Основы безопасного
поведения
М.И. Нусупбекова, Т.Н.
Бельченкова
Пояснительная
записка
Учебно-методический комплекс нового поколения
(УМК) «Основы безопасного поведения» подготовлен в соответствии со
следующими нормативными документами:
-
Государственный общеобязательный стандарт
дошкольного воспитания и обучения (утвержден постановлением Правительства
Республики Казахстан от 15 мая 2016 года №
292). Данный стандарт определяет
новые
методологические основы дошкольного и предшкольного образования в
Республике Казахстан.
-
Типовой учебный план дошкольного воспитания и
обучения детей от 1 до 6 (7) лет (утвержден приказом МОН РК 22.06.2016 г. №
391).
-
Типовая учебная программа дошкольного воспитания
и обучения (утверждена приказом МОН РК от 12.08.2016 г №
499). Обновленная программа
представляет новое содержание
предшкольного образования в контексте 5-ти
образовательных областей (далее – Типовая учебная
программа).
Основная цель разработки УМК, определенная в
указанных нормативных документах – обеспечение преемственности
предшколы и начальной школы.
Выполнение задачи преемственности предшколы с
начальной школой возможно, если учебно-воспитательная работа в классах
предшкольной подготовки и в начальных классах будет
представлять единый развивающий
процесс.
Также обязательным условием
качественной преемственности предшколы и
начальной школы является единство принципов построения программ и
учебнометодических комплексов.
Сравнительный анализ содержания Типовой учебной
программы дошкольного воспитания и обучения и Учебных программ
начальной школы показывает, что данные программы имеют единые
подходы в построении:
-
наличие системы целей
обучения, позволяющих педагогам планировать свою работу и
оценивать достижения детей;
-
ориентирование процесса обучения на развитие и
формирование способностей и практических навыков, необходимых
для повседневной жизни и общения;
-
наличие тематического
содержания обучения, направленного на глубокое погружение в
социально-значимые темы детей;
-
интеграция внутрипредметного и межпредметного
содержания;
-
обеспечение методического
сопровождения, имеющего общую модель учебновоспитательного
процесса в предшколе и начальной школе.
Все
эти принципы нашли отражение в содержании и структуре
учебнометодического комплекса нового поколения – «Основы
безопасного поведения», комплект которого
входят:
-
Методическое руководство для педагогов (далее –
Руководство);
-
Азбука-тетрадь из 16-ти
занятий.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО
Руководство содержит конспекты занятий,
выполненных в формате
краткосрочных планов. Такой же формат планирования используется в
ведущих странах (Англия, Франция, Германия, Финляндия и др.) и
внедрен в пособиях для учителей
первого класса, что вновь
является связующим звеном преемственности методического
сопровождения предшколы и начальной
школы.
Краткосрочный план имеет свою отличительную
структуру и особенности.
Первое – это наличие следующих целей обучения,
определенных в Типовой учебной программе.
Раздел 1. Личная
гигиена
-
Подраздел
|
Цели
обучения
|
1.1. Строение тела
человека.
|
0.1.1.1. Знать строение тела
человека.
|
0.1.1.2. Знать и применять основные правила
сохранения осанки.
|
1.2. Гигиена
тела.
|
0.1.2.1. Объяснять гигиенические правила ухода за
полостью рта и телом.
|
1.3. Режим
дня.
|
0.1.3.1. Понимать необходимость соблюдения режима
дня, отдыха, сна, питания.
|
1.4.
Закаливание.
|
0.1.4.1. Знать способы укрепления здоровья, виды
закаливания и выполнять физические
упражнения.
|
Раздел 2. Правильное
питание
-
Подраздел
|
Цели
обучения
|
2.1. Правила приема
пищи.
|
0.2.1.1. Знать и применять правила
правильного питания.
|
0.2.1.2. Понимать важность культуры питания и
соблюдать культуры питания.
|
0.2.1.3. Различать полезные и вредные продукты
питания.
|
2.2. Полезные свойства
витаминов.
|
0.2.2.1. Понимать и объяснять пользу
витаминов.
|
0.2.2.2. Знать источники
витаминов.
|
Раздел 3. Правила
безопасности
-
Подраздел
|
Цели
обучения
|
3.1. Безопасность
дома
|
0.3.1.1. Знать простые правила сохранения
безопасности в доме.
|
0.3.1.2. Называть номер телефона скорой помощи,
пожарной службы и полиции.
|
3.2. Безопасность на
улице.
|
0.3.2.1. Понимать знак «пешеходного перехода»,
сигналы светофора.
|
0.3.2.2. Понимать правила поведения в незнакомой
обстановке.
|
3.3. Безопасность на
природе.
|
0.3.3.1. Знать правила безопасности согласно
изменениям погодных условий.
|
0.3.3.2. Знать и использовать правила
безопасности при контакте с животными,
насекомыми.
|
0.3.3.3. Знать и использовать правила
безопасности в обращении с неизвестными растениями и
ягодами.
|
Данные цели в Краткосрочном плане
дифференцированы (для всех детей, для большинства, для некоторых),
что позволяет умело выстроить индивидуализацию процесса обучения.
Структура самого плана обучения достаточно проста для практического
пользования и эффективна для процесса
обучения.
Второе: план состоит из основных 3-х
частей:
В первой части
предусмотрены методы, приемы, обеспечивающие
эмоциональный настрой детей.
Вторая
часть,
как основная часть, содержит спектр методов, приемов и средств,
направленных на реализацию целей обучения. В данном разделе
использованы разные формы работы с детьми. Они условно
обозначены: И – индивидуальная работа,
Г – работа в группах,
К – коллективная работа.
Третья часть
предполагает подведение итогов в виде
рефлексии.
Краткосрочный план учитывает все задания
азбуки-тетради.
АЗБУКА-ТЕТРАДЬ
Тетрадь состоит из 16-ти занятий. Каждое занятие
содержит задания для детей, которые позволят детям: научиться
правилам уличной безопасности, предвидеть опасные ситуации,
пользоваться телефонами экстренных служб, убедительно и уверенно
отказываться от опасных предложений. Помогут выполнять правила
гигиены, здорового питания, соблюдения режима дня, отдыха и сна.
Дети получат умения и навыки, которые научат беречь свое здоровье и
здоровье окружающих.
Значительное место в содержании занятий в
соответствии с учебной программой уделяется применению следующих
стратегий:
− создание мотивации с помощью проблемных вопросов,
способствующих формированию коммуникативных, исследовательских
навыков, интереса к новым знаниям;
− обсуждение идей всем классом или группой, их
анализ и принятие правильного варианта
решения;
− включение визуальных, интерактивных средств
информации;
− обучение, включающее ролевые игры,
игры-инсценировки;
− использование обсуждения, взаимооценивания и
самооценивания в соответствии с обозначенными
критериями;
− обучение сотрудничеству друг с другом для
развития межличностных и исследовательских
компетенций;
− реализация политики
трехъязычия.
При
реализации курса «Основы безопасного поведения» необходимо активно
использовать различные стратегии работы с родителями, старшими
братьями и сестрами. Именно эти близкие люди, которые окружают
ребенка, могут ежедневно оказывать на него влияние своим личным
примером, беседами, оказывать помощь в разъяснении материала и
выполнении заданий. Родители должны быть информированы о содержании
учебного курса, и их необходимо заранее знакомить с содержанием
образовательных тем в индивидуальных беседах, консультациях, на
родительских собраниях с целью их активного вовлечения в процесс
воспитания и обучения.
Наша общая цель – это достойно и грамотно
сформировать у детей коммуникативные, познавательные, социальные
навыки, воспитание активности, инициативы и чувства ответственности
за свое здоровье, за окружающую среду.
Предоставить юным гражданам нашей страны
полноценный, а главное, полезный для их развития УМК, который
обеспечит преемственность предшколы и первого класса начальной
школы.
Долгосрочное
планирование
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
|
Подраздел
программы
|
Цели
обучения
|
№
|
Тема
|
Колво
часов
|
Дата
|
Личная
гигиена
|
1.1. Строение тела
человека.
|
0.1.1.1. Знать строение
человека.
|
1
|
Как
быть здоровым?
|
1
|
|
Личная
гигиена
|
1.1. Строение тела
человека.
|
0.1.1.1. Знать строение
человека.
|
2
|
Органы
чувств
|
1
|
|
Личная
гигиена
|
1.1. Строение тела
человека.
|
0.1.1.1. Знать строение
человека.
0.1.1.2. Знать и применять основные правила
сохранения осанки.
|
3
|
Что
такое осанка?
|
1
|
|
Личная
гигиена
|
1.2. Гигиена
тела.
|
0.1.2.1. Объяснять гигиенические правила по уходу
за полостью рта и телом.
|
4
|
Зачем нужна личная
гигиена?
|
1
|
|
Личная
гигиена
|
1.3. Режим
дня.
|
0.1.3.1. Понимать необходимость соблюдения режима
дня, отдыха, сна, питания.
|
5
|
Что
такое режим дня?
|
1
|
|
Личная
гигиена
|
1.4.
Закаливание.
|
0.1.4.1. Знать способы укрепления здоровья, виды
закаливания
|
|