Материалдар / План урока "Передача информации"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

План урока "Передача информации"

Материал туралы қысқаша түсінік
открытый урок "Передача информации" 5 класс Формирование представления о процессе передачи информации, источнике и приемнике информации, канале связи и помехах, возникающих при передаче информации. Формирование информационной культуры. Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости. Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. Умение слушать, ясно, грамотно передавать
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
26 Қырқүйек 2022
325
1 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Раздел


ФИО педагога


Дата


Класс 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Передача информации

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


5.2.1.2 – приводить примеры каналов связи, источников и приемников информации

Цель урока

Формирование представления о процессе передачи информации, источнике и приемнике информации, канале связи и помехах, возникающих при передаче информации.

Формирование информационной культуры.

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости.

Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Умение слушать, ясно, грамотно передавать


Критерии успеха

Умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Умееет структурировать знания.

Умееет искать и выделять необходимую информацию.

Умеет выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности.

Умеет адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.

Умеет применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Организационный этап

Организационный момент.

Здравствуйте! Рада видеть вас сегодня на уроке! Сегодняшний урок я хочу начать с игры, которая называется «Испорченный телефон». Правила этой игры простые: ведущий шёпотом говорит какое-нибудь слово на ухо первому игроку. Первый игрок так же, шёпотом сообщает это слово второму игроку. Второй – передаёт третьему, и т.д. Когда слово по цепочке дойдёт до последнего игрока, то он произносит услышанное им слово вслух.

Сообщение целей урока и ожидаемых результатов.

Информация - это знания и сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Прежде, чем перейти к новому, выясним на что мы будем опираться, какие знания нам помогут.

 (Что такое информация?

(Информация – это знания, сведения, новости, которые человек получает из окружающего мира при помощи органов чувств)

Какие виды информации вы знаете?

(По способу восприятия: зрительная, звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая; по способу представления: текстовая, графическая, звуковая, числовая, видеоинформация)

Как человек хранит информацию? (В своей памяти и на носителях)

Что такое носитель информации?

(Носитель информации – это любой материальный объект, используемый для хранения на нём информации.)

Какие носители информации вы знаете?

А какими пользуетесь чаще всего? (бумага, флеш-накопитель, диск)

Назовите древние носители информации.

Какие современные носители информации вам известны?

(бумага, магнитные и лазерные диски, флеш- накопитель, магнитная лента, видеолента, фотопленка

Вспомните, какие действия с информацией мы уже изучили?

(Сбор, хранение информации)

Как называются действия с информацией? (Информационные процессы)

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

В ходе заслушивания ответов детей остальные школьники контролируют правильность и полноту ответов.

По мере необходи­мости исправляют, дополняют, уточняют ответы.


Интерактивное обучение

Изучение нового материала

Посмотрите на эти объекты (на столе стоит компьютер, лежат телефон, книга, письмо, стопка тетрадей) и скажите, какое действие с информацией они помогут нам выполнить?

(Передать информацию, передача информации)

Люди постоянно участвуют в действиях, связанных с передачей информации. Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?

(Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию)

(Получал письмо, писал письмо)

(Смотрел новости по телевидению)

Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?

(Две)

Одна - … (передает информацию).

Другая - … (получает информацию).

Их называют источник информации и приёмник информации.

Кого мы называем источником информации?

(Того, кто передает информацию)

А приёмником?

(Того, кто получает информацию)

Выполните в рабочей тетради ЗАДАНИЕ № 70 (а, б)

Изобразим процесс передачи информации в виде схемы.

Нарисуйте стрелку между двумя участниками процесса передачи информации в том направлении, которое вы считаете верным?

В каком направлении происходит передача информации?

(От источника к приемнику)

Посмотрите, стрелка здесь нарисована не случайно. Если вы рассказываете другу историю по телефону, кто является источником информации?

(Мы, я)

А кто приемником?

(Друг)

А через что информация передается от вас к вашему другу?

(Через электромагнитные волны, телефонные провода)

Хорошо. А если друг написал вам письмо, кто является источником информации?

(Друг)

Приемником?

(Я, мы)

Через что была передана информация?

(Через бумагу, письмо)

Стрелку между источником и приемником информации мы подпишем «Информационный канал»

Информационные каналы могут быть биологическими и техническими:

Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу.

Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютерные сети, с помощью которых люди обмениваются информацией.

Для того, чтобы передавать информацию на большие расстояния человек использует различные средства связи.

Средства связи – способы передачи информации на расстояние.

(Записать в тетрадь определение).

К традиционным средствам связи относятся сигнализация, почта, телеграф, телефон, радио, телевидение, Интернет.

Выполните в рабочей тетради задание № 72, заполните схему «Передача информации»

Как вы думаете, что влияет на качество передачи информации?

Я вижу у вас есть затруднения? Почему у вас возникли затруднения возникли? Значит, вы чего-то не знаете?

У нас возникла проблема. Как её решить?

(спросить у учителя, посмотреть в учебнике, найти в Интернете)

Я предлагаю посмотреть отрывок из мультсериала «Смешарики», может он поможет решить нашу проблему и ответить на вопрос: Вся ли информация в неизменном виде была передана от источника к приемнику?

(Нет, зрительная информация была получена, а звуковая - нет)

Что повлияло на качество передачи информации?

(Неисправность телевизора)

Такого рода технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации, встречаются очень часто и называются помехи.

Попробуйте сформулировать, что такое помехи?

(Помехи – это технические неисправности, мешающие полной и достоверной передаче информации)

А сейчас мы постараемся выяснить, какие помехи могут возникнуть при передаче информации.

Я предлагаю вам работать по плану

Работа в группах

Группа 1

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью источника информации.

(Например, дефекты речи, неисправность микрофона, телефона, плохо пишет ручка, неразборчивый почерк, искажение или затемнение изображения в телевизоре)

Группа 2

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью приемника информации

(Например, плохое зрение или слух, неумение читать, дальтонизм)

Группа 3

В течение 3 минут обсудите и назовите помехи, вызванные неисправностью канала связи

(Например, обрыв провода, сломалась антенна, села батарейка на телефоне, искажение звука в телефоне)



Учащиеся знакомятся с содержанием презентации, исследуют предложенные задания, решают проблемные вопросы, выполняют тренировочные задания, выполняют самопроверку, записывают домашнее задание, знакомятся с инструкцией по выполнению домашнего задания, задают вопросы учителю для коррекции

Осуществляют взаимоконтроль процесса выполне­ния задания


Словесная оценка учителя

. Взаимооценивание

Стратегия «Стикер


.Закрепление полученных знаний

Сейчас самостоятельно выполните следующее задание

а) мужчина (источник информации) что-то сообщает женщине (приемник информации);

б) классный руководитель (источник информации) делает объявление для учеников (приемники информации);

в) ученик (приемник информации) при подготовке сообщения на заданную тему просматривает подшивки газет и журналы (источники информации);

г) две подружки, выступая поочередно в роли источников и приемников информации, делятся впечатлениями о летнем отдыхе.

Приведите примеры из жизни, из сказок или м/ф, где информация передается как в предложенной схеме:

Источник: - Приёмник:

Источники:– Приёмники:

Источники: - Приёмник:

Передайте свою информацию классу – назовите свои примеры.

Какой вывод можно сделать из работы о возможном количестве источников и приёмников при передаче информации?

 

Вывод: в процессе передачи информации может участвовать несколько источников и приемников информации.

Сейчас вам предстоит самостоятельно заполнить таблицу. Предложите способ, как превратить носитель информации в её источник, и укажите вид информации, которую получит приемник от данного источника.

По итогам работы сделайте вывод о том, как связаны между собой процессы передачи и хранения информации. 

Возможный вариант заполнения таблицы:


Решают задачи

ФО: взаимное оценивание по критериям, самопроверка по образцу, комментарии учителя



Рефлексия

Рефлексия:

Я активно/не активно участвовал в процессе урока

Доволен работой на уроке/необходимо поработать еще

Задания на уроке были понятны/ необходимо разобрать еще раз


Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!