Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического воспитания детей
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Поэзия А. Пушкина как средство нравственного и эстетического
воспитания детей
Аннотация. Данная статья посвящена изучению поэзии А. Пушкина в целях формирования нравственных и духовных качеств детей; организации эстетического воспитания детей через лучшие образы классической литературы
Проблема духовно-нравственного воспитания детей является очень актуальной в современном российском обществе. Снижение нравственного уровня и духовной направленности напрямую воздействует на экономическое, политическое и социальное состояние нашего общества, и страдает от этого, в первую очередь, молодое поколение, дети. Именно сейчас, когда морально-нравственный потенциал нашего общества истощен, необходимы шаги для стабилизации национального сознания, общечеловеческих принципов нравственности и духовного роста подрастающего поколения.
В связи с этим, духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей является главной задачей современной образовательной системы и важным компонентом социального заказа образованию.
Основная роль в духовно-нравственном укреплении российского общества отводится образованию. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Она указывает цели и задачи духовно-нравственного воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы её духовно-нравственного развития и воспитания.
Задачей духовно-нравственного воспитания в школе является то, что социально обязательные требования общества учитель должен преобразовать в личностные ценности каждого ученика: долг, честь, совесть, достоинство. Следовательно, определяя задачи образования, учителю надлежит опираться на положение, что перед ним – личность ученика, значит надо обеспечить целостное развитие этой личности.
Определенная социальная обстановка сложившаяся в стране, накладывает отпечаток на формирование личности. Перемены стимулируют подыскивать не только новейшие пути в воспитании будущего поколения, но и оборачиваться к началу народной мудрости, основываясь на изучении народного творчества.
В наше время, вместе с поиском современных технологий воспитания, растет интерес к литературному творчеству; повышен интерес к поэзии. Именно поэзия является действенным и ярким средством, который содержит большой дидактический потенциал.
Приобщение к произведениям русских поэтов делает богаче чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, выполняет важную роль во всестороннем развитии.
Педагоги-исследователи В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский и другие высоко ценили воспитательное и образовательное значение стихотворений и народных сказок и говорили о необходимости широко их использовать в педагогической деятельности.
В.Г. Белинский считал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Автор, хорошо знавший природу ребенка, полагал, что у детей более развит интерес ко всему фантастическому, им необходимы точные образы, краски, звуки, а не абстрактные представления. [3]
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем». [2]
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста.
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов – трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности (сказка «О рыбаке и рыбке»); его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни («У Лукоморья дуб зеленый…»). [1]
Педагогическое и воспитательное значение текстов сказок А. Пушкина состоит в том, что они легко проникают в самую глубь души, в её бессознательные слои, и, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
Ниже приведем пример фрагмента урока внеклассного чтения в начальных классах по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Целью урока является развитие эстетических качеств у детей посредством поэзии А. Пушкина; формирование таких духовно-нравственных качеств младших школьников как доброта, щедрость, отзывчивость; развитие умений сопереживать, бескорыстно помогать ближним; работа над техникой чтения и формирование у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок. Проиллюстрируем фрагмент урока.
Сегодня мы прочитаем «Сказку о рыбаке и рыбке» великого поэта А. С. Пушкина и постараемся понять, чему автор хочет нас научить через строки своего произведения».
- Выборочное чтение сказки.
Сколько лет старик ловил рыбу? (30 лет и 3 года).
Что произошло однажды? (Он поймал золотую рыбку)
Почему удивился старик? (Рыбка говорила)
Прочитайте в тексте, что сказала рыбка?
Что ответил старик?
Когда старуха узнала о рыбке, что она сказала?
Какая была первая просьба?
Как к ней отнеслась старуха?
Что еще хотела старуха?
- Чтение по ролям (девятая часть).
- Анализ прочитанного
Чем закончилась сказка?
Почему старуха осталась у разбитого корыта?
Как старуха отнеслась к тому, что ничего у нее теперь нет?
А старик?
- Словарная работа
В тексте встретилась такая фраза: «Не садись не в свои сани». А что это значит? (Не занимай чужого места.)
Обсуждение значения непонятных детям слов, встретившихся в тексте сказки.
Обсуждение, каким нравственным и духовным качествам учит читателя эта сказка.
Ребята! Сегодня мы с вами познакомились со «Сказкой о рыбаке и рыбке». Я думаю, вы сами убедились, что за каждой строчкой автор описывает суть и правду тяжелой жизни простого народа. Очень часто заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. В сказке «О рыбаке и рыбке» Пушкин показывает всем нам, своим читателям, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром, в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки [4] .
В заключение хотелось бы отметить, что поэзия А. Пушкина затрагивает все возрастные категории людей. Хотя Пушкин и не являлся детским писателем, многие его литературные произведения могут быть рекомендованы к изучению читателями младшего школьного и детского возраста. Поэзия А. Пушкина не только красивая, богатая, но еще и высокоморальная, светлая, наполненная «живыми» эмоциями, которые позволяют читателю проникнуться всей душой в сюжет произведения. В связи с этим изучение поэзии Пушкина в школе благоприятно влияет на нравственное и эстетическое развитие детей.
При помощи поэзии А.С. Пушкина дети школьного возраста не только расширят свои кругозор, улучшат речь, пополнят словарный запас, но и узнают об огромном разнообразии чувств, научатся искренне сопереживать всем живым творениям. Поэзия А. Пушкина также позволит сформировать новые положительные личностные качества ребенка и развить уже существующие, позволит приобщить ребенка не только к литературному искусству, но и увидеть и почувствовать всю красоту природу, родного края, Родины, а также человека.
Список использованных источников:
1. Алексеева В. В. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении творчества А. С. Пушкина, А. А. Фета, И. А. Бунина в курсе литературы средней школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Алексеева Вера Валерьевна; М., 1999. – 203 c.
2. Богуславский М. В. «Сердце отдаю детям» В. А. Сухомлинского: потенциал нового прочтения // Проблемы современного образования. – 2013. – №6. – С.126.
3. Волков Г. Н. Этнопедагогика : Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
4. Жесткова Е.А., Клычева А.С. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 1-1. – С. 126–130.
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
«Хороша та сказка, где есть взрослые мысли»
Дарий
«У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!» - писал С. Маршак.
Земля русская издревле была богата на литературные таланты. Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина – это его сказки. Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.
«Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели»
Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них сокрыта кладезь народной мудрости. Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня. Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, великий гений и великий труженик, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть. И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах.
Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в её бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
В каждом произведении, за каждой строчкой скрывается суть и правда тяжелой жизни народа. Зачастую заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. Подтверждением тому служат произведения поэта. Например, сказка «О рыбаке и Золотой Рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но, как и полагается в сказке для детей, побеждает любовь и прощение.
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
«…Отпустил он рыбку золотую.
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе"...»
Его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни:
«…Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой…»
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развития обладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!»
Поэзия А. С. Пушкина в нравственном и эстетическом воспитании
Воспитательное значение поэзии Пушкина огромно. Его гражданская лирика посвящена сложным политическим вопросам. Стихотворения Пушкина, вошедшие в чтение школьников, воспитывают в юных гражданах высокое чувство патриотизма.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры...», пейзажные зарисовки из романа «Евгений Онегин», доступные восприятию детей, развивают нравственную и эстетическую восприимчивость маленьких читателей.
Впервые благодаря его лирике узнали дети прелесть природы средней полосы России. Поэт учит их чувствовать своеобразное очарование унылой осенней поры; вглядываться в голубые небеса и великолепные снежные ковры зимы, любить ясную улыбку весны:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года;
Синея, блещут небеса,
Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют.
«Евгений Онегин»
Пушкин дает реалистическое и в то же время глубоко поэтическое представление о родной природе. Так, осень показана в привычных, ясных, легко узнаваемых приметах:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей.
«Осень»
Поэт выбирает немногочисленные, но самые существенные ее признаки:
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
«Осень»
Большое значение в пейзажной лирике Пушкина имеют цветовые эпитеты:
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«Зимнее утро»
Картины зимы, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию. Она изображена волшебницей и веселой проказницей:
...И рады мы
Проказам матушки-зимы...
«Евгений Онегин»
У Пушкина зима радует и взрослых и детей:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь...
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя в коня преобразив...
«Евгений Онегин»
Даются яркие, лаконичные бытовые зарисовки. Описание природы тесно связано с крестьянским бытом, оживлено поступками и действиями людей. Поэт изображает природу жизненно, правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.