на тему «Повествовать
– значит рассказывать»
Цель
урока:
Создать условия для
знакомства с типом речи
«повествование»
Задачи
урока:
-
Повторить изученный
материал по теме «Типы речи»
-
Продолжить работу над
формированием умения составлять план
текста
-
Познакомиться с
признаками повествования в ходе самостоятельного исследования
текста
Ход
урока
-
«Разминка»: игра в «3-ий
лишний».
На доске в столбик
записаны слова: описание, тема, рассуждение. Учащиеся
заменяют лишнее слово «тема» словом «повествование», тем
самым узнают и формулируют тему урока и задачи на нем. (Работу
можно провести в парах).
-
Игра «Продолжи и дай
название»
На доске ряд слов:
научный, официально-деловой,…
Учащиеся дополняют ряд
словами «публицистический», «художественной литературы»,
«разговорный» и дают название «Стили
речи».
-
Обобщение учителя и
задание детям составить небольшой терминологический диктант на тему
«Текст». Учащиеся (можно в паре или небольшой группе)
записывают слова, устно объясняя значение каждого термина.
Письменно объясняют трудные
орфограммы.
Речь ( сущ. ж.рода 3
склонения), текст, тема, основная мысль, план, абзац, стили речи:
публицистический, научный, деловой, художественной литературы,
разговорный, описание, рассуждение,
повествование.
-
Главное слово урока –
повествование, рассказ. Проводим разбор слова по составу, подбираем
однокоренные слова и выясняем значение: повествовать – значит
поведать о чем-либо.
-
Работа с текстом
В. Хмельницкого «Дождь в лесу»
(Приложение).
-
Учитель читает
текст
-
Несколько вопросов на
восприятие: «Заинтересовал ли вас текст?», «Что привлекло ваше
внимание?»
-
Задание учащимся:
нарисуйте то, о чем услышали. (учащиеся в группе делают несколько
рисунков на листах А4)
-
Можно ли, пользуясь
рисунками, пересказать текст? Подумайте и дайте аргументированный
ответ (отвечают, обсудив в группах)
-
Текст понравился. Хорошо
бы и нам научиться так понятно и выразительно говорить. Попробуем
провести маленькое исследование, которое поможет нам в этом.
Учитель дает задания группам.
1 гр. – докажите, что
перед нами текст, найдите все признаки
текста.
2 гр. – поделите текст
на части и озаглавьте их.
3 гр. - попробуйте
определить, чем данный текст отличается от описания и рассуждения,
как он построен, слов какой части речи в нем больше
всего.
-
Предъявление результатов
работы и обсуждение их. Особое внимание уделяется исследованию,
проделанному 3-ей группой. По итогам обсуждения делаем записи в
тетрадях «Признаки повествования»
(Приложение)
-
Закрепление: в паре
проговариваем тезисы с опорой на записи в
тетради.
-
Выразительное чтение
текста учащимися. Все ли нам понятно в этой сказке? Какие вопросы
вы бы задали? Понятен ли вам подтекст? (Учащиеся задают вопросы,
учитель записывает их на доске,
обобщает).
-
Дифференцированное
домашнее задание (по выбору
учащихся):
-
В группе
нарисовать кадры возможного диафильма и сделать подписи к
ним.
-
Ответить на вопрос
«Почему крот в конце сказки «грустно прислушивался к стуку капель
по крыше?»
-
Письменно описать одного
из героев сказки