Материалдар / План коучинг -сессии "Критическое мышление "

План коучинг -сессии "Критическое мышление "

Материал туралы қысқаша түсінік
План коучинга на тему :"Критическое мышление " . В ходе сессии учителя получат возможность поразмышлять над обычными вещами с целью приобщить к этому учащихся . Ознакомятся с инструментами критического мышления, вспомнят , какие из них используют в практике.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
482
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

План коучинг- сессии


Наименование занятия:

«Как стратегии критического мышления способствуют активизации познавательной деятельности учащихся на уроке»

Общие цели

Целью данного занятия является содействие активизации критического мышления посредством диалогического взаимодействия между коучем и коллегами. Определить сущность критического мышления и раскрыть роль критического мышления в активизации познавательной деятельности учащихся. Способствовать к формированию профессиональной компетентности учителя по применению критического мышления на практике

Цель:


Учителя смогут:

1. узнать различные приемы технологии критического мышления;

2. понять алгоритм применения инструментов КМ на уроках ;

3.оценить важность применения стратегий КМ на уроках для активизации познавательной и мыслительной деятельности .

Результаты обучения

В конце коучинг-сессии учителя могут:

- осуществлять отбор наиболее приемлемых и эффективных для их предмета преподавания стратегий модуля «Обучение критическому мышлению»;

- приобретают навыки применения стратегий критического мышления на уроках;

- умеют определять принципы работы

Узнают о различных приемах технологии критического мышления, целенаправленное применение различных технологий в процессе обучения.

Ключевые идеи

1) Первое знакомство с данными в визуальной и устной форме может побудить детей самостоятельно мыслить, делать выводы и предположения.

2) Содействие конструктивному и открытому диалогу может позволить детям выражать свои мысли уверенно, чтобы послушать и оценить различные точки зрения.

Источники

Критическое мышление в образовании.

Средства критического мышления.

Инструменты дискуссии.

Материалы и оборудование

Компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, стикеры, шляпы, раздаточный материал.


Ход занятия


Этапы проведения занятия

Время – 90 минут

Действия преподавателя и действия участников


Приветствие

5 минут

Коуч приветствует участников, спрашивает об их самочувствии, участники отвечают, спрашивают о самочувствии преподавателя. Для создания благоприятной обстановки просит участников поприветствовать друг друга приветствиями разных народов.

Просмотр картинки

10 минут

Коуч, используя презентацию для раскрытия темы, спрашивает мнение слушателей .

Рефлексия

5 минут

Вопросы участникам:

- Любой ли человек может мыслить критически?

- Какие качества нужно развить у учителей и учащихся, чтобы они могли критически мыслить?

-Назовите ассоциации к словосочетанию КМ.

Мини-лекция

10 минут

Коуч ознакамливает с Таксономией Блума, с методами КМ. Предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания, на вершине – твоческая деятельность

Останавливают внимание на методе де Боно. «Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления.

Рефлексия

10 минут

Группы знакомят всех со своими размышлениями.

Обсуждение

5 минут

Вопросы участникам:

- Каким образом вы будете использовать шесть шляп мышления Эдварда де Боно на уроках?

Мини-лекция

10 минут

Коуч , используя мультимедийную презентацию, рассказывает Притчу о шести шляпах.

Работа в группах

20 минут

Тренер делит участников на 6 групп и просит малые группы ответить на вопрос «ЭКСПО-2017: плюсы и минусы», исходя из позиции своего мышления (шесть шляп мышления Эдварда де Боно).




Физминутка

Танцы под музыку.

3 минуты

Просит учителей повторять движения под музыку «Арам зам-зам»

Рефлексия

Лестница успеха


7 минут

Вопросы участникам:

- Насколько трудно было вам выполнить данное задание?

- Каким образом вы научите учащихся разрабатывать вопросы по разным типам мышления?



Подведение итогов

5минут

Подведение итогов занятия.



Итого

90 минут








ПРИТЧА

В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

УЧИТЕЛЯ

1. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.

2.Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

3.Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

4.Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

5.Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

6.Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Через несколько лет братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.

Смена шляп – ключевая идея метода де Боно!





«Алты ойшыл қалпақ» әдісі

Балалардың ойлау қабілетін дамытуда алты ойшыл қалпақ әдісін кең пайдаланады. Оның авторы американдық профессор Эдвард де Боно. Осы әдісті пайдалану кезінде мына жайттар болуы тиіс.

  1. Әркім ойлану керек және ойларын айтады;

  2. ойлау дағдысының дамуының бірі;

  3. Тым күрделі жағдайларды қарапайым жағдайлармен алмастыру керек;

  4. Жоспарлы және сатылы әрекет болу керек;

  5. Затты зерттеу қажет және сөз таластырмау керек;

  6. Менің пікірім әрқашан дұрыс демей, керісінше пайдалы ұсыныстар жасау керек. Басты міндет оны көре білу;

  7. Біз көрмей тұрған, бірақ көруге міндетті ететін шешімдер мен идеялар болуы керек.

Балалардың өзі ойлау қабілеттерінің ерекшеліктерін жақсырақ түсінуін, ойлау бейнелерін бақылаудың және мәселенің шешу кезінде ойлау үрдісін тиімді пайдалану мақсатында ойда қойылған міндеттермен нақтырақ байланыстыруға үйрету. Алты ойлау қалпақтарын қарапайым және практикалық әдіс. Ол практикалық ойлаумен байланысты. Негізгі үш қиындықты жеңуге мүмкіндік береді:Эмоциалар;Шарасыздық;Түсінбестік.

Әдіс ойлауды алты типке немесе тәртіпке бөлуге жол береді, олардың әрбіреулеріне түрлі түсті қалпақ сәйкес келеді. Бөлу арқылы әрбір тәртіп тиімдірек пайдаланады, жалпы ойлау үрдісі бір нүктеге топталып, тұрақты болады.

Қалпақтарды пайдалану ережелері

1. Ойлау қалпағын киіп, біз сол қалпақ білдіретін рөлді иеленеміз.

2. Нақты түсті қалпақты шешіп, біз сол ойлау типінен бас тартамыз.

3. Қалпақты басқа қалпақпен ауыстыру кезінде ойлау әдісі ауысады. Бұл әдіс адамды ренжітпей, ойлау барысын ауыстырады. Біз айтылған ойларға қарсылық білдірмейміз, оларды ауыстыруды сұраймыз.

4. Өзіндік пікірді білдіру үшін тек қалпақты атауға болады, солайша қай ойлау әдісі пайдаланатындығы көрсетіледі. Мысалы, қара қалпақты киетіндігіңізді тек айтсаңыз ғана, сіз оны ұсынған адамға қарсылық білдірмей, идеяны талқылай аласыз.

Алты ойлау қалпақтары -6-қалпақ әдісіне қосымша ақпарат:

1. Неліктен қалпақтар? Қалпақ оңай киіліп, оңай шешіледі. Бұл біздің жағдайымызға қатысты, себебі біз ойлау типтерін түсті қалпақтарды сияқты оңайлықпен ауыстыра алуымыз керек.

2. Ойлаудағы 90%-ға дейінгі қателер (техникалық емес салаларда) – бұл қабылдау қателері. Логикалық қателер өте сирек болады.

3. Алты қалпақтар әдісі біздің ойлауымызды байыта түсіп, анағұрлым жан-жақты етеді. Егер біз біреуді әлдебір нәрсе туралы ойлауды тек сұрасақ қана, жиі кезде олар түсінбеушілік танытады. Ал егер оларды алты қалпақтар схемасын пайдалана отырып, затты талдауға шақырсаңыз, олардың қабылдау кеңдігі арта түседі.



Для размышления учителя:



Что вы знаете о критическом мышлении? Напишите пять ключевых слов, с помощью которых вы определите это понятие.



Какие стратегии критического мышления Вы применяете в своей практике?




Какие необходимо освоить?





Приведите 5 аргументов о пользе критического мышления в обучении



Как вы сумели освоить метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»?














Использование методики "Шесть шляп мышления"

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные идеи

Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов. По его мнению, любая проблема обязательно вызывает у человека всплеск эмоций, заставляет его собирать факты, искать варианты решений, а также анализировать положительные и отрицательные последствия каждого из этих решений. Еще один тип мышления связан с упорядочением идей. Если хаос, царящий в голове, привести в порядок, разложить мысли по полочкам и заставить их течь в строгой последовательности, то поиск решения станет более быстрым и продуктивным. Методика "Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.  Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.

Преимущества

  1. Обычно умственная работа представляется скучной и абстрактной. Шесть шляп позволяет сделать ее красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.

  2. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.

  3. Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

  4. Благодаря структурированию работы и исключению бесплодных дискуссий мышление становится более сфокусированным, конструктивным и продуктивным.

  5. Метафора шляп является своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая.

  6. Метод позволяет избежать путаницы, поскольку только один тип мышления используется всей группой в определенный промежуток времени.

  7. Метод признает значимость всех компонентов работы над проектом — эмоций, фактов, критики, новых идей, и включает их в работу в нужный момент, избегая деструктивных факторов.

Цель Таксономии Блума (1956 г) - в мотивировании педагогов для концентрации усилий и внимания на всех трех областях, в целях создания более целостной формы обучения.


Shape1

Согласно Таксономии Блума все уровни могут рассматриваться как необходимые для критического мышления. Со стадии анализа начинается мыслительные процессы высокого уровня.




Знание Подтверждение запоминания предыдущего материала посредством указания фактов, условий, основных концепций и ответов: знание специфических характеристик (терминологии, конкретных фактов и т.д.); знание обобщающих характеристик: конвенций, тенденций и последовательности, классификаций и категорий, критериев, методик и пр., знание универсалий и абстракций в соответствующей сфере - принципы и обобщения, теории и структуры и т. д. Подобие вопросов: Какие есть преимущества для здоровья при употреблении яблок?

Понимание. Демонстрация понимания фактов и идей путем организации, сравнения, интерпретации, описания и утверждения основных идей: перевод, интерпретация, экстраполяция Подобие вопросов: Сравните пользу здоровью при употреблении яблок и апельсинов.

Применение Использование новых знаний, методов и правил в различных вариантах. Подобие вопросов: Какие виды яблок лучше всего подходят для выпечки пирога, и почему?

Анализ Проверка и классифицирование информации на составляющие, в соответствии с мотивами и причинами. Формулировка выводов и определение доказательств, подтверждающих обобщения: анализ элементов; анализ отношений; анализ организационных принципов Подобие вопросов: Опишите четыре способа приготовления еды с яблоками и объясните, какие из них имеют наибольшую пользу для здоровья. Предоставьте ссылки для аргументирования Ваших заявлений.

Синтез Систематизация информации, посредством комбинирования различными способами элементов в новом шаблоне или предоставление альтернативного решения: установление уникальной связи, разработка плана или предлагаемый набор операций, выводы на основе совокупности абстрактных отношений. Подобие вопросов: Преобразуйте «нездоровый» рецепт яблочного пирога на «здоровый» рецепт, путем замены ингредиентов по Вашему усмотрению. Аргументируйте пользу ингредиентов, выбранных Вами, взамен первоначальным.

Оценка Презентация и аргументирование мнения, формулировка выводов по информации, обоснование идеи и оценка качества работы, на основе ряда критериев: выводы с точки зрения внутренних доказательств; выводы с точки зрения внешних критерий Подобие вопросов: Считаете ли Вы, что яблочный пирог после школы для детей полезен? Почему - да или почему - нет?



























Ақ қалпақ: ақпарат

Ақ түс таза қағаз беті сияқты алалықсыз және объективті. Фактілер, ақпарат, сұрақтар негіз болады. Қандай ақпаратымыз бар? Айтылған пікірді растайтын немесе жоққа шығаратын қандай фактілер бар? Қандай ақпарат қажет? Жетіспейтін ақпаратты қалай аламыз? Қандай сұрақтар қойып, жауап алуымыз керек?


Белая шляпа: информация

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?




Қызыл қалпақ :эмоция


Қызыл қалпақ :эмоция


Қызыл түс ашуды, шиеленісті білдіреді. Қызыл қалпақта адамды эмоциялар, сезу, сезімдер билейді. Осыған байланысты менде қандай сезімдер туындайды

Красная шляпа: чувства и интуиция


В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?








Сары қалпақ:оптимизм

Сары түс – күн көзінің, тіршілік түсі. Сары қалпақтағы адам оптимизмге толы, ол артықшылықтарды іздестіреді. Не себептен осыны істеу керек? Артықшылықтары қандай? Бұл кім үшін пайдалы? Артықшылықтар қалай пайда болады? Осының пайдалы жақтары бар ма? Қандай жағдайларда бұл пайдалы болады?  


Желтая шляпа: логический позитив


Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?








Қара қалпақ: сын

Қара түс – қараңғылық, қаһарлық, бір сөзбен айтқанда – суық. Қара қалпақта адам қауіптілік танытады. Бұл көмектеседі ме? Қандай қателер бар? Кемшіліктері қандай? Бұл идея жүзеге аса алады ма? 

Черная шляпа: критика

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?










Жасыл қалпақ:идея

Жасыл қалпақ – өсімдіктердің, молшылықтың, табыстылықтың түсі. Жаңа идеялар туындап, шығармашылық бастауын алады. Осы жағдайда не істей аламыз? Баламалы идеялар бар ма? – деген сұрақтар туындайды


Зеленая шляпа: креативность

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?









Көк қалпақ :ұйымдастыру және басқару

Көк қалпақ – аспан түсі. Ол ұйымдастыру және басқарумен байланысты. Неге қол жеткіздік? Болашақта не істеу керек?

 

Синяя шляпа: управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?












Деление на группы








































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ