ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ
«Русский язык» является одним из ведущих
предметов в начальном обучении, поскольку направлен на формирование
у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться
изобразительно-выразительными возможностями русского языка,
воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала
и коммуникативной компетенции. Успехи в изучении этого предмета
чаще всего определяют уровень и качество обучения
школьников.
В современном языке выражение «грамотный человек»
имеет значение «умеющий читать и писать, а также умеющий писать
грамматически правильно».
Считается, что на сегодняшний день проблема
грамотности решена. Но, к сожалению, мы не можем сказать, что
нынешнее поколение, в своём большинстве, - грамотные люди.
Наблюдения, анализ письменных работ по русскому языку
свидетельствует о невысоком уровне подготовки по орфографии, более
того, отмечается тенденция к снижению письменной грамотности
учащихся.
Основой любого уровня образованности является,
прежде всего - ГРАМОТНОСТЬ. В данном случае: грамотность - уровень
образованности, характеризующийся способностью использовать
основные способы познавательной деятельности, через восприятие и
текстовую передачу лингвистической информации.
Грамотное письмо предполагает умение находить,
узнавать явления языка на основе так называемого орфографического
навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься,
проверить себя, когда это надо.
К сожалению, не все учителя осознают смысл этого.
Поэтому наиболее распространенной причиной низкой орфографической
грамотности учащихся является отсутствие сформированности
орфографического навыка. Орфографический навык - это сложный навык.
Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на
более простых навыках и умениях, таких как:
1) навык письма;
2) умение анализировать слово с фонетической
стороны;
3) умение устанавливать морфемный состав слова и
вычленять из слова орфограмму, требующую
проверки;
4) умение подвести орфограмму под соответствующее
ей правило.
В начальных классах актуальным является
формирование такого важного компонента учебной деятельности как
самоконтроль. Для того чтобы в процессе обучения орфографическому
навыку развить способность у учащихся ставить перед собой
орфографические задачи, педагог, методист М.Р.Львов предлагает
шесть ступенек, которые должен пройти ребенок, решая такие
задачи:
1) найти орфограмму в слове;
2) определить ее тип;
3) наметить способ решения задачи в зависимости
от типа орфограммы;
4) определить последовательность шагов, т.е.
составить алгоритм решения;
5) выполнить намеченную последовательность
действий;
6) написать слово в соответствии с решением
орфографической задачи.
На начальной стадии обучения (сразу после
объяснения правил) особенно эффективен орфографический разбор. Он
развивает орфографическую зоркость. При орфографическом разборе
надо найти орфограмму, назвать её, указать условия действия
правила, объяснить написание. Регулярно проводимый орфографический
разбор облегчает эту работу. И здесь большими помощниками учителю
выступают графические знаки, которые помогают ребёнку обнаружить
каждое ошибкоопасное место, не пропустив ни одного из них. Для
удобства запоминания графического изображения можно придумать
игровую ассоциацию с орфограммой:
Образец графического знака
|
Игровая ассоциация
|
(проверяемая орфограмма – «знаю правило, подбираю
проверочное слово»)
|
Слабая позиция для звука, «неустойчивое
положение», будто «на одной ноге стоит», поэтому подчёркиваю одной
чертой.
|
(буква в проверочном слове)
|
Сильная позиция для звука, устойчивое положение,
«твёрдо на двух ногах стоит», подчёркиваю двумя
чертами.
|