Класс. 0 «Г»
учитель: Чулгаубаева Г.Е
Тема Урока: Моя
Семья
Цель: показать значение
семьи в жизни человека.
Задачи: закрепить у детей представление о членах
семьи, родственных отношениях в
семье;
развивать диалогическую
речь;
воспитывать у детей чувство гордости и любви,
уважение
заботы о членах
семьи;
развитие интереса к истории своей семьи, семейным
традициям, родословной.
Ход
занятия
Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в
нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее
настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас
в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть
ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств,
радости от нашей встречи!
Организационный
момент:
Собрались все дети в
круг
Я - твой друг и ты мой
друг
Крепко за руки
возьмемся
И друг другу
улыбнёмся.
Посмотрю на ваши
лица,
С кем бы мне
повеселиться.
1. - Послушайте,
пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом
людей, которые едут из-за леса, из-за гор?
(Семья.)
Из-за леса, из-за
гор
Едет дедушка
Егор.
Сам - на лошадке,
Жена - на
коровке,
Дети – на
телятках,
Внуки – на
козлятках.
В этой семье живут три поколения. Каждый член
семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены
специальными словами: жена, муж, дети, внуки. Определите, кем в
этой потешке приходятся друг другу люди. Что вы можете сказать об
этой семье? Почему вы решили, что семья большая, дружная,
трудолюбивая?
Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи.
Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих
внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово?
(Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание). Все члены
семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе
ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных
делах.
2. Сегодня мы с вами
поговорим о семье. Как вы понимаете слово «семья»? (Это близкие нам
люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда
рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают
внимание.) Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у
человека много родственников – значит у него большая
семья!
А кто хочет рассказать о своей семье (задаю
вопросы)
- С кем ты
живёшь?
-Кто у вас в семье старший
(младший?
- Для мамы с папой ты
кто?
- А у тебя есть сестрёнка или
братик?
- А для бабушки с дедушкой ты
кто?
- У кого есть братья
(сёстры?
- Они старше или младше
вас?
- Чем занимаются твои мама и
папа?
- Как ты помогаешь
взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь
играть?
- Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать
о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки,
бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша
семья.
3.- Вам нравится ваша
семья? А сейчас давайте поиграем в игру «Какая ваша семья» (дети
стоят в кругу и передают друг другу мяч называя
слова.)
(Названные комплименты располагаются в виде
лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из
бумаги.)
родная
дружная
счастливая
трудолюбивая
хозяйственная
спортивная
культурная
крепкая
жизнерадостная
гостеприимная
здоровая
- Как вы думаете, что разрушает
семью?
(Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги
тучек, которые закрывают солнышко.)
Ссоры, обиды
Конфликты
Непонимание
Невнимание
непослушание
лень
неправильные
поступки
4. Игра «Радость
или огорчение? »
В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши
поступки могут радовать или огорчать близких вам
людей.
У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы
думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой
огорчение (чёрный?
Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я
называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или
огорчит этот поступок ваших
близких.
• Вы съели на завтрак всю
кашу
• Вы подрались с
другом
• Разбросали по комнате все
игрушки
• Помогли маме вымыть
посуду
• Нагрубили бабушке
• Нарисовали и подарили папе красивый
рисунок
• Перед сном пожелали всем «спокойной
ночи»
• Порвали новую
книжку
• Хорошо вели себя в детском
саду
Вижу, что вы знаете, какие поступки могут
огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать
только хорошие поступки.
5. Игра «Кто ты мне?
»
- Все члены семьи связаны друг с другом как-будто
невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы
проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится.
(Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы
бросаете мяч мне назад и отвечаете на
вопрос.)
• Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь)
.
• Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка)
.
• Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра)
.
• Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница)
.
• Я тебе жена – ты мне (муж)
.
Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных
отношениях.
6. Беседа по
фотографиям.
Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и
читает стихотворение:
Есть в доме любом семейный
альбом,
Как в зеркале мы отражаемся в
нём.
Пускай не всегда мы
красивы,
Зато эти фото –
правдивы.
Хранится альбом в нашем
доме,
Семейные снимки хранятся в
альбоме.
У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно
на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи.
Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам,
пап, детей.
- В каждой семье есть фотографии, на которых
запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких
(показывает) альбомах, у кого-то в компьютере… давайте заглянем в
ваш семейный альбом. Расскажите о своей семье. Народная мудрость
гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад». Как вы понимаете её? В
какой семье клад? А в какой лад? Что такое «лад»? (Умение ладить с
собой и с людьми – это самое ценное качество в
человеке.)
(Выступление ребенка, рассказ о своей семье и
показ фотографий из альбома.)
7. А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки
о самых близких и дорогих нам
людях.
Отгадывание
загадок
Излучает она
свет,
От улыбки –
ямочка…
Никого дороже
нет,
Чем родная …
(мамочка)
Всё хозяйство:
лебеда
Да хохлатка
Рябушка,
Но яичницей
всегда
Нас накормит …
(бабушка)
Надарила
безделушек-
Семь матрёшек и
бобрёнка…
Но дороже всех
игрушек
Для меня моя …
(сестрёнка)
Угадай-ка, кто же
это?
Пейджер, трубка, галстук,
шляпа.
Жду, друзья от вас
ответа.
Молодцы! Конечно …
(папа)
Мочит в тёплом
молоке
Он кусочек
хлебушка,
Ходит с палочкой в
руке
Наш любимый ….
(дедушка)
Должен вам признаться
я:
Есть приятель у
меня,
Но надежней во сто
крат
Мой защитник, старший …
(брат)
В этом слове семь букв
«Я».
Отгадай-ка, друг!
(семья)
8.
Физкультминутка
Кто живет у нас в
квартире?
1 2 3 4 (хлопки в
ладоши)
Кто живет у нас в квартире (шагаем на
месте)
1 2 3 4 5 (прыжки на
месте)
Папа! Мама! Брат! Сестра (хлопки в
ладоши)
Деда! Бабушка! И я! (наклоны влево и
вправо)
Наша дружная
семья!
- Семья – это главное в жизни человека. Это самые
близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто
нас любит и о нас заботится.
9. Рассматривание
плакатов «Родословное дерево»
- Вместе с родителями вы составляли своё
родословное дерево.
- Какая часть у дерева считается главной?
(Корень.)
- А в семье кто главный? (Тот, кто старше.) Это
наши бабушки и дедушки, согласитесь, они всегда помогают нам
принять правильное решение, помогают нам советом. (Несколько
вступлений детей по генеалогическому
древу.)
10. Чтение и
обсуждение пословиц и поговорок о
семье.
Свой дом - самое лучшее
место.
Кто живет ладно, у того все
складно.
Вся семья вместе, так и душа на
месте.
Кто родителей почитает, тот вовеки не
погибает.
Семья сильна, когда над ней крыша
одна.
В хорошей семье, хорошие дети
растут.
Родители трудолюбивы – дети не
ленивы!
11. Пальчиковая
гимнастика
Моя семья
Этот пальчик –
дедушка.
Этот пальчик –
бабушка.
Этот пальчик –
папочка.
Этот пальчик –
мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя
семья.
12. Выполнение
аппликации на тему «Семья». Каждый в своих индивидуальных домиках
вклеивает в окошечки членов своей семьи и создается общая
картина.
13. Итог
занятия
Дети: Семья – это счастье, любовь и
удача.
Семья – это летом поездки на
дачу.
Семья – это праздник, семейные
даты,
Подарки, покупки, приятные
траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый
лепет.
Мечты о хорошем, волненье и
трепет.
Семья – это труд, друг о друге
забота.
Семья – это много домашней
работы.
Семья – это важно! Семья – это
сложно!
Но счастливо жить одному
невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь
берегите,
Обиды и ссоры подальше
гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили
друзья,
Какая хорошая ваша
семья!
Конец : дети, возьмите друг друга крепко за руки.
Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и
крепкая семья.