Отчет о преемственности классов предшкольной
подготовки и начальной школы.
Ведущей целью преемственности в Концепции
выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах
дошкольного и начального школьного образования, придание
педагогическому процессу целостный и последовательный характер.
Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно
Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих
приоритетных задач на ступени детства:
-
приобщение детей к ценностям здорового образа
жизни;
-
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие
его положительного мировосприятия;
-
развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
-
стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой
активности детей в различных видах
деятельности;
-
развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе;
включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и
детьми разного возраста);
-
формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим
миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и
пр.);
-
развитие желания и умения учиться, формирование готовности к
образованию в основном звене школы и
самообразованию;
-
развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества
в разных видах деятельности;
-
совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении
всего начального образования);
-
специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном
детстве качеств;
-
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего
развития или отставания.
Эта
цель конкретизируется в задачах ступеней
образования:
а)
на дошкольной ступени:
-
обеспечение эмоционального благополучия
ребенка;
-
развитие инициативности, любознательности, произвольности,
способности к творческому самовыражению;
-
формирование элементарных знаний об окружающем мире; - приобщение
детей к ценностям здорового образа жизни;
-
развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с
взрослыми и детьми разного возраста);
б)
на ступени начальной школы:
-
совершенствование достижений дошкольного
развития;
-
формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим
миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и
др.);
-
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция
своего поведения в соответствии с ними.
Таким образом, преемственность предшкольного
класса и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу
детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и
воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения.
Формирование готовности к обучению в начальной школе означает
создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной
школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический
коллектив.
С
другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на
достигнутый уровень дошкольного образования. При этом надо помнить,
что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при
поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал,
оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге
повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их
здоровья детей, снижению учебной мотивации, потере интереса к учёбе
и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных
явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие
специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются
поурочными занятиями, что еще более усугубляет
ситуацию.
В
связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной
педагогической готовности детей к школе, но и уровень их
психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные
представления о специфике обучения и воспитания детей дошкольного
возраста и осуществлять организацию учебной деятельности с
включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых
в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах
способствует лучшей адаптации детей к школьному
обучению.
Ознакомление дошкольников со школой, учебной и
общественной жизнью школьников способствует расширению
соответствующих представлений воспитанников предшкольного класса,
развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами
этой работы могут быть экскурсии по школе, посещение библиотеки,
организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и
творческого сотрудничества между предшколой и школой — необходимое
условие успешного решения задач
преемственности.
Решение данных проблем определяет основные
направления преемственности в постановлении Правительства
Республики Казахстан "Об утверждении государственных
общеобразовательных стандартов образования соответствующих уровней
образования" на основании внесенных изменений в содержание
дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных
областях: "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Творчество",
"Социум", которое реализуется путем их интеграции через организацию
различных видов деятельности.
Образовательная область
"Здоровье".
Цель: развитие сознательного отношения к
собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная
ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной
активности и формирование физических
качеств.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области "Здоровье":
1)
физическая культура;
2)
основы безопасного поведения.
Образовательная область
"Коммуникация".
Цель: развитие у ребенка коммуникативных навыков,
необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться
с окружающими людьми.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области "Коммуникация":
1)
развитие речи;
2)
художественная литература (драма);
3)
основы грамоты;
4)
казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык
(в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных
языков;
Образовательная область
"Познание".
Цель: развитие личности дошкольника, владеющего
элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми
для взаимодействия с окружающим миром.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области "Познание":
1)
основы математики;
2)
конструирование;
3)
естествознание.(основы экологии)
Образовательная область
"Творчество".
Цель: Развитие чувственно-эмоциональной сферы и
воображения у ребенка, как основы культуры творческого
мышления.
.Организованная учебная деятельность в
образовательной области "Творчество":
1)
рисование;
2)
лепка;
3)
аппликация;
4)
музыка.
Образовательная область
"Социум".
Цель: воспитание любви к Родине, уважения к
старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к
окружающим.
Организованная учебная деятельность в
образовательной области "Социум":
1)
самопознание;
2)
ознакомление с окружающим миром;
Целевое направление связано с согласованием целей
и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их
развития.
Содержательное направление связано с разработкой
и обеспечением “сквозных” линий в содержании, подготовкой единых
курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает
создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного
материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления
тематики.
Технологическое направление предполагает
реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и
обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на
создание новых методик и технологий обучения и воспитания при
разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного
процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене
школы
С
психологической точки зрения переходный период от дошкольного к
школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.
Психологическое направление выдвигает требования совершенствования
форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в
детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных
особенностей. Создания образовательной среды, способствующей
эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному,
эстетическому развитию ребенка и сохранению его
индивидуальности.
Большое значение при этом играет преемственность
стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является
благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах,
развития доверия к учителю, активного включения в
учебу.
Считается, что основанием для осуществления
преемственности дошкольного и начального школьного образования
являются:
-
учет состояния здоровья и физического развития
детей,
-
уровень развития их познавательной активности как необходимого
компонента учебной деятельности,
-
уровень развития умственных и нравственных способностей
детей,
-
развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми
и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и
психологическую диагностику детей, составление характеристик на
детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка,
заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый
класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе,
оказание психологической и педагогической помощи детям и их
родителям. Несомненно, важную роль в процессе подготовки
к школе
играют родители. Работа
велась на
протяжении всего учебного года. На
родительских собраниях учителя будущих первоклассников отвечали на все
вопросы родителей, после собраний проводились индивидуальные консультации. В апреле
месяце планирую провести родительское собрание для родителей
будущих первоклассников по обновленной системе образования.
«Школа –
это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей
выражается – в понимании ребенка, в умении направить его и
поддержать». Без тесной взаимосвязи с
семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы
отобрали очень интересный и необходимый материал и постарались
разнообразить формы работы:
1. Папки-передвижки, консультации:
- «Ваш
ребенок – будущий первоклассник»
- «Знания, умения и навыки, необходимые
будущему первокласснику».
- «12
советов родителям будущих первоклассников»
-
Выставка на тему: «Это
нужно для школы»
- «Учимся
играя» и
т. д.
2. Родительские собрания совместно с учителями
начальных классов
3. Рекомендации родителям будущих
первоклассников.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой,
что в школе все
у него будет хорошо. Учительница будет красивая
и добрая, одноклассники с ним будут дружить, и
учиться он будет на
пятерки.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод,
что занятия по предшкольной подготовке работают на осуществление
преемственности между предшколой и начальной школой, так как в них
интегрированы все образовательные области, оуд направлены на
формирование основ учебной деятельности, способствуют
психологической адаптации детей к школе.
Подготовила : воспитатель Шанина
В.В.