Материалдар / Приемы исправления ошибок в письменной речи на русском языке

Приемы исправления ошибок в письменной речи на русском языке

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматриваются различные методы работы над ошибками в письменных работах на русском языке и предлагаются стратегии, которые помогут учащимся стать более искусными писателями.
Авторы:
27 Қырқүйек 2024
166
0 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Приемы исправления ошибок в письменной речи на русском языке


Рашимова Айжан Асановна

учитель русского языка и литературы

ОСШ им. А. Аскарова, Тюлькубасский район, Туркестанская область


Преподавание русского языка представляет собой уникальную задачу, особенно когда речь идет о письменной речи. Письменная речь - важнейшая форма общения и отражение уровня владения языком [1]. Для учащихся, изучающих русский язык, развитие точности в письменных работах может быть сложным процессом из-за сложной грамматики, орфографии и синтаксиса языка. Педагогам важно применять эффективные методы исправления ошибок, которые помогают учащимся совершенствоваться, не перегружая и не отпугивая их. В статье рассматриваются различные методы работы над ошибками в письменных работах на русском языке и предлагаются стратегии, которые помогут учащимся стать более искусными писателями.

Исправление ошибок в письменных работах жизненно важно для процесса обучения. Оно позволяет учащимся осознать свои ошибки, понять, почему они возникли, и научиться их исправлять. Письменные ошибки, в отличие от устных, более заметны и, следовательно, дают возможность для целенаправленной обратной связи и обучения. К числу распространенных проблем в русском письме относятся грамматические ошибки, неправильное употребление падежей, проблемы со спряжением глаголов, а также неправильное применение орфографических и пунктуационных правил. Для не носителей языка эти проблемы могут показаться непреодолимыми, но при правильном подходе к исправлению учащиеся смогут лучше овладеть языком.

Ошибки в письменной речи на русском языке можно разделить на несколько категорий [2]. Наиболее распространены грамматические ошибки, такие как неправильное спряжение глаголов, использование падежей или согласование по роду. Например, использование формы глагола, как «читал» вместо «читала» для женского рода, является частой проблемой. Орфографические ошибки, особенно в правописании, также широко распространены. Путаница в использовании мягкого и твёрдого знаков или гласных в безударных позициях часто приводит к ошибкам. Пунктуационные ошибки, особенно при работе со сложными предложениями, также создают трудности для учеников. Правила расстановки запятых в русском языке более строгие, чем в других языках, что часто приводит к ошибкам в пунктуации. Лексические ошибки возникают, когда ученики выбирают неправильное слово или дословно переводят фразы с родного языка, что негативно сказывается на качестве письменной работы. Наконец, стилистические ошибки возникают, когда учащиеся используют неподходящий уровень языка, например, неформальный язык в официальной письменной речи, или создают предложения, которые грамматически правильны, но звучат неестественно.

Учитывая разнообразие ошибок, которые совершают ученики, необходимо применять различные методы коррекции в зависимости от типа ошибки и уровня владения языком учащегося. Одним из распространённых методов является прямая коррекция, при которой преподаватель указывает на ошибку и сразу предоставляет правильный вариант [2]. Этот подход особенно полезен для начинающих, у которых может ещё не быть достаточных знаний для самостоятельного исправления своих ошибок. Например, если ученик пишет «мама читал», учитель может напрямую исправить это на «мама читала». Хотя этот метод обеспечивает ясность, его чрезмерное использование может привести к пассивному обучению, когда ученики не вовлекаются в процесс исправления ошибок.

Другим эффективным подходом является косвенная коррекция, при которой учитель указывает на ошибку, но не предоставляет правильный ответ, поощряя ученика самостоятельно найти и исправить ошибку [2]. В этом контексте может быть полезна система кодов для обозначения типов ошибок. Преподаватели могут использовать символы или сокращения для указания ошибки. Например, «O» может обозначать орфографическую ошибку, «Г» — грамматическую, а «П» — пунктуационную. Когда ученики видят помеченную ошибку, это побуждает их вернуться к правилу или структуре, которую они пропустили. Косвенная коррекция способствует активному обучению и помогает ученикам развивать навыки самостоятельного исправления ошибок в будущем.

Еще одним ценным инструментом в процессе исправления ошибок является взаимное исправление [3]. При таком подходе учащиеся работают в парах или группах, проверяя письменные работы друг друга и предлагая свои отзывы. Взаимокоррекция не только поощряет сотрудничество, но и дает учащимся возможность сформулировать свое понимание языковых правил. Объясняя свои исправления сверстнику, учащиеся закрепляют полученные знания. Кроме того, отзывы сверстников могут быть менее пугающими, чем отзывы учителя, поэтому учащимся легче принять и применить предложения. Однако важно обеспечить учащимся достаточное руководство, чтобы избежать закрепления ошибок во время рецензирования.

Журналы для исправления ошибок - отличная долгосрочная стратегия, помогающая учащимся отслеживать свой прогресс [3]. При этом методе учащиеся ведут журнал, в котором записывают наиболее часто встречающиеся ошибки, а также исправленные версии и объяснения, предоставленные учителем. Со временем учащиеся могут просматривать свои дневники, чтобы выявить закономерности в своих ошибках и наметить области для улучшения. Этот метод особенно эффективен для продвинутых учеников, которые хорошо понимают основы грамматики, но нуждаются в совершенствовании своих письменных работ. Ведение дневников побуждает учащихся брать на себя ответственность за свое обучение и размышлять о своих успехах.

Еще одна полезная техника - переформулирование, когда учитель переписывает текст учащегося, исправляя ошибки и сохраняя при этом первоначальный смысл [3]. Затем учащийся сравнивает свою первоначальную версию с переформулированной, определяя изменения и понимая, почему они были необходимы. Переформулирование особенно полезно для исправления стилистических или синтаксических ошибок, которые учащимся трудно выявить самостоятельно. Этот метод не только дает учащимся наглядные примеры правильного использования языка, но и сохраняет их голос, делая процесс обучения более индивидуальным.

В дополнение к этим методам коррекции важно научить учащихся самокоррекции. Самокоррекция - это бесценный навык, поскольку она способствует самостоятельному обучению и долгосрочному совершенствованию [1]. Учителя могут ввести контрольные списки или руководства по самооценке, которые учащиеся используют при проверке своих работ. Например, перед сдачей письменной работы учащиеся могут спросить себя, правильно ли они использовали падежные окончания, проверили ли орфографию и правильно ли спрягали глаголы. Приучая учащихся критически оценивать свою работу, учителя помогают им стать более самостоятельными писателями.

Хотя исправление ошибок имеет большое значение, не менее важно обеспечить положительное подкрепление. Исправление каждой ошибки без признания прогресса может быть демотивирующим фактором, особенно для изучающих язык, которые уже сталкиваются со сложностями русской грамматики и синтаксиса. Признание улучшений, какими бы незначительными они ни были, повышает уверенность учащихся и стимулирует их к дальнейшим усилиям. Преподаватели должны хвалить учащихся не только за точность, но и за попытки использовать более сложные языковые структуры, даже если в них есть ошибки. Баланс между коррекцией и положительной обратной связью помогает создать благоприятную среду обучения, в которой учащиеся чувствуют мотивацию к совершенствованию.

Также очень важно подбирать стратегии исправления ошибок в соответствии с уровнем владения языком учащегося [2]. Новичкам полезно получать более явную обратную связь, например, прямые исправления и четкие объяснения, поскольку они все еще строят свой фундамент в языке. Косвенная коррекция может быть слишком сложной на этом этапе. По мере того как учащиеся переходят на средний уровень, можно внедрять более сложные методы, такие как взаимная коррекция и использование кодов коррекции. На продвинутом уровне учащихся следует поощрять к самокоррекции, упражнениям на переформулирование и ведению дневников для исправления ошибок, чтобы сосредоточиться на совершенствовании стиля письма и беглости речи.

В заключение следует отметить, что работа над ошибками является неотъемлемой частью обучения русскому письму. Используя различные методы, учителя могут помочь учащимся улучшить свои навыки письма, поощряя при этом критическое мышление и самоанализ. Будь то прямая коррекция, обратная связь с коллегами или стратегии самоконтроля, цель состоит в том, чтобы направить учащихся к большей языковой точности и беглости. Процесс исправления ошибок не только улучшает навыки письма, но и углубляет общее понимание учащимися русского языка. Сочетая исправление с положительным подкреплением, преподаватели могут создать продуктивную и мотивирующую учебную среду, способствующую долгосрочному успеху.


Список литературы:

  1. Мамедова А.П. Методика работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок учащихся//Научный вестник Крыма. - 2020. - №6 (29). – С.18.

  2. Харлова Н.М. Методы и приемы организации работы над речевыми ошибками учащихся на уроках литературы в средней школе, 2024.

  3. Машарипова Ш.Р. Методы и приёмы работы над ошибками на занятиях русского языка//Содержательные и процессуальные аспекты современного образования. - 2022. - С. 160-164.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ