Урок: русский язык
(вариатив)
Класс: 3
«Г»
Учитель: Чулгаубаева
Г.Е.
Тема
урока: Как
расставить слова в алфавитном
порядке
Цели
деятельности педагога: создать условия для формирования умения
пользоваться алфавитом на практике, ознакомления с новыми
словарными словами; способствовать развитию логического мышления,
фонематического слуха, речи,
внимания.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся использовать последовательность букв в
русском алфавите для расположения заданных слов в алфавитном
порядке; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий
(УУД)): регулятивные – понимают выделенные учителем
ориентиры действия в учебном материале; познавательные –
осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в
учебнике и рабочей тетради; коммуникативные – принимают участие в
работе парами, соблюдая общепринятые правила сотрудничества и
общения; личностные
УУД: проявляют интерес к новому учебному
материалу.
Образовательные ресурсы: рисунки, изображающие
сказочных персонажей; карточки с загадками; «Этимологический
словарь».
Ход урока
I.
Организационный момент.
II.
Сообщение темы урока, постановка
целей.
Познавательные
УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала
урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и
порядковому символу урока, а также умения соотносить эти
обозначения в учебнике, читать дидактические иллюстрации с
размещенными внутри словами и словосочетаниями; обучение работе с
вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта
и выбор информации по заданному
аспекту).
– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в
Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница.– Отгадайте
загадку:
Снаружи
смотришь – дом как дом.
Но нет
жильцов обычных в нем,
В нем
книги интересные
Стоят
рядами тесными:
И
Черномор, и царь Гвидон,
И добрый
дед Мазай.
Как
называют этот дом?
Попробуй
угадай.
(Библиотека.)
– Что произошло в Лесной
Библиотеке?
– Сегодня на уроке мы должны будем навести
порядок в Лесной
Библиотеке.
– Отгадайте
загадку:
На
странице букваря
Тридцать
три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает
каждый грамотей.
(Азбука.
Алфавит.)
– А как вы
догадались? (Учащиеся
отвечают.)
– Так что это: алфавит, или
азбука? (Можно
сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают
одно и то же: буквы, расположенные в определённом
порядке.)
III.
Актуализация опорных
знаний.
– Прочитайте
алфавит.
2–3
ученика рассказывают наизусть
алфавит.
– Сегодня на уроке нам будет помогать
профессор Алфавит.
– Почему нужно знать
алфавит?
– Когда люди пользуются
алфавитом?
Рубрика
«Хочу все знать»
Ha основе
греческого алфавита в 863 году братья Кирилл и Мефодий написали
первую славянскую азбуку. Название это произошло от первых двух
букв славянского алфавита аз и буки. Затем братья перевели на старославянский язык
такие богослужебные книги, как Евангелие, Псалтырь, Апостол. Эти и
подобные им книги оказали большое влияние на развитие письменности
славянских народов.
Известны
две древние славянские азбуки – глаголица и
кириллица.
Глаголица использовалась на Руси только в первые годы
распространения письменности. Потом глаголица была заменена другой
славянской азбукой – кириллицей. От нее и происходит наш русский алфавит.
На основе кириллицы созданы также украинский, белорусский и
болгарский алфавиты.
Вот мы и
проследили весь путь рождения русского
алфавита.
IV.
Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают
сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по
алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной
тетради по русскому языку).
Всех на
свете он добрей,
Лечит он
больных зверей,
И однажды
бегемота
Вытащил он
из болота.
(Айболит.)
Я –
героиня книжки.
Со мной
всегда семь гномов,
Вам,
думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки
–
Зовусь я
… (Белоснежка).
Появилась
девочка в чашечке цветка,
И была та
девочка чуть больше ноготка.
В ореховой
скорлупке девочка спала.
Вот какая
девочка, как она мила.
Кто читал
такую книжку,
Знает
девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья,
открою вам секрет:
Мне без
варенья жизни нет.
Для
здоровья и веселья
Ем
печенье, ем варенье.
Кто же
это?
(Карлсон.)
Она
красива и мила,
А имя ей
дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою
шагает в школу
Деревянный
мальчуган.
Попадает
вместо школы
В
деревянный балаган.
Как
зовется эта книжка?
Как
зовется тот мальчишка?
(«Азбука»,
Буратино.)
Коллективная
работа.
– Кого напишете
первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и
Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же
делать? (Ответы
учащихся.)
V.
Изучение нового
материала.
В красном
переплёте –
Самая
красивая.
В синем
переплёте –
Самая
весёлая.
Книжка
В жёлтом
переплёте –
Самая
забавная,
А совсем
без переплёта –
Самая
любимая.
Мне читать
её охота –
Хоть она
без переплёта.
Р.
Сеф
– Расскажите о своих любимых книгах. О чем
они? Кто автор?
– Кому захотелось прочитать книги, о которых
вы сейчас услышали? Где их можно
взять?
Учащиеся читают интригу учебника (с. 8, 1-й
абзац).
– Что значит расставить книги по
алфавиту?
– На что обращать внимание: на название книги
или на фамилию автора?
Вывод:
чтобы поставить книгу на свою полку, нужно посмотреть на первую
букву фамилии автора данной
книги.
– Рассмотрите полки в Библиотеке. Какие книги
должны стоять на 1-й полке? 2-й полке? 3-й? И т.
д.
Учащиеся устно распределяют все книги по
полкам.
Самостоятельное выполнение упражнения по
заданию учебника (работа по
образцу).
Коммуникативные
УУД: формирование умения распределять работу с соседом
по парте.
– На какие буквы на твоих полках не
встретились фамилии? А у твоего
соседа?
Физкультминутка
Проверка выполнения самостоятельной
работы.
– Герои сказок остались довольны вашей
работой.
Разные
книги в библиотеке живут:
Короткие и
длинные,
Новые,
старинные,
И даже
иностранные.
Серьезные,
учебные,
Веселые,
волшебные.
Про море и
про лес,
С
картинками и без.
Игры по развитию
речи.
1.
«Доктор Айболит».
Образовательные ресурсы: картинки с изображением
Айболита, а также рисунки, изображающие зверей, птиц,
насекомых (или игрушки).
– К Айболиту на прием пришли разные зверюшки,
птицы, насекомые.
– Скажите, кому что вылечил
Айболит?
Учащиеся должны отвечать полным предложением,
например:
– Зайке Айболит вылечил
лапку.
– Жирафу Айболит вылечил горлышко. И т.
д.
2.
«Бюро находок».
– Кому принадлежат эти
вещи? (Колпачок, хрустальная туфелька,
варенье.)
Работа по тетради для самостоятельной
работы (с. 4).
– Прочитайте
слова. (Картина, пальто, карман, морковь, окно,
лимон.)
Эти слова
относятся к группе «особо опасных», так как правописание многих из
них учащимся трудно, а порой невозможно
объяснить.
Знакомство с «Этимологическим словарем» и
работа с ним.
Учитель
показывает «Этимологический словарь», объясняет его
назначение.
– Надежный путеводитель по словарю – алфавит.
Знание алфавита поможет определить направление в движении по
словарю.
Работа в
группах.
– Найдите происхождение слов «картина»,
«пальто», «карман», «морковь», «окно»,
«лимон».
– О происхождении каких слов вам не удалось
узнать? (Ответы
учащихся.)
Работа по
вариантам.
– Составьте короткие рассказы, в которых
будет словарное слово.
Например:
«Морковь очень полезна. Каждое утро мама дает мне пить морковный
сок. Он очень вкусный».
– Проговорите орфографически все словарные
слова.
– Запишите их в тетрадь (с.
4).
– Откройте свои «орфографические словарики» и
запишите эти слова в алфавитном
порядке.
– Какое слово запишете раньше: картина или
карман? (Карман.)
– Почему? (Первые три буквы одинаковые, отличие в
4-й букве: «м» в алфавите стоит раньше, чем
«т».)
– Дома в книгах, журналах поищите загадки на
эти словарные слова.
VI.
Итог урока.