В
настоящее время в мире происходит четвертая технологическая
революция: стремительные потоки информации, высокотехнологичные
инновации и разработки преобразовывают все сферы нашей жизни.
Меняются и запросы общества, интересы личности.
Целью нашей поездки на практику на базе
зарубежных ВУЗов-партнеров было познание методов и приемов обучения
учащихся не англоговорящих стран, т.е. изучение предметов
естественно-математического цикла происходит на английском языке.
Для того, чтобы понять систему обучения в разных странах,
рассмотрим структуру образования в Гонконге и
Казахстане.
Система образования в Гонконге аналогична
системе образования в Великобритании.
3 года детского садика (учеба с сентября по июнь)
6 лет начальной школы (учеба с сентября по июль)
3 года средней школы (учеба с сентября по июль)
2 года старшей школы (HKCEE) (учеба с сентября по июль)
2 года подготовительных курсов для поступления в ВУЗ (учеба с
сентября по июль)
Дошкольное образование
Дошкольное образование представлено яслями и детскими
садами.
Начальное образование
Программа начального образования включает изучение китайского,
английского языков, математики, музыки и физической
культуры.
Среднее образование
Среднее образование в Гонконге ориентировано на английскую систему
образования. Большинство учащихся гимназий должны выбрать
специализацию – либо наука, либо искусство, либо
бизнес.
Система образования в
Казахстане
3 года дошкольного образования
4 года начальной школы
5 лет средней школы
2 года старшей школы
При
этом во всех классах изучается большое количество
предметов.
Английский язык является вторым языком
обучающихся, которым они владеют в хорошей степени. Родители и
учащиеся понимают степень важности знания английского языка для
успешного поступления в хорошие университеты и получения достойной
и хорошо оплачиваемой работы. В связи с этим и меняются подходы в
обучении. Если раньше на уроке труда девочки шили фартуки, а
мальчики работали с деревом или металлом, то в настоящее время
этого просто недостаточно. Робототехника, конструирование,
программирование, моделирование, 3D-проектирование и многое другое
– вот что теперь интересует современных школьников всего мира. Для
реализации этих интересов необходимы более сложные навыки и
компетенции. Важно не только знать и уметь, но также исследовать и
изобретать. Необходимо одновременно развиваться в таких ключевых
академических областях, как наука, математика, технологии и
инженерия, которые можно объединить одним словом – STEM (science,
technology, engineering and mathematics) или STEAM: S – science, T
– technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или:
естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество,
математика. STEAM-учебный план основан на идее обучения
учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода.
Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM
интегрирует их в единую схему обучения.
Во
многих странах STEAM-образование в приоритете по следующим
причинам:
- В
ближайшем будущем в мире и, естественно, в Казахстане будет резко
не хватать: IT-специалистов, программистов, инженеров, специалистов
высокотехнологичных производств и др.
- В
отдаленном будущем появятся профессии, которые сейчас даже
представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко
технологичным производством на стыке с естественными науками.
Особенно будут востребованы специалисты био- и
нанотехнологий.
-
Специалистам будущего требуется всесторонняя подготовка и знания из
самых разных образовательных областей естественных наук, инженерии
и технологии.
Чем отличается от традиционного обучения наукам и
математического образования STEAM-образование? Оно подразумевает
смешанную среду обучения и показывает ученикам, как научный метод
может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из
направлений реализации проектной и учебно-исследовательской
деятельности в школе, вне школы. 70% времени школьники учатся
традиционно, а 30% времени отводится на
исследования.
Обучающиеся по программе «STEAM-образование»,
помимо физики и математики, изучают робототехнику,
программирование, конструируя и программируя собственных роботов.
На занятиях используется специальное технологичное лабораторное и
учебное оборудование, такое как 3D-принтеры, средства визуализации
и прочее оборудование. Можно сказать, что философия
STEAM-образования основана на старых добрых подходах обучения детей
профессиям на уроках труда, разве что инструменты изменились и
способы обучения.
На
состоявшейся еще в 2014 году Международной конференции «STEM
forward» поразили следующие заявления, с которыми нельзя не
согласиться:
- Привлечение детей к STEAM. STEAM-образование должно начинаться с
самого раннего дошкольного возраста, нужно внедрять программы в
детском саду.
- Язык науки – английский язык. Самые значимые научные ресурсы
публикуются на английском языке, нобелевские лауреаты говорят на
английском языке. Если хочешь изучать науку и быть ученым – нужно
знать этот язык.
- Нужны программы STEAM-образования для девочек. Девочки в науке,
благодаря своей аккуратности и склонности к работе с данными, могут
сделать то, что не под силу мальчикам, но их нужно правильно
учить.
- STEAM-образование должно строиться на патриотизме и любви к своей
стране. Несмотря на то, что в науке нет границ, важно вырастить
хорошего специалиста, который приносит пользу своему государству.
Проблема утечки мозгов без утечки тел – это новая проблема
глобального общества.
- Наука должна быть праздником, который нужно готовить самому,
наука должна быть интересна и полностью захватывать. Science is
fun!
В
Казахстане также начато активное развитие STEM-образования.
Подтверждением тому является обозначенный переход на обновленное
содержание школьного образования в контексте STEM в рамках
Государственной программы развития образования и науки на 2016-2019
гг. Для реализации новой образовательной политики планируется
включение в учебные программы STEM-элементов, направленных на
развитие новых технологий, научных инноваций, математического
моделирования.
В
2019 году в старших классах предметы естественно-математического
направления будут изучаться на английском языке, что будет
способствовать получению новых знаний на языке первоисточника и
вхождению в мировое научное сообщество. Соответственно с этим
необходимо поменять программу и методы обучения, поскольку
недостаточное знание английского языка не позволит учащимся в
полной мере освоить предмет. И сразу же возникает вопрос –
оценивать знания ученика по предмету или по
языку?
Преподаватели школ и ВУЗов уделяют больше
внимания практическим занятиям, поиск решений на поставленные
вопросы самими учащимися, также используют помощь
студентов-тьютеров старших классов. Учащиеся выполняют домашнее
задание после уроков в школе, готовят проекты и демонстрируют их в
конце учебного года. Также огромным плюсом в КТП преподавателей
является то, что выбираются основные темы и изучаются на нескольких
уроках в течение учебного года.
Качество знаний наших учащихся должно
складываться из практической деятельности и способности учащихся
применить эти знания в жизни.
Наша страна движется в одинаковом направлении с
развитыми странами. STEM-образование является мостом, соединяющим
учебу и карьеру. Его концепция готовит детей к технологически
развитому миру. Специалистам будущего требуются всесторонняя
подготовка и знания из самых разных образовательных областей
естественных наук, инженерии, технологии и
математики.
Подводя черту всему вышесказанному, можно
отметить, что потребность в формировании STEAM-образовательной
среды в Казахстане актуальна не менее чем в других
странах.
Средняя общеобразовательная школа
№25
«Качество знаний – из чего оно
складывается»