Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Причастие как особая форма глагола. Образование причастий.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
I. Тема урока. Причастие как особая форма глагола. Образование причастий.
II. Цель урока:
а) ознакомление учащихся с особой формой глагола, раскрытие способов образования причастий.
б) развивать умение и навыки образования причастий, развивать логическое мышление.
в) воспитывать любовь к слову
Тип урока. Объяснение нового материала.
Вид урока. Урок-исследование.
Методы: групповая работа, наглядно-иллюстративные, частично-поисковые, кластер, проблемный, тройной дневник.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, компьютер.
III. Ход урока.
1. Оргмомент
а) проверка готовности к уроку.
б) (кого нет в группе?)
в) психологический настрой.
Давайте друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбку подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Опрос домашнего задания.
а) что было задано на дом?
б) проверка домашнего задания. (метод синквейн)
3. Закрепление пройденного материала.
в) фронтальный опрос (мозговая атака).
1. Что обозначает глагол?
2. Что обозначает прилагательное?
3. Признаки глагола (вид, время, возвратность)
4. Признаки прилагательного (род, число, падеж)
5. Сколько наклонений у глагола?
6. Синтаксическая роль (определение, сказуемое)
4. Объяснение нового материала
а) работа по новой теме
б) переход к новой теме (метод мотивации к уроку)
Вот новое свойство мое обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(Проблемный метод)
а. Причастие как особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
1. Причастие образуется от глаголов с помощью суффиксов –ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -вш, -ш, -ем, -им, -ом
2. Грамматическое значение причастия-обозначают признаки предмета по действию.
3. Морфологические признаки причастий-имеет признаки глагола и прилагательного.
4. Синтаксические признаки причастий-в предложении причастия могут быть определениями и сказуемыми. Причастия согласуются с существительными в роде, числе, падеже.
в) Опорная схема. (Объяснение по опорной схеме)
Причастие
Настоящего времени |
Прошедшего времени |
||||||||
|
|
г) Работа по таблице.
Причастие + существительное
|
От какого глагола образовано
|
Признаки глагола
|
Признаки прилагательного
|
д) Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени.
Обещать - обещанный.
Потерять – потерянный.
Собрать – собранный.
Открыть – открытый.
Перевести – переведенный.
Разобрать – разобранный.
Производить – произведенный.
Связь с казахским языком (метод глоссарий)
(Глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс (иноязычных или непонятных слов в тексте книги с толкованием) и собственно глоссарии стали предшественниками словаря)
Ойнау – ойнайды – ойнаган – ойнайтын.
е) Физкультминутка
(Учитель называет слова, ученики делают зарядку. Если это прилагательное, ученики делают наклон налево, глагол – направо, причастие – вперед, сомневаются – круговое движение).
Голубой, рисует, пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея.
5. Закрепление нового материала (работа по тексту «Калинка») группа делится на 3 группы.
(выразительное чтение текста, определить тип текста, найти однокоренные слова)
1 группа – определить тип текста
2 группа – найти однокоренные слова
3 группа – Синтаксический разбор предложения
Работа по тексту «Калинка»
Морфологический анализ однокоренных слов.
Калина, броская и нарядная, краснеет лишь к осени. При зеленых плодах это малозаметный кустик. А пришла осень – калина раскаляется докрасна. Ветви под тяжестью костей гнутся. Плоды сочные, красивые, красные но в рот, не просятся – слишком горьки. Но вот ударили первые заморозки, и горечь почти пропадает, в плодах чувствуется сладость.
В большом почете у людей калина, с краснеющими ягодами – невеста осеннего леса. Веточками с ягодами калины украшали на Руси пышные свадебные караваи…
Возможно, яркое убранство свадебных караваев да румяные лица невесты и всех веселившихся послужила поводом рождения самой популярной русской народной песни «Калинка»
Споем песенку «Калинка»
6. Самостоятельная работа ( работа у доски)
(На доске таблица со словосочетаниями)
Зимующие птицы – бушующее море, зимняя дорога – зеркальная поверхность, раскрытая
книга – свежие семена.
(должны найти словосочетания: причастие + существительное, прилагательные + существительные).
Работа по группам.
I группа. Составить постер на тему «Прилагательное»
II группа. «Глагол».
III группа. «Причастие»
IV группа. «Диаграмма Венна»
7. «Рефлексия». Проведение итогов урока
-Чему я научился на уроке?
Работаем в режиме «тройного дневника»
Что вы узнали на уроке
|
Какой бы вопрос задали
|
Как бы вы ответили
|
8. Комм. оценок. Подсчитывается количество жетонов.
Самооценка(оценивают друг друга)
9. Домашнее задание. (обратная связь)
1. Выучить правило.
2. Выписать из художественных произведений несколько предложений с причастиями.
3. Образуйте от глаголов действительные причастия настоящего времени.
Думать – думающий.
Кричать – кричащий.
Говорить – говорящий.
Забывать – забывающий.