Материалдар / Повышение грамотности чтения как основа для развития базовых навыков учащихся
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Повышение грамотности чтения как основа для развития базовых навыков учащихся

Материал туралы қысқаша түсінік
В этой статье мы рассмотрим значение развития грамотности чтения в школах и обсудим комплексный подход к развитию этого важнейшего навыка у учащихся.
Авторы:
28 Желтоқсан 2023
98
4 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Емберді Әлия Акбарқызы

учитель русского языка и литературы специализированной школы-гимназии для одарённых детей №90 г.Шымкент, Казахстан


Повышение грамотности чтения как основа для развития базовых навыков учащихся


Читательская грамотность - краеугольный камень академических успехов и обучения на протяжении всей жизни. Умение грамотно читать имеет решающее значение не только для успеваемости, но и для личного и профессионального развития. В этой статье мы рассмотрим значение развития грамотности чтения в школах и обсудим комплексный подход к развитию этого важнейшего навыка у учащихся.

Читательская грамотность не ограничивается простым расшифровыванием слов на странице; она включает в себя понимание, критическое мышление и способность извлекать значимую информацию из письменных текстов. Опытные читатели не только преуспевают в учебе, но и обладают сильными коммуникативными навыками, аналитическим мышлением и более широким взглядом на мир.

Грамотность чтения особенно важна в цифровую эпоху, когда информация в изобилии и легко доступна. Учащимся необходимо уметь ориентироваться и понимать различные тексты - от традиционных печатных материалов до цифровых ресурсов. Прочный фундамент читательской грамотности вооружает учащихся инструментами, необходимыми для достижения успеха в глобальном обществе, которое становится все более сложным и взаимосвязанным.

Социально-экономические факторы играют важную роль в развитии навыков чтения у учащихся. Исследования показывают, что дети из малообеспеченных семей часто сталкиваются с такими проблемами, как ограниченный доступ к книгам, образовательным ресурсам и языковой среде. Для решения этих проблем крайне важны целевые ресурсы. Школы могут реализовать такие инициативы, как программы пожертвования книг, создавать хорошо оборудованные уголки для чтения и обеспечивать учащимся доступ к разнообразным материалам для чтения. Кроме того, программы семейной грамотности могут дать родителям инструменты для поддержки чтения их детей дома, создавая совместные усилия школ и семей для преодоления социально-экономического разрыва.

Пересечение психических заболеваний, таких как дислексия и СДВГ, с трудностями чтения подчеркивает необходимость раннего выявления и индивидуальной поддержки. Педагоги должны быть обучены распознавать признаки этих заболеваний, что позволит своевременно принять меры. Внедрение программ скрининга и сотрудничество с профессионалами в области психического здоровья могут способствовать целостному подходу к поддержке учащихся с особыми потребностями в обучении. Создание благоприятной и инклюзивной среды, учитывающей различные стили обучения, способствует формированию атмосферы, в которой учащиеся с психическими расстройствами чувствуют себя ценными и понятыми, что способствует их общему благополучию и успеху в учебе.

Цифровая эпоха ставит уникальные задачи по поддержанию мотивации и вовлеченности учащихся в чтение. Перед лицом различных цифровых отвлекающих факторов преподаватели должны применять инновационные стратегии. Программы чтения, основанные на выборе, когда учащиеся могут выбирать книги в соответствии со своими интересами, персонализируют процесс чтения. Внедрение технологий с помощью геймификации, интерактивных приложений и мультимедийных ресурсов может сделать чтение более динамичным и увлекательным. Применяя подходы персонализированного обучения, педагоги могут адаптировать опыт чтения в соответствии с предпочтениями и сильными сторонами учащихся, прививая им настоящую любовь к чтению.

Четкое обучение основным навыкам чтения имеет первостепенное значение. Педагоги должны сосредоточиться на фонемном восприятии, фонике, декодировании, расширении словарного запаса, беглости и понимании. Повысить эффективность обучения этим навыкам можно с помощью научно обоснованных методов, таких как использование учебных материалов и структурированных программ по обучению грамоте. Систематический подход гарантирует, что учащиеся заложат прочный фундамент в чтении, что позволит им осваивать более сложные тексты и развивать мышление более высокого порядка.

Неотъемлемыми компонентами комплексного подхода к обучению чтению являются постоянная оценка и обратная связь. Формативные оценки, включая журналы чтения, конференции и наблюдения, позволяют в режиме реального времени узнать о прогрессе учащихся. Суммативные оценки, такие как стандартизированные тесты, дают более широкое представление о навыках чтения. Эффективные стратегии обратной связи включают конструктивные комментарии, постановку целей и поощрение, способствуя формированию установки на рост. Используя данные оценки, преподаватели могут адаптировать обучение к индивидуальным потребностям, обеспечивая каждому учащемуся индивидуальный темп развития.

Педагогика, учитывающая культурные особенности, необходима для общения с учащимися из разных слоев общества. Включение материалов для чтения, учитывающих культурные особенности, и признание разнообразия языкового и культурного опыта учащихся обогащает учебный процесс. Такой подход способствует инклюзивности, помогает учащимся увидеть свое отражение в учебной программе и способствует более глубокому пониманию различных точек зрения. Принимая разнообразие, педагоги создают более увлекательную и близкую среду для чтения, способствуя развитию чувства сопричастности и признания культурных ценностей.

Интеграция социально-эмоционального обучения в процесс преподавания чтения направлена на целостное развитие учащихся. Такие навыки SEL, как саморегуляция, настойчивость и сотрудничество, способствуют созданию благоприятной среды для чтения. Педагоги могут включить в программу мероприятия, способствующие развитию эмпатии, командной работы и эмоционального интеллекта, создавая благоприятную атмосферу, в которой учащиеся чувствуют эмоциональную связь с процессом обучения. SEL не только улучшает социальное и эмоциональное благополучие учащихся, но и положительно влияет на их отношение к чтению и обучению.

Всеобъемлющий подход к грамотности чтения должен ставить во главу угла равенство и инклюзию. Школы должны активно работать над устранением барьеров доступа, обеспечивая всем учащимся, независимо от их происхождения и способностей, равные возможности для развития навыков чтения. Стратегии могут включать в себя предоставление дополнительных ресурсов для маргинализированных групп, внедрение инклюзивных методов обучения и создание школьной культуры, поощряющей разнообразие. Решая вопросы равенства, педагоги способствуют созданию более инклюзивной учебной среды, в которой каждый учащийся может добиться успеха и полностью раскрыть свой потенциал в чтении и других областях.

Развитие грамотности чтения в школах требует целостного и совместного подхода, который включает в себя раннее вмешательство, разнообразные ресурсы, интеграцию технологий, повышение квалификации педагогов и активное участие родителей и общественности. Уделяя приоритетное внимание грамотности чтения, школы могут дать учащимся навыки, необходимые для успешного обучения и процветания в обществе, насыщенном информацией. Стремление привить любовь к чтению не только открывает двери к академическим достижениям, но и закладывает фундамент для обучения и личностного роста на всю жизнь.

Список литературы:

  1. Борисова Н.В., Лынник Е.В. Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности. – 2020.

  2. Колосова В.М. Пути формирования читательской грамотности в процессе обучения//Вестник науки. – 2022. - №1(2(47)). – с. 26-37.

  3. Черкасова А.А., Крашенинникова А.Е. Развитие читательской грамотности в системе школьного образования в Китае//Научные дискуссии в эпоху мировой нестабильности: пути совершенствования. – 2022. – с. 208-210.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!