Тема: «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».
Цели: 1.
Определить направления и задачи изучения комедии «Ревизор».
2.Усваивать содержание комедии.
Домашнее
задание к этому уроку: 1. Начать читать комедию «Ревизор».
2.Индивидуальные задания двум ученикам: подготовить рассказ о
постановках «Ревизора» в Петербурге и Москве (см. карточки).
Карточка 1.
Первая
постановка «Ревизора» в Петербурге.
Комедия удивила
актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась
трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то
смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои
пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не
придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания.
Единственный актёр Сосницкий, игравший Городничего, устраивал
Гоголя.
Общественного
содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же
«Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день
первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём
русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он
сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».
Карточка 2.
Постановка
пьесы «Ревизор» в Москве.
После премьеры
в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским
актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё
дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль
Городничего.
Гоголя просили
приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако
он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по
поводу постановки.
25 мая 1836
года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». В зал попали
только аристократы, не способные оценить комедию.
Актёры в
сущности не поняли замысла Гоголя.
Последующие
спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих
разговоров.
Ход
урока:
1.История
создания комедии и источник сюжета.
Н.В.Гоголь
очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека
и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую
склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение,
предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии
«Ревизор».
Однажды в
Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о
Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это
рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и
подарил Гоголю. Такие истории были весьма часты.
2.Проверка
индивидуальных домашних заданий.
3.Идейный
замысел Гоголя.
«В «Ревизоре» я
решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда
знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех
случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и
за одним разом посмеяться над всем».
4.Особенности драматического произведения.
Работа с
учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях».
Учащиеся
получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в
широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком
смысле).
5.Комментированное чтение 1 действия.
Знакомство с
действующими лицами.
«Говорящие»
фамилии.
По ходу чтения
в тетрадях записываются «Средства комического
изображения»:
-
Говорящие
фамилии;
б)
Ирония;
в)
Гипербола;
г) Саморазоблачение.
На следующих
уроках этот список продолжается.
6.Обобщение.
1.Какое событие
является завязкой?
2.Почему
известие о ревизоре переполошило весь город?
7.Домашнее
задание.
Прочитать 1,2
д