
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей
Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического
воспитания детей
Аннотация. Данная статья посвящена изучению поэзии А. Пушкина в целях формирования нравственных и духовных качеств детей; организации эстетического воспитания детей через лучшие образы классической литературы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном российском обществе. Снижение нравственного уровня и духовной направленности напрямую воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние нашего общества, и страдает от этого, в первую очередь, молодое поколение, дети. Именно сейчас, когда морально-нравственный потенциал нашего общества истощен, необходимы шаги для стабилизации национального сознания, общечеловеческих принципов нравственности и духовного роста подрастающего поколения.
В связи с этим, духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа образованию.
Основная роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.
Задачей духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально обязательные требования общества учитель должен преобразовать в личностные ценности каждого ученика: долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи образования, учителю надлежит опираться на положение, что перед ним – личность ученика, значит надо обеспечить целостное развитие этой личности.
Определенная социальная обстановка сложившаяся в стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости, основываясь на изучении народного творчества.
В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к литературному творчеству; повышен интерес к поэзии. Именно поэзия является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал.
Приобщение к произведениям русских поэтов делает богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.
Педагоги-исследователи В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский и другие высоко ценили воспитательное и образовательное значение стихотворений и народных сказок и говорили о необходимости широко их использовать в педагогической деятельности.
В.Г. Белинский считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка, полагал, что у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления. [3]
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем». [2]
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста.
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов – трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности (сказка «О рыбаке и рыбке»); его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни («У Лукоморья дуб зеленый…»). [1]
Педагогическое и воспитательное значение текстов сказок А. Пушкина состоит в том, что они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
Ниже приведем пример фрагмента урока внеклассного чтения в начальных классах по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Целью урока является развитие эстетических качеств у детей посредством поэзии А. Пушкина; формирование таких духовно-нравственных качеств младших школьников как доброта, щедрость, отзывчивость; развитие умений сопереживать, бескорыстно помогать ближним; работа над техникой чтения и формирование у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок. Проиллюстрируем фрагмент урока.
Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» великого поэта А. С. Пушкина и постараемся понять, чему автор хочет нас научить через строки своего произведения».
- Выборочное чтение сказки.
Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
Почему удивился старик? (Рыбка говорила)
Прочитайте в тексте, что сказала рыбка?
Что ответил старик?
Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
Какая была первая просьба?
Как к ней отнеслась старуха?
Что еще хотела старуха?
- Чтение по ролям (девятая часть).
- Анализ прочитанного
Чем закончилась сказка?
Почему старуха осталась у разбитого корыта?
Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее теперь нет?
А старик?
- Словарная работа
В тексте встретилась такая фраза: «Не садись не в свои сани». А что это значит? (Не занимай чужого места.)
Обсуждение значения непонятных детям слов, встретившихся в тексте сказки.
Обсуждение, каким нравственным и духовным качествам учит читателя эта сказка.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Я думаю, вы сами убедились, что за каждой строчкой автор описывает суть и правду тяжелой жизни простого народа. Очень часто заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин показывает всем нам, своим читателям, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки [4] .
В заключение хотелось бы отметить, что поэзия А. Пушкина затрагивает все возрастные категории людей. Хотя Пушкин и не являлся детским писателем, многие его литературные произведения могут быть рекомендованы к изучению читателями младшего школьного и детского возраста. Поэзия А. Пушкина не только красивая, богатая, но еще и высокоморальная, светлая, наполненная «живыми» эмоциями, которые позволяют читателю проникнуться всей душой в сюжет произведения. В связи с этим изучение поэзии Пушкина в школе благоприятно влияет на нравственное и эстетическое развитие детей.
При помощи поэзии А.С. Пушкина дети школьного возраста не только расширят свои кругозор, улучшат речь, пополнят словарный запас, но и узнают об огромном разнообразии чувств, научатся искренне сопереживать всем живым творениям. Поэзия А. Пушкина также позволит сформировать новые положительные личностные качества ребенка и развить уже существующие, позволит приобщить ребенка не только к литературному искусству, но и увидеть и почувствовать всю красоту природу, родного края, Родины, а также человека.
Список использованных источников:
1. Алексеева В. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении творчества А. С. Пушкина, А. А. Фета, И. А. Бунина в курсе литературы средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексеева Вера Валерьевна; М., 1999. – 203 c.
2. Богуславский М. В. «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского: потенциал нового прочтения // Проблемы современного образования. – 2013. – №6. – С.126.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 126–130.
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
«Хороша та сказка, где есть взрослые мысли»
Дарий
«У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!» - писал С. Маршак.
Земля русская издревле была богата на литературные таланты. Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина – это его сказки. Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.
«Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели»
Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них сокрыта кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, великий гений и великий труженик, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах.
Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в её бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
В каждом произведении, за каждой строчкой скрывается суть и правда тяжелой жизни народа. Зачастую заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. Подтверждением тому служат произведения поэта. Например, сказка «О рыбаке и Золотой Рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но, как и полагается в сказке для детей, побеждает любовь и прощение.
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
«…Отпустил он рыбку золотую.
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе"...»
Его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни:
«…Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой…»
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!»
Поэзия А. С. Пушкина в нравственном и эстетическом воспитании
Воспитательное значение поэзии Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.
Впервые благодаря его лирике узнали дети прелесть природы средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
«Евгений Онегин»
Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко узнаваемых приметах:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей.
«Осень»
Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки:
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
«Осень»
Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цветовые эпитеты:
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«Зимнее утро»
Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей:
...И рады мы
Проказам матушки-зимы...
«Евгений Онегин»
У Пушкина зима радует и взрослых и детей:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив...
«Евгений Онегин»
Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно, правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

