Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Подготовка к ЕНТ 11 кл каз. обуч
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Блок-1. Лексико- грамматический тест
I вариант
(20 вопросов с одним вариантом ответов из пяти предложенных)
1.Укажите слово, которое пишется с удвоенной –к- в корне
А) А…адемия
В) А…робат
С) А…уратный
Д) А…устика
Е) О…раска
2.Как называется раздел языкознания, который изучает звуки?
А) Фонетика
В) Морфология
С) Лексика
А) Синтаксис
Е) Стилистика
3.Укажите, чем выражено сказуемое в предложении: Старинные вязы будут попадаться вам на пути.
А) Глагол настоящего времени
В) Глагол будущего времени
С) Глагол прошедшего времени
Д) Глагол повелительного наклонения
Е) Глагол условного наклонения
4.Сложное предложение – это
А) Основная грамматическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, или вопрос, или побуждение, имеет грамматическую основу.
В) Два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически.
С) Слова, указывающие на предмет и его признак или на действие и его признак.
Д) Слова, указывающие на действие и предмет, на который оно переходит.
Е) Предложения, состоящие из двух или несколько простых предложений, соединенных при помощи интонации, союзов или союзных слов.
5.Выберите правильных вариант пропущенных букв: Мы кое-как пр…ладили эти пр…способления, наша труба закрывалась снаружи, и каждый раз для этого пр…ходилось взб…раться на плоскую крышу юрты.
А) И, и, и, и
В) И, е, и, е
С) Е, и, е, и
Д) И, и, и, е
Е) Е, и, и, и
6.Укажите глагол с окончанием – ут в форме 3 лица множественного числа настоящего времени
А) Слышать - слыш…т
В) Дышать – дыш…т
С) Плакать – плач…т
Д) Держать – держ…т
Е) Любить – люб…т
7. Дополнение выражается существительным или
местоимением, отвечающими на вопросы:
А)
Какой? чей?
В) Чей? который?
С) С какой целью?
Д) Косвенных падежей
Е) Где, откуда, почему, когда, при каком условии?
8.Укажите, в каком варианте содержится правильный ответ: В фонетике изучается единица языка …
А) Слово
В) Словосочетание
С) Часть речи
Д) Часть слова
Е) Звук
9.Укажите вариант, в котором слово с НИ пишется слитно.
А) Не сказать …полслова
В) …кто не живет
С) …много …мало
Д) …слуху …духу
Е) …у кого не хватит совести
10.Укажите, какой частью речи выражено сказуемое в предложении: Вишневый сад теперь мой.
А) Глаголом
В) Местоимением
С) Существительным
Д) Наречием
Е) Деепричастием
11. Слово с начальной буквой –с- в
А) …десь
В) …бегать
С) …доровье
Д) …дравие
Е) …дание
12. Найдите словосочетание, связанное по
способу примыкание.
A) Длинный путь.
B) Собирать гербарий.
C) Построить дорогу.
D) Горный воздух.
E) Сердито ворчать.
13. Найдите словосочетание, которое указывает
на действия и его признак.
A) Говорить ясно.
B) Подготовиться к экзаменам.
C) Раннее утро.
D) Гулять в парке.
E) Мировоззрение писателя.
14. Схема предложения
Но кажется, что песня все еще длится, что ей нет и не будет
конца.
А) [ , ( ), ].
В) ( ), [ ], ( ).
С) [ ], ( ).
D) [ ], ( ), ( ), ( ).
E) [ ], ( ), ( ).
15. Количество пропущенных знаков препинания.
В течение года казахи жили друг от друга обособленно а во время
Наурыза они с удовольствием встречались чтобы обсудить дела и
совместные военные планы распределить места кочевок женить детей
решить спорные вопросы.
А) 2.
В) 6.
С) 4.
D) 5.
E) 3.
16. Не с прилагательными пишется
слитно:
А). (не)уклюжие выражения, (не)прерывная трансляция
В). Ночка (не)светлая, а темная
С). День (не)жаркий, а с ласковым весенним ветерком.
Д).Осень (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная.
Е).Твоим горам я путник (не)чужой
17. Укажите числительное, в котором не пишется
Ь
А). Пят..десят
В). Восем...сот
С). Восем..десят
Д). Шест..десят
Е). Сем..надцать
18. «Вей, ветер, неси ладью мою!»
Запятая выделяет
А). Определение
В). Обращение
С). Приложение
Д). Уточняющий член
Е). Дополнение
19. Звонкая согласная пишется в
А). Ко…ьба
В). Жу…кий рассказ
С). Чу…кий сон
Д). Клетчатая руба…ка
Е). Ле…кий шаг
20. Укажите правильный вариант пропущенных букв в
предложении:
Загремел сердито гром, пок…тился по небу справ… налев…, потом назад
и замер около передних п…двод.
А). о, а, а, о
В). а, а, а ,о
С). о,о,а,а
Д). а,о,о,а
Е). а,а,о,о.
ВАРИАНТ 1
ЗЕМЛЯ ДО НАЧАЛА ВРЕМЁН
Каждому из нас когда-нибудь говорили: «Это было очень давно, когда тебя ещё не было на свете». Все мы знаем, что мир существовал и до того, как мы родились. И до нас светило солнце и пели птицы. До нас жили люди, и среди них — наши родители, бабушки и дедушки, а ещё раньше — дедушки наших дедушек, бабушки наших бабушек и так без конца.
А ведь когда-то не было ни нашей планеты, ни Солнца. Не было даже времени. Так что же было тогда, когда ничего не было? Люди придумали много ответов на этот вопрос, но главных из них два.
Одни считают, что нашу планету создала высшая сила — Бог. Таких людей называют верующими. Учёные, которые изучают космос,— астрономы, настаивают на том, что 20 миллиардов лет назад во Вселенной, то есть в космосе, случился взрыв невиданной силы.
После этого «Большого взрыва» из разных кусочков плотного вещества и огненной газовой пыли, которые носились в пустоте и постепенно притягивались друг к другу, слепились большие шары. Самые крупные из них получились из огненных газов. Они стали звёздами. Другие, размером поменьше, склеились из плотного вещества. Они стали планетами.
Планеты начали притягиваться к звёздам, а звёзды постепенно стали собираться в группы, похожие на огромные гроздья. Так образовались галактики.
Во Вселенной существуют миллионы миллионов галактик. В нашей родной Галактике, в Млечном Пути, насчитывается 100 миллиардов звёзд, и каждая из них — солнце! Многие из этих солнц имеют свои планеты.
Наше Солнце — это только одна из звёзд Млечного Пути. Солнце силой притяжения удерживает в своём семействе девять планет. Это «солнечное» семейство принято называть Солнечной системой. Третья по счёту планета в Солнечной системе — Земля.
Земля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Наша Земля — единственная планета Солнечной системы, где зародилась жизнь. Случилось это четыре миллиарда лет назад.
(Из книги «История человечества. Начало всех начал»)
Вопросы к тексту
-
Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. Как называется наша Галактика?
А Туманность Андромеды
B Большая Медведица
C Млечный Путь
D Стрелец
E Дева
4. Укажите правильное написание числительного в предложении: Учёные, которые изучают космос,— астрономы, настаивают на том, что 20 миллиардов лет назад во Вселенной, то есть в космосе, случился взрыв невиданной силы.
А .двадцати
B. двадцать
C. двадцатью
D. двадцатого
E. двадцатых
5. Восстановите часть текста: Наше Солнце — это только одна из звёзд Млечного Пути. Солнце силой притяжения удерживает в своём семействе … планет.
А . шесть
B . семь
C. четыре
D. девять
E. три
Страна восходящего солнца
Из всех стран нашего огромного мира лишь Японию называют «Страной Восходящего Солнца». На первый взгляд, это не совсем справедливо, ведь ласковое солнце дарит свет и тепло всем людям без исключения. Да, это так, но у японцев сложилось особое отношение к солнцу. Само название их страны означает «источник солнца». Согласно древним японским легендам, весь народ Страны Восходящего Солнца произошёл от духов неба. Но только император (японцы называют его «микадо») является потомком богини солнца. А все остальные люди считаются потомками простых божеств, их по-японски называют «ками». Предание гласит, что первому микадо боги даровали три священных предмета: зеркало — знак его божественности, меч — символ его могущества, и яшму — камень, который означает верность.
С давних времён символом Японии стал алый солнечный диск. Теперь он украшает флаг государства. И до сих пор японцы считают свою страну одной большой семьёй, а микадо почитают как отца всей нации.
Японские легенды рассказывают, что трудолюбивые боги ками вложили душу не только в людей, но и в животных, птиц, в безмолвных рыб, в деревья, цветы и даже камни.
В наши дни этот обычай так понравился людям во всём мире, что они стали дарить друг другу под Новый год фигурки животного-покровителя наступающего года.
Нежной заботой в Японии окружены и деревья, особенно вишня. Плоды сакуры (японской вишни) для еды не годятся. Но японцы любят сакуру не за полезность для желудка, а за красоту нежных цветов, полюбоваться которыми весной спешат и взрослые, и дети.
Много испытаний выпало на долю японцев. В этом районе Земли часто случаются землетрясения, а вызванные ими гигантские волны — цунами — не раз безжалостно разрушали всё, что возводили десятилетиями.
Япония — страна правил и традиций. А это означает, что и сегодня, как много веков назад, живы в японском доме почитание предков, уважение к старшим, любовь к природе и вежливость,— всё то хорошее, что накопили люди древней Страны Восходящего Солнца за свою историю.
(Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)
Вопросы к тексту
Укажите правильный ответ на каждый вопрос.
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. Какую страну называют «Страной Восходящего Солнца»?
А . Австралию;
B . Японию;
C. Индию.
D. Германию
E. Польшу
4. Что подарили боги первому микадо?
А . Зеркало, меч, яшму
B . гребень, щит, изумруд;
C. волны, цунами, землетрясения
D. кувшин, клинок, рубин
E. рис, овес, ячмень
5. Что изображено на государственном флаге Японии?
А . Земной шар;
B . золотая монета;
C. солнечный диск.
D. японский орнамент
E. меч
3 Блок. Чтение
ВАРИАНТ 1
Власть сына неба
Китай — именно туда по Великому шёлковому пути устремился торговый караван Марко Поло. Великий шёлковый путь — это самый длинный в мире торговый путь от берегов Чёрного моря через всю Азию до Китая.
Правил этой страной император. Его называли Сыном Неба. Много удивительного создал трудолюбивый народ Китая. Ещё в III веке до нашей эры там было возведено самое большое сооружение во всей истории — Великая Китайская стена. Словно огромная каменная змея длиной в шесть с половиной тысяч километров, тянется она среди гор и лесов. Это единственное творение людей, которое видно невооружённым глазом из космоса.
А помнишь легенду, как трудолюбивая принцесса научила свой народ разматывать шёлковую нить и ткать из неё чудесный шёлк? Европейцам очень полюбилась эта тонкая нежная ткань, особенно когда они обнаружили, что бельё из шёлка отгоняет блох.
Другим величайшим изобретением китайцев стала бумага. Её в Китае научились делать ещё в I веке до нашей эры. А в XI веке нашей эры там появились первые печатные книги. Правда, европейцам, что побывали в Китае, оказалось не под силу выучить все пятьдесят тысяч значков китайской письменности — иероглифов.
До сих пор люди, если не могут прочитать какой-нибудь текст, называют его «китайской грамотой». Это несправедливо! С давних времён в Китае обучение было открыто для любого человека независимо от его происхождения. Случалось, вся деревня собирала деньги, чтобы направить на учёбу в школу самого одарённого ребёнка. Китайские императоры даже устраивали конкурсы для тех, кто стремился получить государственную должность. Это были трудные испытания. Считалось, что ответственный пост можно доверить лишь тому, кто хорошо учился, способен упорно трудиться и обладает высоким чувством долга.
Непросто сделать и бумагу. Тут нужны знания, умения и труд сотен людей. Даже мороженое, которое так понравилось Марко Поло и секрет которого он всё-таки выведал и привёз на родину, в Венецию, европейцы научились вкусно готовить лишь недавно.
Вот какая она на самом деле эта китайская грамота!
(Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)
Вопросы к тексту
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. Самое большое архитектурное сооружение в истории человечества:
A. Пирамиды в Египте;
B. Великая Китайская стена;
C. Cобор в Древнем Риме.
D. Мечеть Тадж-Махал
E. Эйфелева башня
4. Укажите правильное написание числительного в предложении: А в XI веке нашей эры там появились первые печатные книги.
А .двадцати
B. девять
C. девятом
D. девятого
E. девятых
5. Восстановите часть текста: Китайские императоры даже … для тех, кто стремился получить государственную должность.
А. устраивали конкурс;
B. заставляли писать стихи
C. изучали родословную претендента.
D. пели песни
E. угадывали загадки
3 Блок. Чтение
ВАРИАНТ 1
Первый друг
Самым замечательным из всех открытий наших предков, настоящим подарком всем будущим поколениям было приручение собаки. Собака стала для человека лучшим другом, товарищем в играх и охоте, благородным спутником, верным помощником и бесстрашным защитником.
Все домашние собаки ведут свою родословную от волка. И хотя такса отличается от дога больше, чем гиена от пантеры, все собаки имеют одного кровного древнего предка — волка. Да-да, того самого, которым иногда пугают непослушных детей: мол, придёт серенький волчок и укусит за бочок.
К счастью, не все народы так строги к волку. Многие его уважают.
Четвероногий друг верой и правдой служит человеку уже 17 тысяч лет. В собаке наш предок обрёл смелого товарища, с которым не страшно было охотиться на крупных хищников. С того времени никакой коварный враг не мог подкрасться к дому человека незамеченным: чуткий слух и острый нюх собаки улавливали приближение даже самого хитрого хищника. С собакой человек мог уходить далеко от дома и не бояться заблудиться. Задолго до того, как в телегу впрягли лошадь, собака уже возила человека. Вот почему смело можно утверждать: собака вывела человека в люди!
Наверное, древний человек и древняя собака одновременно приручились друг к другу. Наши далёкие предки никогда не истребляли животных только ради забавы, как в наши дни. Древние люди охотой просто добывали себе пропитание. Видимо, это
вызывало уважение у такого благородного животного, как волк. Потому волки и подружились с людьми, что вместе было сподручнее охотиться.
И, несмотря на то, что со временем у людей появились и другие домашние животные: коровы, лошади, овцы,— такого друга, как собака, человек больше не приобрёл.
Все животные нас боятся, большинство нас не знает, и ни одно животное нас не любит. Ни одно, кроме собаки. Даже те животные, которых человек приручил, просто молча соглашаются жить рядом с нами. Мы говорим: «Корова даёт нам молоко, овца даёт нам шерсть». А ведь это неправильно! Корова и овца сами ничего нам не дают, мы у них всё отбираем.
Другое дело — собака. Она рождается нашим другом и остаётся им всю жизнь. Её любовь и бескорыстие безграничны. Эти умные благородные животные не раз спасали путников в горах, выносили из боя раненых, охраняли и порог дома, и границу страны. А сколько раз собаки не колеблясь отдавали свою жизнь, спасая жизнь человека! Поэтому большинство людей с любовью относятся к собакам и во многих странах установили им памятники.
Запомни: обидеть собаку — подлость, а бросить её на произвол судьбы — непростительный грех!
(Из книги «История человечества. Начало всех начал»)
Вопросы к тексту
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. От кого ведут свою родословную собаки?
A От волка
B от шакала
C от тигра
D от медведя
E от человека
2. Укажите правильное написание числительного в предложении: Четвероногий друг верой и правдой служит человеку уже 17 тысяч лет.
A семнадцать
B семнадцати
C семнадцатому
D о семнадцати
E семнадцатых
5. Восстановите часть текста: Собака стала для человека лучшим … , товарищем в играх и охоте, благородным спутником, верным помощником и бесстрашным защитником.
A кормильцем;
B другом;
C извозчиком
D помощником
E защитником
Блок-1. Лексико- грамматический тест
II вариант
(20 вопросов с одним вариантом ответов из пяти
предложенных)
1.Укажите наречие с буквой А на конце.
А) Засветл…
В) Налев…
С) Занов…
Д) Вправ…
Е) Издавн….
2.Имени существительному не свойственно:
А) Склонение
В) Спряжение
С) Число
Д) Падеж
Е) Род
3.Укажите глагол совершенного вида:
А) Ловить
В) Поймать.
С) Поздравлять
Д) Кричать
Е) Отвечать
4.Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении:
Но самое великое чудо созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульптором Тутмосом портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити.
А) 0
В) 1
С) 2
Д) 3
Е) 4
5. Выберите строку с –НН-
А) Заплете…ая коса, коса заплетен…а
В) Нерешен…ая задача, удостоен…ый награды
С) Здание разрушен…о, разрушен…ое здание
Д) Обоснован…ый ответ, решение обоснован…о
Е) Вычищен…ое поле, поле обработан…о
6. После приставки пишется и в
А) без…скусный
В) под…грать
С) без…нтервальный
Д) пред…сторический
Е) сверх…зысканный
7.Укажите правильный вариант
написания –не, -ни вместо многоточия в
предложении:
Волей …волей пришлось дать ему …сколько
…значительных, совершенно …винных
ответов.
А) Не (раздельно)
В) Не (слитно)
С) Ни (раздельно)
Д) Ни (слитно)
Е) Ни (через дефис).
8. Укажите, в каком варианте содержится
правильный ответ: В
словообразовании изучается единица языка …
А) слово
В) словосочетание
С) предложение
Д) часть речи
Е) часть слова
9. Определите глаголы условного
наклонения.
А) Влюбись, понравилась, подарите
В)
Спать бы, остался б, жил бы
С) Не нагляжусь, не нарадуясь, пошел бы
Д) Поехали, уселись, въехали
Е)
Не обижайся, скажи, сказал.
10.Укажите, в каком варианте ударение на
первом слоге.
А)
Шофер
В) Планер
С) Ракушка
Д) Швея
Е) Русло
11. Найдите вариант, в котором нужно вставить
одну букву С
А)
Ра…читать
В) Ра…просить
С) Бе…мысленный
Д) Ра…честь
Е) Во…тановить
12. «Лексика – это все слова языка, то есть
словарный состав языка». Укажите разряд обособленного
члена:
А)
определение
В) обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
С) приложение
Д) дополнение
Е) уточняющий член
13. Найдите словосочетание, связанное по
способу примыкание.
A)
Лечебная вода.
B) Чувства добрые.
C) Нагреть сильно.
D) Прилечь у печи.
E) Поэтические поверья.
14. Сложносочиненное
предложение:
А)
Прошла осень, за ней пришла зима
В) День был пасмурный, но теплый
С) День уходит, и прохлада освежает и бодрит
D) Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка не смело
Е) Новые знакомства в лесу происходят не редко, а довольно
часто
15. Укажите вариант
сложноподчиненного предложения с придаточным места.
А) С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взор в ту сторону, откуда ожидали нового приступа.
В) Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.
С) Только на востоке, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся сизые предрассветные тучки.
Д) Всех интересовало, откуда она вернулась.
Е) Мы не катались на лыжах, из-за того что стояли сильные мороз
16. Какие фразеологические единицы являются
синонимами к слову «убежать»?
А).
Родиться в рубашке, собраться с духом
В). Сжечь свои корабли, перейти Рубикон
С). Невелика птица, пустое место
Д). Заткнуть за пояс, утереть нос
Е). Задать стрекоча, навострить лыжи, смазать
пятки
17. Укажите страдательное
причастие:
А). Ненавидящий взгляд
В). Режущий предмет
С). Стелющийся по полю
Д). Летающий аппарат
Е). Слышимый издалека
18. Укажите глагол с окончанием –ат в форме 3
лица множественного числа настоящего времени
А). Колыхать – колыш…т
В). Хлестать – хлещ….
С).Слышать – слыш…т
Д).Прятать – пряч…т
Е).Писать – пиш…т
19. Определите вид придаточного
предложения.
Хороши летние туманные дни, хотя охотники их
не любят.
А). Времени
В). Следствия
С). Изъяснительное
Д). Причины
Е). Уступительные
20. Укажите словосочетание, в котором
невозможна замена полного прилагательного
кратким:
А). Сухой ветер
В). Темная ночь
С). Упрямый человек
Д). Низкий свод
Е). Героический подвиг
2 Блок. АУДИРОВАНИЕ
ВАРИАНТ ІI
СОБИРАТЕЛЬ СЛОВ
Владимир Иванович Даль родился в 1801 году на юге России, в «Луганском заводе».
Даль сначала был моряком, потом военным врачом, долгие годы служил в разных учреждениях, писал повести, рассказы и сказки, составлял учебники и книжки для детей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка русского народа.
Александр Сергеевич Пушкин подарил Далю свою знаменитую «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин». Пушкин умер на руках у Даля. Перед смертью Пушкин подарил ему свой старинный перстень в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык. Ещё при первых встречах Пушкин говорил молодому Далю: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет...»
Чтобы это «золото» русского языка — поговорки, пословицы, загадки — «далось всем в руки», надо было его собрать. И Даль всю свою жизнь отдал этому делу. Он стал собирателем слов.
А сколько же слов у человека?
У маленького ребёнка слова наперечёт. Когда он подрастёт — у него их десятки, потом сотни, потом тысячи. Чем больше слов знает человек, тем легче ему выражать свои мысли и чувства. Иному школьнику, если попросить его записать все слова, которыми он пользуется, понадобится одна тоненькая тетрадка. А вот словарь всех слов, которые употреблял Пушкин в своих сочинениях,— это четыре толстых тома. В этом словаре много тысяч слов.
А у народа слов ещё больше.
Нам в наследство от Даля остался его «Словарь живого великорусского языка». Пятьдесят лет Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь». Начал он эту работу юношей, а закончил стариком.
Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки.
(По И. Халтурину)
Вопросы к тексту
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. Что Даль считал главным делом своей жизни?
А . составление учебников
B . изучение языка русского народа
C. морскую службу
D. пословицы и поговорки
E. служить народу
4.Восстановите часть текста: Перед смертью Пушкин подарил ему свой ... в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык
А . Старинный перстень
B . редкую книгу
C свои дневники.
D. роман «Евгений Онегин»
E. рукописи
4. Чем выражены однородные члены предложения: Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки.
А . подлежащим
B . дополнением
C. сказуемым
D. определением
E. обстоятельством.
5. Восстановите часть текста: ... лет Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь»
А . пятнадцать
B . десять
C. двадцать
D. тридцать
E. пятьдесят
Мой дом — моя крепость
В средние века рыцари, бароны и графы страсть как любили войну и сражения. Не случайно у богатых людей того времени стали появляться особые дома — замки, которые размерами и устройством напоминали военные крепости.
Замок был схож с целой страной. Здесь проходили настоящие границы, имелись свои законы, правитель и во всём послушный ему народ.
Место для строительства замка выбирали очень тщательно. Чаще всего его возводили на краю утёса или на высоком холме. Вокруг замка рыли огромный ров и наполняли его водой. Через ров перекидывали подъёмный мост, что держался на крепких цепях. Если в замок наведывались гости, то мост опускали, а если приближались враги, то мост поднимали, и он, словно щит, защищал ворота замка.
Крепостную стену, что окружала двор замка, возводили из огромных каменных глыб, плотно подогнанных друг к другу. За высокими каменными стенами строили настоящий город. Тут были и кузница, и мельница, и конюшни, и амбары, и даже маленькая церковь — часовня, и родниковый колодец, чтобы в случае нападения неприятеля у спрятавшихся всегда имелась питьевая вода.
В центре этой маленькой страны находился дом сеньора. Стены его дома возвышались над всеми строениями. Эти стены были очень толстыми. Строители использовали такую хитрость: вначале из больших камней они сооружали две стены, а затем пространство между ними засыпали мелкими камнями.
Внутри весь замок был оплетён узкими винтовыми лестницами, ступеньки которых поднимались вверх всегда по часовой стрелке. Это тоже была своего рода хитрость: врагу, если ему удавалось проникнуть внутрь, очень неудобно было пользоваться мечом.
Сердцем замка был огромный зал. Здесь же находился камин, который топили дровами и зимой, и летом, ведь от каменных стен тянуло холодом. А чтобы стены не казались такими мрачными, их украшали большими ткаными картинами — гобеленами. Окна замка зимой завешивали шкурами и мехами, ведь европейцы ещё не знали секрет стекла.
(Из книги «История человечества. Честь, крест и меч»)
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. На что были внешне похожи замки богатых людей в средние века?
А . на высокие горы
B . на этажные дома
C. на крепости
D. на соборы
E. на лабиринты
4. Восстановите часть текста: За высокими каменными стенами строили ... .
А . настоящий город
B . один большой жилой дом
C. смотровую башню
D. спортивную площадку
E. винтовую лестницу
5. Определите вид придпточного предложения: Внутри весь замок был оплетён узкими винтовыми лестницами, ступеньки которых поднимались вверх всегда по часовой стрелке.
А . определительные
B . изъяснительные
C. обстоятельственные
D. придаточные места
E. придаточные времени
3 Блок. Чтение
ВАРИАНТ ІІ
Камышовая кошка
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных. При попытке добыть живую камышовую кошку меня упорно преследовала неудача. Либо зверь не попадал в ловушку, либо не удавалось сохранить пойманное животное живым и здоровым.
Однажды ранним февральским утром меня разбудили мои приятели, сельские ребята. Перебивая друг друга, они спешили сообщить важную новость: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался!». Я через несколько минут был уже у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Лапа хищника была крепко зажата капканом. Как только кто-нибудь из толпы пробовал приблизиться к нему, кот взъерошивал шерсть, шипел и прыгал навстречу. Но короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Сообразив, что при таких прыжках ценное животное может сломать себе лапу, я сбросил с себя куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Он повторил свой маневр и опять бессильно упал на землю. Тут я мигом накинул на кота свою куртку и навалился поверх нее своей тяжестью. Зверь был связан. Я осторожно снял с его ноги капкан, смазал йодом и перевязал рану на его ноге. Потом кота посадили в клетку. Он вел себя странно. Он не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и делал вид, что не замечает окружающих его людей. Так прошло три дня. Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу, любимую пищу кота на воле. Вначале курица, боявшаяся опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась и даже начала нахально ходить по спине лежащей кошки. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, камышовый кот погиб, а курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была выпущена на волю. Жалко было потерять такую добычу, но что делать! По-видимому, кот был слишком стар, чтобы примириться с потерей свободы!
(По Е.Спангербергу)
Задание 1. Какая мысль не выражена в тексте?
1) Диких животных трудно приручить.
2) Редких животных нужно беречь, охота на них запрещена.
3) Животное, выросшeе на воле, не может примириться с потерей свободы.
4) Взрослый хищник лучше погибнет, чем будет жить в неволе.
5) Жалко было потерять такую добычу
Задание 2. Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, описание;
2) художественный стиль, повествование;
3) разговорный стиль, повествование;
4) художественный стиль, описание.
5)научный стиль, рассуждение
Задание 3. Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте (предложение 1)?
1) Ответственное задание, роль, поручение;
2) мероприятия для осуществления какой-либо важной хозяйственной задачи;
3) поиски, выслеживание зверей, птиц с целью ловли;
4) поездка, поход в отдаленную местность с исследовательской целью.
5) поездка по историческим местам
Задание 4. Из предложений 18–21 выпишите действительные причастия настоящего времени.
Задание 5. Среди предложений 18–25 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Секрет гениальности и успеха
У всех исследователей, первооткрывателей и изобретателей, прежде чем они предпринимали какие-либо действия и становились благодаря им знаменитыми, сначала в воображении зарождались идеи и возникали определенные представления.
Альберт Эйнштейн еще мальчиком вбил себе в голову, что обязательно должно быть объяснение тому, почему Земля не сходит со своей орбиты и почему ее не уносит в космическое пространство, несмотря на то что с каждым годом на Земле появляется все больше людей, домов, машин и кораблей. Он мечтал, что именно ему удастся найти это объяснение. И для этого Альберт Эйнштейн, который считался ленивым учеником, не жалел времени. Дни и ночи он проводил в своей лаборатории, делал многочисленные расчеты и ставил опыты.
Колумб мечтал побывать в Индии и открыл Америку; Марко Поло мечтал о путешествии в Китай и в результате добрался туда пешком; Александр Грейам Белл представлял себе возможность, что люди будут когда-нибудь разговаривать друг с другом, находясь за многие километры друг от друга, и изобрел телефон; Эдисон мечтал о таком источнике света, который не был бы открытым огнем, не требовал заправки газом или керосином и в то же время горел постоянно, стоило бы нажать на выключатель. Он изобрел лампу накаливания. Галилео Галилей доказал, что Земля круглая, а не плоская, как считали его современники. Братья Райт мечтали о том, чтобы человек мог летать, и сконструировали самолет. Всем этим людям пришлось вынести насмешки окружающих, некоторые из гениальных первооткрывателей оказались в тюрьме за свое вольнодумство и были объявлены сумасшедшими.
Многие в детстве мечтают о спортивных достижениях, видят себя в своих фантазиях знаменитыми спортсменами. Однако неспортивный, неловкий человек не может за какие-нибудь две-три недели стать настоящим спортсменом, добивающимся блестящих результатов. Какие же силу воли, терпение и твердое, непоколебимое желание нужно иметь, чтобы систематически тренироваться не один год, помня о своей мечте!
Много лет назад в Америке жила маленькая девочка, которая после тяжелой болезни оказалась парализованной. Она была вынуждена передвигаться в инвалидной коляске, потому что ноги не слушались ее. И вот эта малышка мечтала стать когда-нибудь знаменитой спортсменкой. Невероятно! Каждый, с кем она делилась своей мечтой, грустно улыбался или, испытывая глубокую жалость, утешал ее. Однако маленькая Вильма Рудольф не позволила сбить себя с толку. И, представьте себе, Вильма Рудольф стала олимпийской чемпионкой в беге на сто метров. Она стала ею! И этим совершила то, что все считали невероятным. Можно представить, что парализованный ребенок стал бы олимпийским чемпионом, не обладай он терпением, выдержкой и силой воли? Никогда!
Как много было причин сдаться и отказаться от своей мечты у Вильмы Рудольф. Но она не признала ни одной из них. И это очень важно. Представьте себе только, как усердно пришлось потрудиться ей, чтобы помочь себе осуществить свою мечту. Каждый крошечный шаг приближал ее к цели!
И вот что примечательно: рано или поздно приходит момент, когда наш мозг сам начинает работать над осуществлением цели. Вот тогда и следует приложить все силы к достижению мечты. Ты тоже можешь добиться того, чего хочешь.
Задание1.Определите стиль текста:
1. разговорный
2 . художественный
3. Официально – деловой
4. Публицистический
5. научный
Задание 2. Определите тип речи
1 . повествование
2 . рассуждение
3. описание
4. рассуждение – с элементами описания
5. повествование с элементами описания
Задание 3. Из предложений 10–12 выпишите деепричастие.
Задание 4. Среди предложений 8–12 найдите предложение с обособленным определением, напишите номер этого предложения.
Задание 5. Среди предложений 10–23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
2 Блок. АУДИРОВАНИЕ
ВАРИАНТ ІI
Текст №1
СОБИРАТЕЛЬ СЛОВ
Вопросы к тексту
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. Что Даль считал главным делом своей жизни?
А . составление учебников
B . изучение языка русского народа
C. морскую службу
D. пословицы и поговорки
E. служить народу
4.Восстановите часть текста: Перед смертью Пушкин подарил ему свой ... в память того, что оба они любили русский народ и его великий, богатый, живой язык
А . Старинный перстень
B . редкую книгу
C свои дневники.
D. роман «Евгений Онегин»
E. рукописи
4. Чем выражены однородные члены предложения: Он записывал не одни только названия предметов, а подхватывал на лету меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки.
А . подлежащим
B . дополнением
C. сказуемым
D. определением
E. обстоятельством.
5. Восстановите часть текста: ... лет Даль собирал, составлял, издавал, улучшал и дополнял свой «Словарь»
А . пятнадцать
B . десять
C. двадцать
D. тридцать
E. пятьдесят
Текст №2
Мой дом — моя крепость
Вопросы к тексту
1.Определите стиль текста:
А . разговорный
B . художественный
C. Официально – деловой
D. Публицистический
E. научный
2. Определите тип речи
А . повествование
B . рассуждение
C. описание
D. рассуждение – с элементами описания
E. повествование с элементами описания
3. На что были внешне похожи замки богатых людей в средние века?
А . на высокие горы
B . на этажные дома
C. на крепости
D. на соборы
E. на лабиринты
4. Восстановите часть текста: За высокими каменными стенами строили ... .
А . настоящий город
B . один большой жилой дом
C. смотровую башню
D. спортивную площадку
E. винтовую лестницу
5. Определите вид придпточного предложения: Внутри весь замок был оплетён узкими винтовыми лестницами, ступеньки которых поднимались вверх всегда по часовой стрелке.
А . определительные
B . изъяснительные
C. обстоятельственные
D. придаточные места
E. придаточные времени