
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Преемственность начальной школы и класса предшкольной подготовки
Отчет о преемственности классов предшкольной подготовки и начальной школы.
Ведущей целью преемственности в Концепции выступает реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придание педагогическому процессу целостный и последовательный характер. Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировосприятия;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
- формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и пр.);
- развитие желания и умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности;
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
- специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Эта цель конкретизируется в задачах ступеней образования:
а) на дошкольной ступени:
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование элементарных знаний об окружающем мире; - приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- развитие компетентности в различных формах сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
б) на ступени начальной школы:
- совершенствование достижений дошкольного развития;
- формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.
Таким образом, преемственность предшкольного класса и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив.
С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. При этом надо помнить, что в этом плане существуют определенные издержки. В частности, при поступлении в школу от ребенка требуется, чтобы он бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое. В итоге повышенные нагрузки приводят к переутомлению детей, ухудшению их здоровья детей, снижению учебной мотивации, потере интереса к учёбе и т.д. Они являются причиной неврозов детей и других нежелательных явлений при переходе к школьному обучению. При этом игра и другие специфичные для дошкольного возраста виды деятельности вытесняются поурочными занятиями, что еще более усугубляет ситуацию.
В связи с этим учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей дошкольного возраста и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.
Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников предшкольного класса, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы могут быть экскурсии по школе, посещение библиотеки, организация выставок рисунков и поделок и др. Установление связи и творческого сотрудничества между предшколой и школой — необходимое условие успешного решения задач преемственности.
Решение данных проблем определяет основные направления преемственности в постановлении Правительства Республики Казахстан "Об утверждении государственных общеобразовательных стандартов образования соответствующих уровней образования" на основании внесенных изменений в содержание дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных областях: "Здоровье", "Коммуникация", "Познание", "Творчество", "Социум", которое реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности.
Образовательная область "Здоровье".
Цель: развитие сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.
Организованная учебная деятельность в образовательной области "Здоровье":
1) физическая культура;
2) основы безопасного поведения.
Образовательная область "Коммуникация".
Цель: развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться с окружающими людьми.
Организованная учебная деятельность в образовательной области "Коммуникация":
1) развитие речи;
2) художественная литература (драма);
3) основы грамоты;
4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков;
Образовательная область "Познание".
Цель: развитие личности дошкольника, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Организованная учебная деятельность в образовательной области "Познание":
1) основы математики;
2) конструирование;
3) естествознание.(основы экологии)
Образовательная область "Творчество".
Цель: Развитие чувственно-эмоциональной сферы и воображения у ребенка, как основы культуры творческого мышления.
.Организованная учебная деятельность в образовательной области "Творчество":
1) рисование;
2) лепка;
3) аппликация;
4) музыка.
Образовательная область "Социум".
Цель: воспитание любви к Родине, уважения к старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.
Организованная учебная деятельность в образовательной области "Социум":
1) самопознание;
2) ознакомление с окружающим миром;
Целевое направление связано с согласованием целей и задач воспитания и обучения детей на отдельных ступенях их развития.
Содержательное направление связано с разработкой и обеспечением “сквозных” линий в содержании, подготовкой единых курсов изучения отдельных программ. Данное направление предполагает создание на каждом этапе основы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики.
Технологическое направление предполагает реализацию преемственности форм, методов и способов воспитания и обучения детей. Данная реализация преемственности направлена на создание новых методик и технологий обучения и воспитания при разработке общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене школы
С психологической точки зрения переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Психологическое направление выдвигает требования совершенствования форм и методов организации учебно-воспитательного процесса в детском саду и начальной школе с учетом общих возрастных особенностей. Создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для формирования уверенности в своих силах, развития доверия к учителю, активного включения в учебу.
Считается, что основанием для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования являются:
- учет состояния здоровья и физического развития детей,
- уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности,
- уровень развития умственных и нравственных способностей детей,
- развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Данное направление включает педагогическую и психологическую диагностику детей, составление характеристик на детей, заполнение диагностических карт на каждого ребенка, заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс, дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и их родителям. Несомненно, важную роль в процессе подготовки к школе играют родители. Работа велась на протяжении всего учебного года. На родительских собраниях учителя будущих первоклассников отвечали на все вопросы родителей, после собраний проводились индивидуальные консультации. В апреле месяце планирую провести родительское собрание для родителей будущих первоклассников по обновленной системе образования. «Школа – это естественный этап в жизни ребенка. А помощь родителей выражается – в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать». Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно строить свою работу. Для работы с родителями мы отобрали очень интересный и необходимый материал и постарались разнообразить формы работы:
1. Папки-передвижки, консультации:
- «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
- «Знания, умения и навыки, необходимые будущему первокласснику».
- «12 советов родителям будущих первоклассников»
- Выставка на тему: «Это нужно для школы»
- «Учимся играя» и т. д.
2. Родительские собрания совместно с учителями начальных классов
3. Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники с ним будут дружить, и учиться он будет на пятерки.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что занятия по предшкольной подготовке работают на осуществление преемственности между предшколой и начальной школой, так как в них интегрированы все образовательные области, оуд направлены на формирование основ учебной деятельности, способствуют психологической адаптации детей к школе.

