо продуманной системе подводящих упражнений.
Для оценки качества усвоения содержания элективного курса учащимся использовали устный опрос участников элективных курсов и анализ результатов контрольных работ.
Среди качественных характеристик полноценных знаний выделим следующие характеристики:
-
Полнота (количество всех знаний об изучаемом объекте).
-
Обобщенность. Обобщение знаний - процесс, в ходе которого выделяются и объединяются общие существенные черты различных объектов.
Именно в выделении главного, существенного в учебной информации особенно ярко проявляет себя обобщение.
Следовательно, элективный курс позволяет обобщить знания учащихся:
Степень обобщенности знаний проверялась в ходе переноса их на решение новых учебно-практических задач.
3. Прочность знаний. Прочность знаний учащихся означат длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, воспроизводимость в необходимых случаях.
Сведение всего изученного учащимися в единый комплекс, выделение в нем главного и второстепенного, определение их взаимосвязи позволяет систематизировать знания учащихся по математике. За счет систематизации изученных ранее знаний и выделения наиболее важных мыслей на факультативных занятиях можно добиться более успешного усвоения программного материала, тем самым повысить прочность знаний учащихся. Прочность усвоения учебного материала устанавливается по результатам так называемых отсроченных проверок.
Анализ выполнения контрольных работ проводился следующим образом: за каждое правильно выполненное задание учащийся получал 1 балл, если задание выполнено не совсем верно, т.е. допущены незначительные ошибки, то начисляем 0,5 балла. Если в задании допущены грубые ошибки или вообще к его выполнению не приступали, то - 0 баллов.
Результаты контрольно-диагностических работ, приведенных в таблице ниже, свидетельствуют о доступности предлагаемого курса для учащихся.
оценка |
кд/р 1 |
кд/р 2 |
кд/р 3 |
кд/р 4 |
кд/р 5 |
кд/р 6 |
5 |
27% |
17% |
18% |
21% |
14% |
25% |
4 |
53% |
58% |
37% |
57% |
68% |
58% |
3 |
20% |
17% |
36% |
22% |
20% |
17% |
2 |
7% |
8% |
9% |
- |
- |
- |
Ср.балл |
|
|
|
|
|
|
Содержание элективного курса готовит учащихся к успешному овладению материалом на последующих этапах обучения, поскольку имеет место связь изучаемого в школе материала с материалом, который предстоит изучать в вузе. Тем самым осуществляется преемственность обучения.