ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
КАК МЕТОД
АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Евразийский аграрный колледж
Абдихалыкова Айнатас
Амзегаликызы, заместитель директора по
научно- методической работе
Мотивация (лат. motivatio) - динамическая система,
взаимодействующих между собой внутренних факторов (мотиваторов),
вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели
поведение человека или животного. Под внутренними факторами будем
понимать потребности, желания, стремления, ожидания, восприятия,
ценностные установки и другие психологические компоненты
личности.
В
узком смысле слова, мотивированную деятельность можно определить
как свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия
человека, направленные на достижение своих целей, реализацию своих
интересов,
Мотив – причина деятельности, связанная с удовлетворением
объективных потребностей. Потребности - это осознанное
отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.
Положительная мотивация - это стремление добиться успеха в своей
деятельности. Она обычно предполагает проявление сознательной
активности и связана определенным образом с проявлением
положительных эмоций и чувств, например, одобрение тех, с кем
трудится данный человек.
К
отрицательной мотивации относится все то, что связано с применением
осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание
не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При
отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь
наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и
чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной
области деятельности. Известно, что многократное применение
наказания существенно снижает его действие. Такова психологическая
закономерность. В результате люди привыкают к отрицательному
воздействию наказания и, в конце концов, перестают реагировать на
него. Ученые-психологи доказали, что длительно действующая
отрицательная мотивация вредным образом отражается не только на
результатах труда, но и на самой личности человека. Парадоксально,
но факт, что подобное действие оказывает и вознаграждение. Если
человек все время получает, например, материальную награду, то со
временем оно теряет свою мотивационную нагрузку, т.е. перестает
действовать.
Нельзя
говорить о мотивациях, лежащих в основе поведения, не учитывая, что
их окрашивает, наполняет, блокирует, а иногда даже и пробуждает.
Одним словом, мотивация неотделима от эмоций.
Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать,
волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида
действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме
непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения
его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее
чувство человека, либо проявление этого
чувства.
Эмоция
— это психический процесс импульсивной регуляции поведения,
основанный на чувственном отражении потребностной значимости
внешних воздействий, их благоприятности или вредности для
жизнедеятельности индивида.
Эмоции
возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда
двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны.
Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая
эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это
механизм непосредственной оценки уровня благополучности
взаимодействия организма со средой.
Эмоции, как и ощущения, — базовые явления
психики. Если в ощущениях
отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное
отношение к различным аспектам этого бытия.
Эмоциональные состояния зависят от характера психической
деятельности, одновременно и оказывая на нее свое влияние. При
хорошем настроении активизируется познавательная и волевая
деятельность человека.
Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения и
воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это
означает, что здесь в поле внимания преподавателя оказывается не
только осуществляемое студентом учение, но и происходящее в ходе
учения развитие личности учащегося.
Мотивация учения
складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения
друг с другом сторон. Поэтому становление мотивации есть не простое
возрастание положительного или отрицательного отношения к учению,
а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы,
входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда
противоречивых отношений между ними. Эти отдельные стороны
мотивационной сферы должны стать объектом управления преподавателя.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто
констатировать, что ученик не хочет учиться. Необходимо выяснить,
какие стороны мотивации у него не сформированы, в каком случае он
не хочет учиться, а где мы, преподаватели, не научили его так
организовывать свое поведение, чтобы мотивация к учению
появилась.
Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что
мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на
устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции
есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой
информации.
Интере́с — эмоциональное проявление
познавательных потребностей
человека. Удовлетворение интереса
может привести к укреплению и развитию. Неудовлетворение интереса
может привести к депрессии.
Творчество может рассматриваться в двух аспектах - философском и
психологическом. Психология творчества исследует "механизм"
творческого акта. Философия рассматривает вопрос о сущности
творчества. Творчество - это «созидание особого рода – созидание
самодовлеющей предметности, только если созданный предмет – не есть
механическое повторение уже существующих предметов, только если он
поражает нас своей оригинальностью и только если он есть то, что
само о себе свидетельствует, само себя доказывает, само себя
отрицает, - только тогда можно доподлинно говорить о творческом
акте, приведшем к возникновению этого предмета»
Оптимальное совершенствование творческих способностей происходит в
той среде, которая наиболее благоприятна для студента.