Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Правовая основа инклюзивного образования в Республике Казахстан
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Правовая основа инклюзивного образования в Республике Казахстан
Балгаева Л.К., преподаватель истории
колледжа университета «Туран»
(Алматы, Казахстан)
Инклюзивное образование появилось в результате эволюции специального образования. Первые попытки обучать детей с особыми потребностями были предприняты французским врачом Жаном-Марком Итардом в 1800 году. В 1830 г. появились специальные школы для слепых и глухих детей в США и в Европе. Как правило, это были школы-интернаты, находящиеся далеко от родительского дома. Инклюзивное образование - совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий .
Ученые описали ущерб (вред) наносимый детям в результате их социальной изоляции. Они пришёл к выводу, что общество, изолируя детей с особыми потребностями от их обычной среды, родителей и друзей, тем самым создаёт «вторичную инвалидность».
В международных документах, касающихся вопроса инклюзивного образования, дается не только четкое и конкретное определение его сути, но и определяются как стратегические направления деятельности государств, принявших решение реализовывать эту идею, так и более конкретные рекомендации. Они основаны на анализе многолетнего международного опыта. «Ключевым моментом этого мировоззрения должна стать убежденность в том, что люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в его жизнь на своих собственных условиях, которые общество понимает и учитывает» [1].
Развитие инклюзивного образования в Казахстане - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Правительство Республики Казахстан в 2008 году подписало Конвенцию ООН о правах инвалидов.
В период демократизации системы образования Республики Казахстан, утверждения гуманистических подходов к воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для творческого развития, самообразования, профессионального самоопределения всех детей, в том числе детей с ограниченными возможностями развития, сталкивающихся с различного рода трудностями в обучении.
Термин «ограниченные возможности в развитии» (ОВР) принят в Казахстане в качестве официального, и именно он используется в нормативно-правовых документах.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области прав человека предусматривается принцип равных прав на образование для всех детей страны. Гарантии права детей на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «Государственной программе развития образования и науки РК на 2016-2019 годы», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах», «Типовые правила деятельности видов специальных организаций образования».
В Законе РК «Об образовании» дано следующее определение: «специальные условия для получения образования - условия для получения образования, включая специальные образовательные учебные программы и специальные методы обучения, технические и иные средства, среду жизнедеятельности, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных учебных программ лицами с ограниченными возможностями» [2].
Формы включения детей с ограниченными возможностями в развитии указаны в Типовых правилах деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года №499, пункт 18. «С учетом интересов родителей или иных законных представителей, по согласованию с местными органами управления образованием в организациях образования могут открываться классы с совместным пребыванием детей с ограниченными возможностями в развитии со здоровыми детьми (в одном классе могут обучаться не более двух детей с ограниченными возможностями в развитии) или специальные классы по видам нарушений» [3].
Предпринимая последовательные шаги в движении от равных прав к равным возможностям в доступе к качественному образованию для всех правительство РК в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» определяет в качестве одной из важных задач развитие инклюзивного образования:
К 2020 году:
-
в 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого–педагогического сопровождения детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства);
-
будет увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, от общего количества школ на 70%;
-
будет увеличена доля школ, создавших «безбарьерный доступ» для детей-инвалидов, от общего количества школ — 20%;
-
будет увеличена доля детей, охваченным инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии – 50%.[4].
В проекте «Концепции развития инклюзивного образования в Республике Казахстан» определены права на получение профессионального образования: «Инклюзивное образование предполагает право получения лицами с ограниченными возможностями профессионального образования в общеобразовательном пространстве на всех уровнях: в профессиональной школе, колледже, вузе при создании необходимых условий и среды [5].
Несмотря на проделанную работу по созданию правовой базы специалисты считают, что нормативных документов, регулирующих процесс развития инклюзивного образования, пока мало. В основном они носят характер методических рекомендаций, что не способствует поступательному развитию инклюзивного образования и не гарантирует соблюдения прав ребенка с особыми образовательными потребностями на качественное образование. [6].
Инклюзивное образование в колледжах, если реализуется должным образом, обеспечивает обучающимся с особыми образовательными потребностями усвоение знаний, социальное развитие и повышение самооценки. В системе технического и профессионального обучения это сделать легче. Этому способствует ряд факторов. Приобретение профессии, особенно, если она престижна, повышает шансы лиц с ограниченной трудоспособностью в конкурентной борьбе на рынке труда. Обучение в колледже дает шанс получить высшее образование, ведь большинство детей с ОВР не имеют базу общего среднего образования. В меньшей степени наблюдается некорректное отношение к людям с ограниченными возможностями со стороны преподавателей и обучающихся.
Создаются возможности для самореализации в различных формах общественной жизни колледжа.
Таким образом, инклюзивное образование это не только реализация конституционного права на обучение и накопление социального опыта, но также и основа для формирования психологической устойчивости как процесса самопознания, реализующегося во многом благодаря социальной идентичности детей с ограниченными возможностями.
Проблем нерешенных в развитии инклюзивного образования в ТиПО больше, чем положительного опыта:
1. Отсутствует открытая информация о колледжах, готовых принять на учебу молодых людей с ограниченными возможностями;
2. В интернете нет специального сайта – ведь для большинства молодежи с ОВР это единственный источник информации;
3. Организации не заинтересованы в инклюзивном образовании, поскольку присутствие среди обучающихся лиц с ОВР может влиять на итоговые показатели деятельности организации (например, трудоустраиваемость выпускников) в сторону занижения; кроме того, обучение лиц с ОВР всегда связано с определенными проблемами, в то время как какие-либо стимулы к обучению лиц с ОВР у учебных заведений отсутствуют[7];
4. Материальная база многих учебных заведений не позволяет предоставить возможности обучения лицам с ограниченными возможностями передвижения;
5. Разные возможности учащихся требуют разработки разноуровневого содержания обучения.
6. Отсутствие специально подготовленного педагогического состава В Европейских странах и США 95-98% педагогов, работающих в системе специального образования, заканчивают соответствующие учебные заведения [8];
7. Лишь одна треть выпускников организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии трудоустраивается после окончания учебного заведения[9].
Конвенция о правах инвалидов (2007 год), статья 24 – Образование – гласит, что
1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом:
а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия;
b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме;
с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества[10].
Практически в полной мере эти права реализуются в колледже университета «Туран». С 2011 по 2021 год в колледже университета «Туран» получили образование или продолжают обучение 51 обучающийся с ограниченными возможностями в развитии. Благодаря Благотворительному Фонду «СӘБИ» не существует проблем с транспортом.
Светлые учебные аудитории колледжа «Туран» обеспечены всем необходимым для проведения занятий. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения обучающихся с ограниченными возможностями развития предусмотрено практически все: беспрепятственный подъезд для инватакси, вход в колледж, лифт, чтобы подниматься на верхние этажи, отдельный туалет, медпункт, индивидуальное обслуживание в столовой и т.д. Имеются два больших спортзала, летние спортивные площадки, вместительный актовый зал.
В колледже университета "Туран" создана атмосфера сотрудничества, творчества, доброжелательного отношения к инициативам обучающихся. Коллектив опытных преподавателей осуществляет работу над формированием у обучающихся гражданского самосознания, патриотизма, толерантности. Учебный процесс и внеурочная деятельность построены на основе принципов личностно ориентированного обучения. Работает психолог. Родители вовлечены в разработку программ индивидуального обучения детей.
Обучающиеся с ограниченными возможностями развития принимают участие в общественной жизни колледжа: выезжают со всеми практически на все мероприятия – в оздоровительный комплекс «Тау-Туран», экскурсии, участвуют в праздничных и спортивных мероприятиях, «Мисс Туран», «Мистер Туран», в фотоконкурсах, научных конференциях.
У обучающихся колледжа есть перспективы трудоустройства после окончания колледжа и в будущем университета. Так Үмітқазынов Жасұлан работает специалистом в ЦОНе Алатауского района Алматы, Ибраимов Олжас в 2020 году закончил очное отделение в университете «Туран», Иванов Иван обучается в Московском финансово-промышленном университете «СИНЕРГИЯ» и создал свой сайт в области туризма.
Опыт совместного обучения молодежи с ограниченными возможностями развития и детей, не имеющих проблем со здоровьем, в колледже университета «Туран» оказался успешным и перспективным.
Список использованных источников
1.Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями», Саламанка, Испания, 1994.
2.Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. Глава 1.Общие положения Статья 1.
3.Постановление Правительства РК «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» от 17 мая 2013 года №499 http://online.zakon.kz/
4. Закон РК «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014 г.) http://online.zakon.kz
5. Концепция разития инклюзивного образования в Республике Казахстан. http://www.edu.gov.kz
6. «Инклюзивное образование: вопросы и ответы» журнал «Открытая школа» № 8(129) октябрь 2013. http://www.open-school.kz/
7. семинар UNESCO «Развитие потенциала по планированию, управлению и сотрудничеству в области технического и профессионального образования в Казахстане».
8. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1997.
9. Вопросы инклюзии в поле зрения Правительства «Открытая школа» № 5(126) май 2013. http://www.open-school.kz/
10.http://www.minreabilit.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=352&Itemid=45.