Материалдар / план урока ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

план урока ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

Материал туралы қысқаша түсінік
материал предназначен учителю русской литературы. в плане представлен анализ стихотворений поэта, изучаемых по программе 9 класса. Весь план урока расписан подробно. представлена словарная работа на уроке.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
25 Қараша 2018
368
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Тема:  ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока I. Проверка домашнего задания.

Какие чувства переполняют автора и сообщаются читателю, когда поэт вспоминает об адресатах своей любви? («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы».)

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.Те ма поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным. Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимо отношениях поэта и общества, о творческом процессе. А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его – прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота – «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество: «Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь…» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир…» – пушкинский «…союз волшебных звуков, чувств и дум»! Но как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?

2. Чтение и обсуждение стихотворений.

1) «Поэт». – Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки? – Как построил и как написал их поэт? Как сказывается различие двух частей стихотворения, их контраст при чтении? – Сравните лексику и рифмы I и II частей. Существенно ли, что обыденная лексика, задающая тон I части («суетный свет», «малодушие», «вкушает», «ничтожные дети») и контрастирующая тут же с высокой, мифологической («Аполлон», «священная жертва», «святая лира»), сменяется во II части рядом других поэтических образов («божественный глагол», «чуткий слух», «душа поэта», «пробудившийся орел», «широкошумные дубровы»)? Как и смена строк с перекрестными рифмами на стихи с опоясывающей рифмовкой, где тон задает мужская рифма («Но лишь божественный глагол…»). – Достаточно ли резко прозвучал для вас контраст I и II частей? Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении? Как меняется пушкинский Поэт?

Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено (не случайно последний знак у Пушкина – отточие)? – И что вам открыли «берега пустынных волн», убежище Поэта?

Наконец, какая строка показалась вам самой «божественной», пленительной? В чем тайна гениального «широкошумные дубровы»? – Какую же тайну задал нам Пушкин своим «Поэтом»? Да, «священная жертва». Что это? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический дар?

Стихотворение «Поэт» – пушкинские размышления о сущности поэта. Поэт – сложное существо, отмеченное Богом, наделенное творческой силой, но в то же время это обычный, земной человек. Автор вполне допускает, что поэт даже может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены в нем начинаются только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Тогда Поэт преображается – это уже не один из немногих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает – он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слава Поэта, в которой нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

               Душа поэта встрепенется,               Как пробудившийся орел...

Он становится гордым, «диким и суровым», т. е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновенье требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825 г.):

              Служенье муз не терпит суеты;              Прекрасное должно быть величаво…

Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы…».

Конечно, и берега, и «дубровы», куда устремлен поэт, – поэтическая условность. Эти «географические точки» – символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, живее творческие сны». Пушкин как бы «останавливает мгновенье» – перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, «нестройные» звуки.

2) «Пророк». Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем – развернутая картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется…» – поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис). Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»? Оно какое-то страшное, трагическое. Но страшное у Пушкина неотделимо от трепетного и нежного: «Перстами легкими как сон…»; что открыла вам антитеза, начинающаяся с тяжелого, сурового «отверзлись»? – Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал…»?

Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зове Бога? (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир – поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и о небе.)

Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии? Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»…

3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном – в создании своих творений – остается загадкой. Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели. В. Ф. Ходасевич считал, что оно – запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин – как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало XIX в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I. – Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)

Поэт и его призвание – сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг…» – итог раздумий Пушкина о призвании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).

Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «КМельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:

                   И долго буду тем любезен я народу,

                   Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                   Что в мой жестокий век восславил я свободу

                   И милость к падшим призывал.

Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный, душа в заветной лире, век жестокий, глава непокорная), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна…»), метонимией («Что чувства добрые я лирой пробуждал…»).

Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки – традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка – 4-стопным ямбом.

III. Итог урока.

Домашнее задание: стихотворение «Я памятник себе воздвиг…» выучить наизусть.

 



Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!