Изучение нового материала
|
Перед нами задача, которая вполне может оказаться
жизненной ситуацией.
Задача по программе PISA.
Марат увлекается мотоциклами и в дальнейшем
мечтает стать профессиональным гонщиком. Собирая информацию о
мотоциклах из журнала «ЗА РУЛЕМ», он получил следующие
сведения:
Вид
мотоцикла
|
Масса
мотоцикла
|
Максимальная мощность
|
Объем
топливного
бака
|
Норма
расхода топлива литр/ 100км
|
BWs
(YW100)
|
94кг
|
кВт
(об/мин): 133,9 кВт (182 л. с.) при 12500
об/мин
|
18литров
|
1,85
|
Мотоцикл
YZF-R6
|
169кг
|
кВт
(об/мин): 91.0 кВт при 14 500 об/мин
|
17литров
|
6
|
Мотоцикл
FZ1-N
|
214кг
|
кВт
(об/мин): 110,3 кВт (150 л. с.) при 11000
об/мин
|
18,2
литра
|
5,6
|
Мотоцикл
XJ6-N
|
205кг
|
кВт
(об/мин): 57,0 кВт (78 л.с.) при 10 000
об/мин
|
17,3
литра
|
3,8
|
На
приобретённом мотоцикле он отправился из города Челябинск в поселок
Куртамыш Курганской области, расстояние между которыми 240км,
двигаясь с постоянной скоростью. Возвращаясь обратно, он проехал
половину пути с той же скоростью, а затем на повороте увеличил
скорость на10 км/ч. В результате на обратный путь было затрачено на
24мин меньше.
Работа в группах
-
1.С какой скоростью ехал Марат из
города Челябинск в поселок
Куртамыш?
-
A)
70 км/ч; B)
60 км/ч C)
50 км/ч D)
40 км/ч.
-
-
Составьте алгоритм решения
задачи.
Пусть х (км/ч) – скорость Марата из Челябинска
в Куртамыш, тогда
2.Дайте пояснение каждому действию к
задаче
1) Пусть х (км/ч) –
2)
3)
4)
5)
Учащиеся каждой
группы обсуждают условие задачи и метод решения с другими членами
своей группы, получая, при необходимости, помощь одноклассников или
учителя.
Затем каждая группа должна оформить решение на
постере.
4.Защита ответов по
группам.
Каждая группа
презентует задачу и ее решение в течении 2-3
минут.
Учащиеся
обсуждают решения и
ответы, исправляют
ошибки, возможно, задают вопросы. Учитель
наблюдает, комментирует,
при необходимости
корректируетответы, предоставляет ученикам обратную
связь.
Самостоятельная
работа
Решить задачу
Уровень
А. Велосипедист должен был проехать 40 км с
некоторой скоростью, но увеличив эту скорость на 6 км/ч, он проехал
40 км на 20 минут быстрее. Найти истинную скорость
велосипедиста.
Уровень
В. Из города А в город В, расстояние между
которыми 30 км, выехал грузовой автомобиль, а через 10 минут вслед
за ним отправился легковой автомобиль, скорость которого на 20 км/
ч больше скорости грузового. Найти скорость легкового автомобиля,
если известно, что он приехал в город В на 5 минут раньше грузового
автомобиля.
Критерии:
-
записывает краткое условие к задаче;
-
составляет квадратное уравнение по условию
задачи;
-
решает квадратное уравнение;
-
записывает ответ к задаче;
Учащиеся решают задания индивидуально на местах.
Учитель во время работы учащихся наблюдает. При необходимости
учитель оказывает консультативную помощь учащимся, направляя их на
верный ход решения.
После того, как учащиеся сдали свои решения,
учитель раздает решения и ответы всех задач. Учащиеся устно
воспроизводят свои решения и самостоятельно выполняют
проверку.
|
Анализируют правило 1-3
Ознакамливаются с методами
решения
Разбирают совместно с учителем понятие
ОДЗ
|
Словесная оценка учителя
. Взаимооценивание
Стратегия «Стикер
|
|
|
Закрепление полученных
знаний
|
ГР. Решение
задач
1. Из 20-сантиметровой проволоки изготовили прямоугольник.
Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна
21 см2.
Решение. По условию задачи периметр
прямоугольника равен 20 см, а площадь – 21 см2. Пусть одна из
сторон прямоугольника будет равна x:
x(10 –x) = 21
или x2 – 10x + 21 =
0.
Ответ: стороны
прямоугольника равны 3 см и 7 см.
После этого учащимся
предлагается выполнить аналогичные задания самостоятельно, но
предварительно можно обсудить их решения в парах или вместе со всем
классом.
Учитель дает дополнительные
пояснения в случае, если у учащихся возникают
вопросы.
Критерии оценивания к заданию
№1:
Учащийся
- обозначает искомую величину за
неизвестное;
- выражает искомую величину через
известные величины;
- составляет уравнение, то есть уравнивает
два выражения, зависящие от одной
переменной;
- находит корни полученного
уравнения;
- проверяет полученные корни на
соответствие условию задачи;
- записывает
ответ.
2. Два велосипедиста одновременно стартовали для
преодоления 30-метровой дистанции в национальном парке Бурабай.
Скорость первого велосипедиста больше скорости второго
велосипедиста на 4 км/ч, поэтому он преодолел обозначенную
дистанцию на 2 часа раньше. Найдите скорость второго
велосипедиста.
Решение. Пусть скорость второго
велосипедиста равна v км/ч (v > 0). Так как
длина пути равна 30 км, то время, затрачиваемое на путь первым
велосипедистом и вторым велосипедистом, соответственно
равно (ч) и (ч).
Тогда составим дробно-рациональное
уравнение:
После преобразования получаем
уравнение:
v2 + 4v – 60 = 0, корни которого
v1 = –10 и v2 = 6. Так как v > 0 , то
ответом будет v = 6 (км/ч). То есть 6 км/ч
соответствует условию задачи.
Ответ: скорость второго велосипедиста
равна 6 км/ч.
После разбора примеров
учащиеся выполняют задания из приложения. При этом решение всех
задач обсуждаются и разбираются со всем классом. Учитель при
необходимости дает дополнительные пояснения учащимся. Учитель
оценивает работы учащихся по установленным
критериям.
Критерии оценивания к заданию
:
Учащийся
- обозначает искомую величину за
неизвестное;
- выражает искомую величину через
известные величины;
- составляет уравнение, то есть уравнивает
два выражения, зависящие от одной
переменной;
- находит корни полученного
уравнения;
|
Решают задачи
|
ФО: взаимное оценивание по
критериям, самопроверка по образцу, комментарии
учителя
|
|
|