Материалдар / Повышение эффективности образовательного процесса в современных условиях.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Повышение эффективности образовательного процесса в современных условиях.

Материал туралы қысқаша түсінік
Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема обеспечения успешности каждого учащегося в обучении, проблема сохранности и укрепления здоровья при организации его учебной деятельности, проблема приобретения каждым учащимся социального опыта и т. д. Но наиболее важной является проблема индивидуально- ориентированного подхода при построении учебных занятий, использование принципа дифференцированного подхода, осуществляемого на индивидуальном уровне.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2021
247
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Повышение эффективности образовательного процесса в современных условиях.

  Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема обеспечения успешности каждого учащегося в обучении, проблема сохранности и укрепления здоровья при организации его учебной деятельности, проблема приобретения каждым учащимся социального опыта и т. д.  Но наиболее важной является проблема  индивидуально- ориентированного подхода при построении учебных занятий, использование принципа дифференцированного подхода, осуществляемого на индивидуальном уровне. «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учеником в отдельности?» - это вопрос вопросов. Решение вопроса вызвано следующими соображениями. Нет ни одного ребенка, идентичного другому.Каждый неповторим: у каждого свои способности, характер, темперамент; отличие наблюдается в психическом и физическом развитии. Одни учатся легко, схватывая все на лету, а для других требуются напряженные усилия. И есть дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить необходимые для дальнейшего обучения основные понятия и теряют веру в свои силы.Неуспеваемость учащихся ложится тяжелым бременем на учителя. Ведь он должен уделять слабоуспевающим ученикам дополнительное внимание и время, проводя  дополнительные занятия. Приходится сдерживать темп изучения учебного материала, готовить специально дополнительно дидактический материал, неоднократно повторять пройденный материал. Уже не говоря о том, что наличие неуспевающих учеников роняет авторитет учителя. Чувство постоянной  неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учебе. Среди признаков неуспешности  можно отметить пробелы в фактических знаниях,  умениях; пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может овладеть необходимым объемом знаний; недостаточный уровень развития личностных качеств, не позволяющий проявить самостоятельность, настойчивость, организованность. В основе неуспеваемости подростков, отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости могут лежать различные причины: слабое состояние здоровья, низкие и показатели психического здоровья, несформированности приемов учебной деятельности, недостатки познавательной (мышления, памяти, внимания) и  мотивационной сфер. Если психолого-педагогические навыки не выработаны, то происходит  механическое заучивание материала. Полное усвоение предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать.

  Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Поэтому главная задача учителя заключается в создании у учащихся устойчивой мотивации достижения успеха, повышении у них самооценки. Формированию учебной мотивации способствует и занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя и новизна информационного материала, вызывающего состояние удивления, озадаченности. К числу символов познавательного интереса относят и демонстрацию незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении должны понимать, что в школе изучаются лишь первоначальные основы. Многие темы позволяют ставить проблемные вопросы, решение которых потребует дополнительных знаний. Учитель, развивая творческие способности учеников должен видеть потенциальные возможности каждого ученика, внимательно реагировать на всякое проявление творческой активности. Только благодаря такой кропотливой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля,  интерес к учебным занятиям. Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, от операций и действий, связанных с запоминанием и осмыслением до операций логического и творческого мышления. И строить всю свою работу необходимо так, чтобы учащиеся сами захотели получать свои знания.

        В последнее время каждая школа, ориентируясь на повышение качества образования, обращает внимание на использование различных педагогических технологий, а их использование стало одним из инновационных и продуктивных направлений активизации творческого потенциала учащихся, осуществлению личностного развития учащихся.

Совершенствуя образовательную  деятельность, нельзя не отметить и положительные стороны традиционных педагогических технологий: четкую организацию учебного процесса, систематический характер обучения, применяемую наглядность в учебном процессе, воздействие личности учителя на ученика и так далее.

       Но  современная жизнь ставит перед учительством более серьезную задачу. Необходимо подготовить учеников, способных ориентироваться  в жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, уметь применять их на практике для решения самых разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, искать пути рационального решения возникающих проблем, творчески , грамотно работать с информацией (собирать необходимый материал, анализировать, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, аргументированные выводы). Немаловажным является и необходимость воспитания и коммуникабельности  в учащихся, контактности, умения работать сообща.

      Обращение к современным педагогическим технологиям позволяет каждому учителю решать следующие задачи:

-       создавать заинтересованность каждого ученика в работе всего класса;

-        выполнять любые задания и высказываться без боязни  ошибиться, получить неправильный ответ;

-        использовать в учебном процессе право выбора вида и формы учебного материала;

-        оценивать ученика не только по конечному результату, но и процессу его выполнения;

-        поощрять любое стремление ученика находить свой вариант работы, уметь анализировать варианты товарищей и выбирать лучшие;

-        создавать ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять свое творчество, инициативу, самостоятельность.

 Среди разнообразных направлений работы  по  повышению эффективности образовательного процесса можно указать наиболее универсальные:

-        дифференцированный подход к обучению,

-        использование игровых технологий,

-        применение ГСО и КСО,

-        использование в обучении проектной технологии.

Главной чертой применения данных инновационных технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

  При использовании технологий, основанных на коллективном способе обучения, работа организовывается путем коллективного обучения в динамических и статических парах или группах. При этой форме обучения развиваются навыки мыслительной деятельности, активизируется деятельность каждого ученика, так как от работы каждого зависит итог всей группы, каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном режиме, повышается ответственность за результат коллективной работы, совершенствуются логическое мышление и творческая деятельность каждого.

        Принцип дифференцированного образовательного процесса лучше всего способствует личностному развитию учащихся. Основное направление при организации учебной деятельности заключается в том, чтобы помочь в раскрытии, развитии индивидуальности.

       Педагогические игровые технологии обладают существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом. Игровая форма создается при помощи игровых приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся. При использовании данной технологии чаще всего применяется элемент соревнования,  который позволяет включить в работу буквально всех без исключения ребят и получить успешные результаты, так как повышается уровень мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, развивается интерес к учебным предметам.

       Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому использование творческих задач от случая к случаю не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий: от запоминания, осмысления до операций логического и творческого мышления.

          Наиболее ярко творческие способности проявляются у учащихся в проектной и исследовательской деятельности. Технология проектной деятельности не является принципиально новой. Ее суть заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся решением определенных проблем, привлечь их через проектную деятельность решить эти проблемы, используя при этом полученные знания. В процессе проектной деятельности учащиеся решают в основном две задачи - овладевают технологически законченным циклом выполнения работ и обучаются умению публичной защите собственных идей. Этот комплексный метод обучения позволяет строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, предоставляет каждому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. В результате выполнения проектной работы у учащихся формируются умения планировать свою работу, использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал, анализировать и сопоставлять факты, аргументировать мнение, общаться друг с другом, оценивать себя и других. Таким образом, использование данной технологии позволяет добиться решения основных задач: развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Метод проектов,  безусловно,  имеет высокую обучающую и развивающую эффективность.

 Использование инновационных технологий неразрывно связано с применением в обучении компьютерных технологий. Обучающие программы, компьютерные модели, виртуальные лаборатории, создание мультимедийных презентаций лучше всего подходят для коллективного и группового способов обучения. При этом учащиеся в парах или группах могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя друг друга, так и выполнять отдельные части общей работы.

        Дифференцированный подход к обучению также может быть реализован с использованием современных технологий и мультимедийных проектов. Для этого учителю необходимо сформулировать тему проекта с учетом индивидуальных интересов и способностей ученика, поощряя его к творческому труду. В этом случае учащийся получает возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирать форму представления материала, последовательность изложения, и это положительно скажется, в конечном счете, на результате его творческой деятельности.

            В последнее время большое внимание для продуктивного обучения стали уделять обучающим  компьютерным программам. Для индивидуализации обучения компьютерное тестирование более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тестирование на бумажных носителях. Ученик, во - первых, не связан напрямую с учителем, во- вторых, многие тесты представлены в игровой форме, и выполнение их позволяет вернуться к неотработанным вопросам, сделать работу над ошибками. Положительным моментом является также то, что ученик задания выполняет в удобном для него ритме, сам может менять условия своей экспериментальной работы, исследовать процесс независимо от других учащихся. Это способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческого потенциала, расширению  кругозора и углубления  знания, ибо невозможно не заинтересоваться таким обилием иллюстраций, анимаций,  видеофрагментов, звуковым сопровождением, каким обладают компьютерные программы. Во многих из них реализована игровая идея. Звуковое и иллюстративное представление многих таких программ позволяет ребенку воспринимать их как игру. Задания и игровые ситуации в таких программах делают процесс обучения увлекательным и продуктивным. Компьютерные программы позволяют проводить опыты, экспериментальную работу, решать проблемные задачи, готовить мультимедийные презентации и компьютерные проекты. Некоторые проекты могут быть выполнены с помощью информационных технологий. Доступ к разнообразной информации и, особенно к Интернету, использование мультимедийных возможностей позволяют реализовывать самые неожиданные идеи. Большие возможности для использования проектной технологии в обучении имеет компьютерное моделирование. Сама разработка любой компьютерной модели уже является одним из проектов. А если учащийся владеет приемами программирования, то он может проникнуть не только в суть явления, но и в математическую модель, а затем воплотить в зрительный образ. Работа над проектами побуждает ученика к глубокому изучению отдельных тем, освоению новых программ, к использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, здесь будут решены многие задачи личностно ориентированного обучения.

 Таким образом, современные инновационные технологии в сочетании с современными информационным технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, предотвратить неуспеваемость учащихся и решить стоящие задачи личностно ориентированного обучения.



Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!