Материалдар / Педагогика психология
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Педагогика психология

Материал туралы қысқаша түсінік
Аутистическое мышление- адамның сыртқы дүниеден оқшауланып, өзімен-өзі болып, іштей сары уайымға салынған кездегі көңіл- күйі.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
17 Қараша 2022
538
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Аутичный ребенок и методы коррекции
Ожидаемые результаты реализации Программы (промежуточные и итоговые) Повышение комфортного самоощущения от пребывания в группе детей, уменьшение количества аутостимуляции, проявление инициативы и использование тактильного контакта во взаимодействии с другими детьми, повышения уровня познавательных процессов. Развитие навыков конструктивного общения (адекватное использование средств общения). Цель Программы: создание педагогических условий для адаптации в общеобразовательной среде ребенка с нарушениями 6 в эмоционально-волевой сфере. Задачи: 1) Создание атмосферы безопасности, способствующей снижению тревожности в ситуации общения. 2) Обеспечение возможности использования тактильного контакта в общении. 3) Развитие навыков конструктивного общения (сохранять «схему беседы», адекватно использовать средства общения). Сопутствующие задачи: 4) Развитие координации движений. 5) Развитие устойчивости, объема, переключаемости, произвольности внимания. 6) Развитие самостоятельности, самоконтроля. Научные, методологические и методические основания Программы. Программа выстроена на основе положений: • концепции О.С. Никольской об уровневой организации аффективной регуляции поведения и сознания; • системно-функционального подхода к коррекции отклоняющегося развития (А.В. Семенович, Л.С. Цветкова); • принципов организации и проведения групповых занятий с участием детей, имеющих нарушения развития эмоционально-волевой сферы (Ю.Г. Зарубина, М.Г. Попова, ЦЛП, Москва). Структура и содержание Программы Этапы Занятия Содержание Время Подготовительный Занятие 1 1. Знакомство. 2. Рисование. 3. Игра с мячом. 4. Игра в конструктор. 1час Занятие 2 1. Приветствие. 2. Игра «Назови имя». 3. Игра «Море волнуется». 4. Игра «Горячая картошка». 5. Завершение занятия. 1 час Занятие 3 1. Приветствие. 1 час 7 2. Игра «Донеси мяч». 3. Игра «Паровоз». 4. Игра «Шалтай-Болтай». 5. Завершение занятия. Основной Занятие 4 1. Приветствие. 2. Игра с мячом. 3. Игра «Донеси яйцо». 4. Игра «День/Ночь». 5. Завершение занятия. 40 мин. Занятие 5 1. Приветствие. 2. Игра «На болоте старый пень». 3. Игра «Съедобное-несъедобное». 4. Игра «Шалтай-Болтай». 5. Завершение занятия. 40 мин. Занятие 6 1. Приветствие. 2. Ролевая игра «Цветы». 3. Игра «Удобрение». 4. «Танец Цветов». 5. Игра «День/Ночь». 6. Совместный рисунок. 7. Завершение занятия. 40 мин. Занятие 7 1. Приветствие. 2. Игра «Угадай, чей голос». 3. Игра «Фруктовый салат». 4. Игра «Волшебный мешочек». 5. Завершение занятия. 40 мин. Заключительный Занятие 8 1. Приветствие. 2. Игра «Угадай, чей голос». 3. Игра «Фруктовый салат». 4. Игра «На болоте старый пень». 5. Игра «Найди игрушку». 6. Завершение занятия. 40 мин. Занятие 9 1. Приветствие. 2. Игра «Светофор». 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Загадки. 5. Игра «Море волнуется». 6. Завершение занятия. 40 мин. 8 Занятие 10 1. Приветствие. 2. Игра «На болоте старый пень». 3. Игра «Светофор». 4. Сказка «Репка». 5. Поделка к сказке «Репка». 6. Завершение занятия. 40 мин. Календарное планирование занятий 1 раз в неделю Тема Задачи Время занятия Занятие № 1 «Атмосфера безопасности» Коррекция тревожности. Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. 35 мин. Занятие № 2 «Знакомство» Коррекция тревожности. Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. 1 час Занятие № 3 «Общение и взаимодействие» Развитие навыков общения. Развитие произвольности психических процессов. 1 час Занятие № 4 «Конструктивное общение». «День космонавтики» Развитие навыков общения. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие № 5 «Общение и взаимодействие» Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие № 6 «Конструктивное общение» «День цветов» Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие № 7 «Угадай, чей Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой 40 мин. 9 голос» сферы. Развитие произвольности психических процессов. Занятие № 8 «Найди игрушку» Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие № 9 «От А до Я» Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие № 10 «Сказка» Развитие навыков общения. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие произвольности психических процессов. 40 мин. Занятие 1. «Атмосфера безопасности» Цель: создать атмосферу безопасности для установления контакта. Материал к занятию: лист бумаги А4, цветные карандаши, мяч, конструктор «Железная дорога». № Содержание Время 1. Знакомство. 10 мин. 2. Рисование. 10 мин. 3. Игра «Горячая картошка». 5 мин. 4. Завершение занятия. 10 мин. Всего: 35 мин. 1. Знакомство. Дается время адаптироваться к помещению, к педагогу (8-10 мин.). 2. Рисование. «Мое любимое животное». Задача: снизить уровень тревожности. 3. Игра с мячом «Горячая картошка». 10 Задачи: снизить уровень тревожности с помощью переключения внимания на игру, развитие координации движений, внимания. Педагог и ребёнок становятся друг напротив друга и перебрасывают друг другу мяч, нужно ловить в обе руки и быстро. 4. Завершение занятия. Рефлексия. Что понравилось / не понравилось? Почему? Придет ли он на следующее занятие? Занятие 2. «Знакомство» Цель: снижение уровня тревожности и развитие навыков общения. № Содержание Время 1. Приветствие. 2 мин. 2. Игра «Я знаю 5 имён…». 10 мин. 3. Игра «Море волнуется». 25 мин. 4. Игра с мячом «Горячая картошка». 10 мин. 5. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 1 час 1. Приветствие. Педагог с ребёнком берётся за руки и здоровается. 2. Игра «Я знаю 5 имён…». Педагог и ребёнок становятся друг напротив друга и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом поочерёдно 5 имён девочек, затем 5 имён мальчиков. 3. Игра «Море волнуется». Задачи: возможность использования тактильного контакта, развитие координации движений. 4. Игра с мячом «Горячая картошка». Задачи: снижение уровня тревожности с помощью переключения внимания на игру, развитие координации движений, внимания. 5. Завершение занятия. Рефлексия. Что вам понравилось? Было ли сложно? 11 Занятие 3. «Общение и взаимодействие» Цель: развить навыки конструктивного общения, сформировать навыки самоконтроля, самостоятельности. № Содержание Время 1. Приветствие. 2 мин. 2. Игра «Донеси мяч». 20 мин. 3. Игра «Лабиринт». 20 мин. 4. Игра «Шалтай-Болтай». 5 мин. 5. Игра «Съедобное-несъедобное». 10 мин. 6. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 1 час 1. Приветствие. 2. Игра «Донеси мяч». Задачи: Развитие внимания и координации движений. Нужно донести мяч до определённого места, держа его только ногами. Разрешалось помогать одной рукой. 3. Игра «Лабиринт». Задачи: Обеспечение возможности использование тактильного контакта в общении, развитие концентрации внимания. В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Педагог показывает маршрут, идя через комнату, обходя стулья с любой стороны. Задача ребенка – запомнить дорогу и пройти тем же путем. 4. Игра «Шалтай-Болтай». Задача: Развитие координации движений. Педагог берёт ребёнка за руки и рассказывает стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону. Со словами «свалился во сне» наклоняются назад, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются. Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница 12 И вся королевская рать Не могут Шалтая, Не могут Болтая, Шалтая-Болтая собрать. Комментарий: игра простая, никаких модификаций не требует. 5. Игра «Съедобное-несъедобное». Задачи: Развитие устойчивости, объема, переключения внимания, мышления. Педагог и ребёнок становятся друг напротив друга и перебрасывают друг другу мяч, если слово означает съедобный предмет, то ребёнок должен поймать мяч, если нет - оттолкнуть его. 6. Завершение занятия. Рефлексия. Что вам понравилось? Было ли сложно? Занятие 4. «Конструктивное общение» «День космонавтики» Цель: развить навыки конструктивного общения, сформировать навыки самоконтроля, самостоятельности. Материал для занятия: мяч, деревянная ложка, яйцо, эмблемы, ножницы, скотч. № Содержание Время 1. Приветствие. 7 мин. 2. Игра «Донеси яйцо». 10 мин. 3. Игра «День/Ночь». 10 мин. 4. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 30 мин. 1. Приветствие. 2. Игра «Донеси яйцо». Задача: развитие координации движений. На деревянной ложке, без помощи другой руки, нужно пронести пластиковое яйцо по заданной траектории. 3. Игра «День/Ночь». Педагог произносит слово: «День». В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся. Главное 13 условие – нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово: «Ночь». В это время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не «спит», то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок становится водящим. 4. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: «Понравились ли вам игры? Что особенно запомнилось? Было ли сложно?» После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!» Занятие 5. «Общение и взаимодействие» Цель: развить навыки конструктивного общения, сформировать навыки самоконтроля, самостоятельности. Материал для занятия: мяч, стулья, бейджи с именами детей. Количество детей – 7. Во всех играх принимают участие все дети по одному разу. Вновь прибывшим детям раздаются бейджи с их именами. № Содержание Время 1. Приветствие. 2 мин. 2. Игра «На болоте старый пень». 20 мин. 3. Игра «Съедобное-несъедобное». 10 мин. 4. Игра «Шалтай-Болтай». 5 мин. 5. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. «Здравствуй, Лена, здравствуй, Лена!». Педагог: «Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга! Смотрите, я показываю, как нужно приветствовать друг друга». Поворачиваемся направо к соседу, даем руку пожать со словами «Здравствуй, (имя ребенка), здравствуй, (имя ребенка)», теперь сосед поворачивается направо и так по кругу дальше, пока не назовут имя каждого участника. 14 Ребенка сначала ставим вторым от начинающего, потом третьим, а потом первым. Вместе с ним демонстрируем правила. Педагог: Для следующей игры нам нужны стулья, принесите себе по стульчику. Рассказываю правила игры. 2. Игра «На болоте старый пень». Задача: использование тактильного взаимодействия. Один ребенок садится в центр круга на стул. Все остальные участники игры раскачивают его право-влево под слова стихотворения. В конце игры ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего. На болоте старый пень. Шевелиться ему лень. Ты, пенек, вставай, Из болота вылезай, Кого хочешь, выбирай. В начале выбирают детей по желанию на главную роль, а потом уже предлагаем ребенку быть главным героем. Игра выполняется совместно с нашим ребенком «рука в руке», вместе держим и раскачиваем пенек. Необходимо детям дополнительно разъяснять, что сильно качать нельзя, за одежду не тянуть, не щипаться, за косы не дергать. Все дети повторяют слова стихотворения. Комментарий: игра вызывает эмоциональный всплеск радости, что положительно сказывается на поведении ребенка. Педагог: А теперь играем в «Съедобное-несъедобное». Напоминаю правила. 3. Игра «Съедобное-несъедобное». Задача: развитие устойчивости, объема, переключения внимания, мышления. Дети стоят в кругу, водящий ребенок называет слово и по очереди кидает им мяч. Если слово означает съедобный предмет, то игрок должен поймать мяч. Иначе игрок должен оттолкнуть мяч. Комментарий: дети уже сами берут роль ведущего и 15 рассказывают остальным правила игры. Педагог: Последняя на сегодня игра «Шалтай-Болтай». Повторяю правила. 4. Игра «Шалтай-Болтай». Задача: развитие координации движений. Все участники становятся в круг, берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница И вся королевская рать Не могут Шалтая, Не могут Болтая, Шалтая-Болтая собрать. 5. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: Что вам понравилось? Было ли сложно? После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!» Занятие 6. «Конструктивное общение». «День цветов» Цель: развить навыки конструктивного общения, сформировать навыки самоконтроля, самостоятельности. Материал для занятия: бейджи с именами детей, гречневая крупа, любая емкость для крупы, ложка, магнитофон или ноутбук с записью музыки П.И. Чайковского – «Щелкунчик» (или «Танец цветов»), ватман, фломастеры. Подготовка к занятию: распечатать разные цветы (гвоздики, розы, ромашки, лилии). Вырезать каждый цветок. Вырезать ободки на голову, затем цветок приклеить на середину ободка. Нарисовать, разукрасить и вырезать тучу с каплями дождя, солнце с лучиками. 16 Перед занятием, все вместе расклеиваем тучу с каплями дождя и солнце с лучиками на школьной доске. Раздаются ободки с цветами, ребенок должен выбрать его себе сам. Каждого цветка было по одному на всех участников. Здесь сразу проявляется умение договариваться друг с другом. Комментарий: Одной девочке понравился цветок, который выбрал ребенок. Она спросила у него, можно ли с ним поменяться цветками на время, так как, по ее мнению, у него был самый красивый цветок. Он разрешил, а по окончанию занятия ребенок подарил ей свой ободок. Количество детей - 7. Во всех играх принимают участие все дети по одному разу. № Содержание Время 1. Приветствие. 2 мин. 2. Игра «Цветы». 5 мин. 3. Игра «Удобрение». 10 мин. 4. Танец цветов. 3 мин. 5. Игра «День/Ночь». 10 мин. 6. Совместный рисунок «Ромашка». 7 мин. 7. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. Педагог: Здравствуйте, дети! Давайте с вами поздороваемся. Задачи: запомнить имена участников и движения. Дети становятся в круг и по очереди называют свое имя и показывают любое движение. Все дети хором называют имя ребенка и повторяют его движение. Слова: Меня зовут (имя), я делаю вот так (показывает движение). Остальные дети говорят: Тебя зовут (имя), ты делаешь вот так (повторяют движение). 2. Игра «Цветы». Педагог: А кто мне скажет, какое время года сейчас? (Ответы детей.) А что в это время года начинает на улице расти и цвести? (Ответы детей.) Как вы думаете, что нужно цветочкам, чтобы 17 хорошо расти? (Ответы детей.) Задача: Развитие навыков конструктивного общения. Педагог открывает доску, на которой весит туча с каплями дождя. Педагог: А вот пришла большая, серая туча и пошел дождь. Дети имитируют цветок, который только, только начал расти. Педагог: А теперь вышло солнышко, что делает цветок? Правильно, расцветает. Ой, какие красивые цветы у нас получились! Все действия ребенок выполняет совместно с педагогом. Педагог: Что еще нужно цветочкам, чтобы хорошо расти? (ответы детей). 3.Игра «Удобрение». Задача: развитие тактильной чувствительности с использованием сенсорного материала. Педагог: Нашим растениям не хватает удобрения. Ваша задача, как можно быстрей и аккуратней зачерпнуть удобрение (гречку) из емкости, оббежать вокруг стула и вернуться назад. Вместе с ребенком показываем ребятам, как нужно выполнять задание. После этого ребенок со всеми ребятами выполняет задание без помощи педагога. Педагог: Какие вы молодцы! Теперь у нас будет танец цветов. Становимся в круг и повторяем движения за мной. 4. Танец цветов. Задачи: развитие слухового восприятия, координации. Под музыку П.И. Чайковского – «Щелкунчик» (или «Танец цветов»). Дети становятся в круг, держась за руки, музыка длится около двух минут. Когда темп музыки медленный и тихий, мы идем по кругу, когда темп начинает нарастать, мы, наклоняя корпус вправо, делаем шаг с правой ноги, затем заносим сзади левую ногу, делая притопы. То же самое делаем и в другую сторону. Когда музыка начинает набирать темп, мы, быстро вытянув руки вперед, бежим в центр круга и быстро отходим назад, и снова бежим в центр круга. Потом кружимся каждый вокруг себя, и снова быстро все вместе бежим в центр круга. И так, пока не закончится музыка. 18 Танец выполнялся без какой-либо помощи педагога. Педагог: А теперь ваша любимая игра «День/Ночь». 5. Игра «День/Ночь». Задачи: Обеспечение возможности использования тактильного контакта в общении, развитие внимания, взаимодействия между игроками. Водящий отворачивается и произносит слово: «День». В это время все игроки бегают-прыгают-веселятся, хоть на головах стоят. Главное условие – нельзя оставаться на месте. Дальше водящий произносит слово: «Ночь» и в это время все должны сразу «заснуть» (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, если он заметил игрока, который не «спит», то громко говорит об этом (в том числе и называет, какое именно он движение заметил), и игрок становится водящим. Дети сами рассказывают правила игры. Желательно чтобы в роли водящего побывали все. Комментарий: Детям очень нравится игра, они друг друга ловят, вместе кружатся, прыгают, веселятся, заражают друг друга эмоциями. Ребенок быстро включился в игру, сразу запомнил правила, был внимателен к словам водящего: на команду «День»– веселился, на «Ночь» – замирал. Педагог: Берем ватман и фломастеры, будем рисовать. 6. «Ромашка» (совместный рисунок). Задачи: научиться работать в команде, ожидание своей очереди, создание обстановки единства и сплоченности класса. Детям дается ватман и фломастеры. По очереди дети рисуют лепесток ромашки и вписывают там свое имя. После того, как рисунок закончен, дети все вместе подписывают ватман (2 класс «Б»). Вместе с Ребенком рисуем лепесток ромашки, свое имя он пишет самостоятельно. 7. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: Что понравилось? Что не понравилось? Почему? 19 После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!»

Занятие 7. «Угадай, чей голос» Цель: увеличение объема, концентрации, переключаемости внимания. Материал для занятия: бейджи с именами детей, стулья, мешочек с разными предметами (маленькие деревянные геометрические фигуры, маленькие мягкие игрушки, длинный шнурок, ластик). Количество детей – 7. Во всех играх принимают участие все дети по одному разу. № Содержание Время 1. Приветствие. 7 мин. 2. Игра «Угадай, чей голос». 10 мин. 3. Игра «Фруктовый салат». 10 мин. 4. Игра «Волшебный мешочек». 10 мин. 5. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. «Здравствуй, Лена, здравствуй, Лена!». Задача: запомнить имена. Педагог: Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга! Смотрите, я показываю, как нужно приветствовать друг друга. Поворачиваемся направо к соседу, даем руку пожать, со словами «Здравствуй, (имя ребенка), здравствуй, (имя ребенка). Теперь сосед поворачивается направо и так по кругу дальше, пока не назовут имя каждого участника. Педагог: Здорово, а теперь у нас игра «Угадай, чей голос». 2. Игра «Угадай, чей голос». Задачи: Развитие слухового внимания, восприятия, взаимодействия и развитие эмоционального контакта. Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал. Дети садятся полукругом, ребенок, который будет угадывать, отворачивается спиной. Ведущий выбирает из детей одного, кто 20 произнесет имя угадывающего ребенка. Если он угадал, кто произнес, то тогда угадывает тот, кто называл имя. Ребенку необходима дополнительная помощь в разъяснении всех действий. Использовались следующие вопросы: Кто сказал твое имя? Кто назвал твое имя? Кто позвал тебя? Где сидит он? 3. Игра «Фруктовый салат». Задачи: Развитие внимания, координации движении. Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По команде «яблоки» или «апельсины», названные фрукты меняются местами, задача ведущего – занять свободный стул. По команде «Фруктовый салат» – все участники меняются местами. Игра никакой модификации не требует. Комментарий: Детям очень нравится игра, они даже специально проигрывают, что быть ведущим. Ребенок был очень внимателен в игре, всегда успевал занимать пустой стул. 4. Игра «Волшебный мешочек». Задача: развитие тактильной сферы и развитие интермодальных связей, умением ждать своей очереди. Дети по очереди опускают руку в мешочек, наощупь выбирают один предмет и описывают его, потом достают его, и мы смотрим тот ли это предмет, о котором он говорил. Необходима помощь из наводящих вопросов. Например: это мягкое или твердое? Длинное или короткое? Квадратное или круглое? Как ты думаешь, на что это может быть похоже? 5. Завершение занятия. Рефлексия. Что понравилось? Что не понравилось? Почему? После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!» Занятие 8. «Найди игрушку» Цель: увеличение объема, концентрации, переключаемости внимания. Материал для занятия: бейджики с именами детей, стулья, маленькая мягкая игрушка. 21 Количество детей – 7. Во всех играх, принимают участие все дети по одному разу. № Содержание Время 1. Приветствие. 5 мин. 2. Игра «Угадай, чей голос». 7 мин. 3. Игра «Фруктовый салат». 9 мин. 4. Игра «На болоте старый пень». 9 мин. 5. Игра «Найди игрушку». 7 мин. 6. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. «Здравствуй, Лена, здравствуй, Лена!». Задача: запомнить имена. Педагог: Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга! Кто сегодня нам расскажет правила приветствия? Выбираю желающего. Поворачиваемся направо к соседу, даем руку пожать, со словами «Здравствуй, (имя ребенка), здравствуй, (имя ребенка), теперь сосед поворачивается направо и так по кругу дальше, пока не назовут имя каждого участника. 2. Игра «Угадай, чей голос». Задачи: развитие слухового внимания, восприятия, взаимодействия и развитие эмоционального контакта. Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал. Комментарий: ребенок уже самостоятельно участвует в игре без помощи педагога. 3. Игра «Фруктовый салат». Задачи: Развитие внимания, координации движении. Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По команде «яблоки» или «апельсины», названные фрукты меняются местами, задача ведущего – занять свободный стул. По команде «Фруктовый салат» – все участники меняются местами. Игра никакой модификации не требует. 4. Игра «На болоте старый пень». 22 Задача: использование тактильного взаимодействия. Один ребенок садится в центр круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его право-влево под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего. На болоте старый пень. Шевелиться ему лень. Ты, пенек, вставай, Из болота вылезай, Кого хочешь, выбирай. Комментарий: Ребенок сам проявляет инициативу быть в главной роли, выполняет все действия самостоятельно. 5. Игра «Найди игрушку». Задачи: обогащение сенсорного опыта, стимулирование собственной активности ребенка, развитие эмоционального контакта. Детям показывают игрушку, потом один из них закрывает глаза, а ведущий в это время прячет игрушку у кого-нибудь из детей под одеждой. Водящий ребенок по сигналу открывает глаза и ищет игрушку, ощупывая детей. Следующим водящим становится тот, у кого нашлась игрушка. Необходимы наводящие вопросы. Ребенку нужно прятать игрушку в последнюю очередь, также нужна помощь в поисках игрушки. 6. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: «Что запомнилось больше всего? Что понравилось? Что не понравилось? Почему?» После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!» Занятие 9. «От А до Я» Цель: развитие познавательных процессов. Материал для занятия: бейджи с именами, загадки, стулья. Количество детей – 8. Во всех играх принимают участие все дети по одному разу. 23 № Содержание Время 1. Приветствие. 5 мин. 2. Игра «Светофор». 10 мин. 3. Упражнение «Пальчиковая гимнастика». 5 мин. 4. Упражнение «Загадки». 7 мин. 5. Игра «Море волнуется». 10 мин. 6. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. «Снежный ком». Педагог: Рассказываю новую игру, слушаем внимательно! Задачи: запоминание имен, увеличение объема внимания, взаимодействие. Учащиеся стоят в кругу. Ведущий объясняет условия игры. Первый игрок называет своё имя. Следующий за ним игрок повторяет имя первого ученика и называет своё имя. Третий игрок называет имена двух предыдущих игроков и добавляет своё имя. Игра продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы. Начинаем игру с ребенка, его задача – назвать свое имя, затем после ребенка по кругу стоит педагог – называет имя ребенка, потом свое и т.д. 2. Игра «Светофор». Задачи: развитие слухового внимания, восприятия, координации движений. Водящий объявляет громко любой цвет светофора. Если он называет красный цвет – все игроки стоят на месте, если жёлтый – все двигаются, не сходя с места, а если же он называет зелёный цвет, то игроки двигаются по комнате в любом порядке. Комментарий: все с легкостью выполняют правила игры. 3. Упражнение «Пальчиковая гимнастика». Задача: развитие межполушарного взаимодействия. Педагог даёт задание учащимся, они его выполняют: 1) Руки положить на стол, ладонями вниз. Одна рука сжимается в кулак, другая одновременно расправляется. 2) Ладонь – кулак – ладонь – ребро – Действия выполняются по команде, руки при этом лежат на столе. 24 3) К большому пальцу прикасаться поочерёдно всеми пальцами. Действия производить, увеличивая темп. 4.Упражнение «Загадки». Задача: развитие познавательных процессов. 1. На сметане мешён, на окошке стужён, Круглый бок, румяный бок, покатился …. (Колобок) 2. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, А ну, подскажите имя её... (Красная шапочка) 3. Носик круглый, пятачком, им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком, вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (3 поросёнка) 4. Лечит птичек и зверей, лечит маленьких детей, Сквозь очки свои глядит, добрый доктор (Айболит) 5. Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадёт (Лиса) 6. Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (Волк) Медленно, четко зачитывать загадки. Спросить ответ у каждого участника. 5. Игра «Море волнуется». Задачи: запомнить имена участников, возможность использования тактильного контакта, развитие координации движений. Игра проводится в комнате, дети стоят в любом порядке, покачиваются на месте, руки у них подняты вверх. Они громко хором повторяют слова за Педагогом: Море волнуется раз, море волнуется два, Море волнуется три, морская фигура на месте замри! После этих слов все игроки замирают на месте, изображая какую-нибудь фигуру. Водящий ходит по комнате и выбирает ту фигуру, которая ему больше всего понравиться. Этот человек становится водящим. Все остальные «оживают» по команде «Отомри!» Игра начинается сначала. 25 6. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: Что запомнилось больше всего? Что понравилось? Что не понравилось? Почему? После этого все становятся в круг, берутся за руки и хором произносят «До свидания!» Занятие 10. «Сказка» Цель: развитие произвольности психических процессов. Материал для занятия: стулья, парты, трафарет репки, цветная бумага, клей, ручка. Подготовка к занятию: распечатать трафарет репки, по одной репке на двоих. Распечатать и вырезать название роли каждого участника (репка, дедка…). Для проверки запомнил ли ребенок имена (бейджи не надеваем). Количество детей – 8. Во всех играх принимают участие все дети по одному разу. № Содержание Время 1. Приветствие. 2 мин. 2. Игра «На болоте старый пень». 5 мин. 3. Игра «Светофор». 5 мин. 4. Ролевая игра. Сказка «Репка». 15 мин. 5. Поделка к сказке «Репка». 10 мин. 6. Завершение занятия. 3 мин. Всего: 40 мин. 1. Приветствие. «Снежный ком». Задачи: запоминание имен, увеличение объема внимания, взаимодействие. Учащиеся сидят в кругу. Ведущий объясняет условия игры. Первый игрок называет своё имя. Следующий за ним игрок повторяет имя первого ученика и называет своё имя. Третий игрок называет имена двух предыдущих игроков и добавляет своё имя. Игра продолжается до тех пор, пока все имена не будут названы. Начинаем приветствие с любого ребенка по кругу, но так что бы третьим по счету стоял Ребенок. 2. Игра «На болоте старый пень». 26 Задача: использование тактильного контакта. На болоте старый пень. Шевелиться ему лень. Ты, пенек, вставай, Из болота вылезай, Кого хочешь, выбирай. Один ребенок садится в центр круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его право-влево под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего. Комментарий: ребенок выполняет все без помощи педагога. Педагог: Какие вы у меня молодцы! Следующая игра «Светофор». 3. Игра «Светофор». Задачи: развитие слухового внимания, восприятия, координации движений. Водящий объявляет громко любой цвет светофора. Если он называет красный цвет – все игроки стоят на месте, если жёлтый – все двигаются, не сходя с места, а если же он называет зелёный цвет, то игроки двигаются по комнате в любом порядке. Педагог: Устали? Тогда рассказываю следующую игру. Мы с вами будем игра в сказку «Репка», все знают такую сказку? 4. Ролевая игра. Сказка «Репка». Задачи: принять на себя роль, тактильное взаимодействие. Роли распределяются по желанию, каждый сам наклеивает на себя название роли. Ребенку мы оставили роль мышки. В роли чтеца педагог. Потом все меняются ролями, кто-то из детей чтец, кто-то репка, кто-то дед и т.д. Принимали участие все дети. В сказку играли три раза. В последний раз ребенок выбрал роль деда. Посадил дед репку – выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. 27 Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут – вытащили репку. Комментарии: сказка очень понравилась детям, все справились со своей ролью, помощь педагога была незначительная. Педагог: Выбираем себе в пару любого участника и садимся за парты. 5. Поделка к сказке «Репка». Задачи: сформировать навык совместной работы в паре, взаимодействие в паре, конструктивное общение, снизить уровень тревожности при работе с сенсорным материалом. Дети сами делятся на пары. Один рисунок репки на двоих. Нужно заклеить трафарет репки. Взять цветную бумагу, затем отрывать от нее маленькие кусочки, скомкивать, намазывать клеем и приклеивать (желтой бумагой репку, зеленой листья репки). Подписать свои работы. Завершение занятия. Рефлексия. Педагог: Что запомнилось больше всего? Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

Список литературы 1. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ/ Зарубина Ю.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. – М.: Теревинф, 2009. – 56 с. – (Лечебная педагогика: методические разработки). 2.Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997. 3. Семенович А.В. Введение в нейропедагогию детского возраста. Учебное пособие. Изд-во: Генезис, 2008. – 2-е издание, исправленное и дополненное.

Материал для вызывания и формирования речи у ребенка с РАС Игры и упражнения для развития речевого дыхания, голоса Статические упражнения: дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, задувание свечи, игра на дудке, свирели, губной гармошке (что развивает губную мускулатуру, тренирует удлиненный выдох, формируя кинестетические ощущения от мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, тем самым настраивая слуховое восприятие ребенка на правильное звучание голоса). При проведении статических дыхательных упражнений дифференцируется носовой и ротовой выдох (вдох через нос – выдох через нос, вдох через нос – выдох через рот, вдох через рот – выдох через рот). При этом ребенок не должен напрягать плечи, шею и переполнять грудь воздухом. Простые в выполнении дыхательные упражнения 1. «Цветочный магазин». Цель: тренировать глубокий медленный вдох через нос. 2. «Свеча» Цель: тренировать ровный медленный выдох на пламя свечи. 3. «Упрямая свеча» Цель: тренировать интенсивный сильный выдох. 4. «Погашу свечу». Цель: тренировать интенсивный продолжительный выдох с произнесением: фу! фу! фу! 5. «Насос» Цель: Тренировать продолжительный сильный выдох при длительном произнесении звукосочетания «пшшшш»… 6. «Назойливый комар» Цель: тренировать продолжительный выдох с длительным произнесением: зззз… 7. «Проколотый мяч» Цель: тренировать продолжительный выдох с длительным произнесением: с-с-с-с. 33 Затем включается громкое и длительное произнесение гласных и их сочетаний, звонких и глухих щелевых и взрывных согласных, слогов. Ø Динамические упражнения Динамическая дыхательная гимнастика включает ходьбу, медленный бег, движения рук, ног и построена на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков, звукосочетаний на выдохе. Упражнения выполняются в положении стоя. Ø Игры и упражнения на развитие тонких движений пальцев рук: § Конструирование из кубиков домиков, башен, сначала по образцу, затем по памяти и произвольно. § Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрешек, пирамидок, чашечек, кубиков. § Складывание из палочек геометрических фигур, букв. § Обведение контуров предметных изображений. § Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами. § Расстегивание и застегивание пуговиц, ремешков, шнурование. § Работа с мозаикой. § Пальчиковые игры с речевым сопровождением. Ø Игры со сборно-разборными игрушками, как способ установления взаимодействия с аутичными детьми: Пирамидки, чашечки, матрешки, доски Сегена, «Почтовые ящики», логические кубы, паззлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков. Ø Игры на развитие у ребёнка понимания отдельных простых просьб и обращений взрослого: «Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне – бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку». Ø Игры на обучение предметным действиям и понимание 34 сопровождающей эти действия речи: «Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало». Ø Игры на формирование навыка сотрудничества с напарником по занятию Взрослый дает 2-м детям разрезные картинки и говорит: «Раз, два, три – картинку собери». Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз – Витя…» Ø Игры на формирование навыка соблюдения очередности: § Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. § Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». § Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». § Игры с толканием мяча или машинки. § Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». § Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п.». Ø Игры на растормаживание эмоциональной сферы: «Догоню, догоню»; «Убегу, убегу». Взрослый делает возле головы «ро

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!