Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Постоянный электрический ток. Закон Ома.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Зав. кафедрой________
План учебного занятия
(теоретического или производственного обучения)
Постоянный электрический ток. Закон Ома. Практическая работа «Решение качественных и количественных задач».
(тема занятия)
Наименование модуля /дисциплины: физика
Подготовил педагог Бектемисова С.К.
"__" ______20_ года
-
Общие сведения
-
Курс, группа 1
-
Тип занятия: урок закрепление
-
Цели, задачи: Разъяснить физический смысл закона Ома для полной цепи постоянного тока. Познакомить с правилами расчета электрических цепей с разными типами соединений источников тока.
-
Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
- знают физический смысл закона Ома для полной цепи постоянного тока
- могут составлять дано задачи и применять формулы при решении
- знают обозначение физических велечин
-
Необходимые ресурсы: сборник задач
-
Ход занятия
№ |
Этап занятия |
Время |
Методы |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
1. |
Организационный момент |
|
|
Заполняю журнал, сообщаю студентам тему, цели и план занятия. |
Записывают в тетради тему и цели занятия. |
2 |
Актуализация знаний |
|
Комбинированный: программированный (тестовый) и устный |
Инструктирую студентов, раздаю тесты. Организовываю обсуждение результатов работы, задаю вопросы, корректирую ответы студентов по тестам |
Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3 |
Решение задач |
|
Повторения закрепления |
Обясняю ход решения задач |
Записывают в тетради ход решения задач |
4 |
Закрепление материала |
|
Репродуктивный |
Задаю вопросы по материалу. |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
5 |
Рефлексия |
|
Проблемный |
Предлагаю студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. |
Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки |
7 |
Итоги занятия |
|
|
Оцениваю работу группы, выставляю отметки за занятие и комментирует их, даю задание на дом |
Записывают задание на дом. |
Лекция
Чтобы ток в цепи существовал длительное время, нужно поддерживать на концах проводника постоянную разность потенциалов. Это делает источник тока (генератор). Если в цепи действуют только электрические силы, то работа их по замкнутому контуру равна нулю. На заряд должны действовать силы не только электрической, но и неэлектрической природы. Любые силы, действующие на электрически заряженные частицы, кроме электростатического происхождения, называются сторонними силами. Участок цепи , на котором заряды перемещаются под действием электрических сил, называется потребителем или внешним участком. Здесь электрическая энергия превращается в другие виды. Участок цепи , на котором заряды перемещаются под действием сторонних сил, называется источником тока или внутренним участком цепи. Здесь электрическая энергия получается за счет других видов энергии. Действие сторонних сил характеризуется электродвижущей силой (э.д.с.). (Провести гидродинамическую аналогию).
Определение: Величину, характеризующую зависимость электрической энергии, приобретенной зарядом в генераторе, от его внутреннего устройства, называют электродвижущей силой (ЭДС). Ее измеряют работой сторонних сил, совершенной при перемещении единичного положительного заряда.
E = А /q
Единица ЭДС. в СИ — вольт (В).
В источнике тока под действием сторонних сил происходит разделение зарядов. Так как они движутся, они взаимодействуют с ионами кристаллов и электролитов, отдавая им часть своей энергии. Это приводит к уменьшению силы тока т.о. источник тока обладает сопротивлением, которое называют внутренним.
По закону сохранения энергии для заряда:
E = U + I*r
Т.к. U = I* R
E = I* R + I*r
E = I( R + r)
I= E /( R + r)
Сила тока в полной цепи равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи.
Действие сторонних сил характеризуется физической величиной называемой электродвижущей силой -
ЭДС источника численно равна работе по перемещению единичного положительного заряда внутри источника от его отрицательного полюса к положительному.
Единица измерения в СИ [ ] = 1 В.
Найдем зависимость силы тока от ЭДС и сопротивления.
При перемещении заряда q внутри источника тока
сторонние силы совершают работу Астор =
q
Qвнеш = I2 R t = q I R -
количество теплоты выделяющееся во внешней цепи
Qвнут = I2 r t = q I r -
количество теплоты выделяющееся в источнике тока (где r -
внутреннее сопротивление источника).
Согласно закону сохранения энергии Астор = Qвнеш + Qвнут, отсюда
q = q I R + q I r ,
= I R + I r
- данное уравнение представляет собой закон Ома для полной цепи. Сумма сопротивлений R + r называется полным сопротивлением цепи.
Сила тока в замкнутой цепи, содержащей один источник, равна отношению ЭДС источника к полному сопротивлению цепи.
Решение задач:
-
Рассчитайте силу тока в замкнутой цепи, состоящей из источника тока, ЭДС которого равна 10 В, а внутреннее сопротивление равно 1 Ом. Сопротивление резистора равно 4 Ом.
-
При силе тока 4 А, с электрическим сопротивлением 2 Ом, чему равно напряжение на участке цепи.
-
При силе тока 4 А и напряжении 2 В, чему равно сопротивление на участке цепи
Д/з:
Решить задачу
Рассчитайте силу тока в замкнутой цепи, состоящей из источника тока, ЭДС которого равна 20 В, а внутреннее сопротивление равно 2 Ом. Сопротивление резистора равно 4 Ом.