Посмотрите на эти объекты (на столе стоит
компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и
скажите, какое действие с информацией они помогут нам
выполнить?
(Передать информацию, передача
информации)
Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с
передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни,
когда вы получали или передавали информацию?
(Звонок по телефону – и получал, и передавал
информацию)
(Получал письмо, писал
письмо)
(Смотрел новости по
телевидению)
Сколько сторон участвует в процессе передачи
информации?
(Две)
Одна - … (передает информацию).
Другая - … (получает информацию).
Их называют источник информации и приёмник
информации.
Кого мы называем источником
информации?
(Того, кто передает
информацию)
А приёмником?
(Того, кто получает
информацию)
Выполните в рабочей тетради ЗАДАНИЕ № 70
(а, б)
Изобразим процесс передачи информации в виде
схемы.
Нарисуйте стрелку между двумя участниками
процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете
верным?
В каком направлении происходит передача
информации?
(От источника к
приемнику)
Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно.
Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является
источником информации?
(Мы, я)
А кто приемником?
(Друг)
А через что информация передается от вас к вашему
другу?
(Через электромагнитные волны, телефонные
провода)
Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто
является источником информации?
(Друг)
Приемником?
(Я, мы)
Через что была передана
информация?
(Через бумагу, письмо)
Стрелку между источником и приемником информации
мы подпишем «Информационный канал»
Информационные каналы могут быть
биологическими и техническими:
Органы чувств человека выполняют
роль биологических
информационных каналов. Сигналы несут информацию
от органов чувств к мозгу.
Техническими информационными каналами являются телефон, радио,
телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются
информацией.
Для
того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек
использует различные средства связи.
Средства связи – способы передачи информации на
расстояние.
(Записать в тетрадь
определение).
К
традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта,
телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.
Выполните в рабочей тетради задание № 72,
заполните схему «Передача информации»
Как
вы думаете, что влияет на качество передачи
информации?
Я
вижу у вас есть затруднения? Почему у вас возникли затруднения
возникли? Значит, вы чего-то не знаете?
У
нас возникла проблема.
Как её решить?
(спросить у учителя, посмотреть в учебнике,
найти в Интернете)
Я предлагаю посмотреть
отрывок из
мультсериала «Смешарики», может он поможет решить нашу проблему и
ответить на вопрос: Вся ли информация в неизменном виде была
передана от источника к приемнику?
(Нет, зрительная информация была получена, а
звуковая - нет)
Что повлияло на качество передачи
информации?
(Неисправность
телевизора)
Такого рода технические неисправности, мешающие
полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и
называются помехи.
Попробуйте сформулировать, что такое
помехи?
(Помехи – это технические неисправности,
мешающие полной и достоверной передаче
информации)
А сейчас мы постараемся выяснить, какие помехи
могут возникнуть при передаче информации.
Я
предлагаю вам работать по плану
Работа в группах
Группа 1
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи,
вызванные неисправностью источника информации.
(Например, дефекты речи, неисправность
микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый
почерк, искажение или затемнение изображения в
телевизоре)
Группа 2
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи,
вызванные неисправностью приемника информации
(Например, плохое зрение или слух, неумение
читать, дальтонизм)
Группа 3
В течение 3 минут обсудите и назовите помехи,
вызванные неисправностью канала связи
(Например, обрыв провода, сломалась антенна,
села батарейка на телефоне, искажение звука в
телефоне)
|