Материалдар / Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

Материал туралы қысқаша түсінік
В течении всего периода своей работы для учителя, особенно важно добиваться высокой успеваемости, повышения качества знаний обучающихся. Надо учить всех и учить хорошо.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Қараша 2021
312
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Карагандинская область

Каркаралинский район

село Акжол

КГУ ОШ №12 имени Алибека Буркитбаева

учитель русского языка и литературы

Ибраева Г.К.


Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы

«Необходимо, чтобы на уроке дети,по возможности, трудились самостоятельно,а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал»

К.Д.Ушинский

В течении всего периода своей работы для учителя, особенно важно добиваться высокой успеваемости, повышения качества знаний обучающихся. Надо учить всех и учить хорошо.

Ведь одной из главных задач средней общеобразовательной школы является вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями, воспитание у их стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний и умения самостоятельно пополнять их и применять на практике.

Учитель призван постоянно заботиться о повышении качества знаний и развития познавательной активности учащихся. Даже в тех классах, где высокая успеваемость, следует развивать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться повышения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования.

Вся система воспитательной работы прямо и непосредственно влияет на повышение успеваемости. Для повышения качества обучения, учителю следует воспитывать у обучающихся сознательное отношение к учебным обязанностям, осуществлять повседневный контроль над тем, как учатся обучающиеся, посещать уроки других учителей для того, что бы наметить пути повышения качества учебной работы.

В старших классах не должна ослабевать борьба за высокую успеваемость, за повышение качества знаний, наоборот, она должна приобретать еще большее значение.

Учитель может сделать очень многое для того, чтобы пробудить познавательный интерес, любовь к знаниям и обеспечить высокое качество обучения. Его повседневное внимание, требовательность и контроль за ходом учебной работы — важные условия повышения успеваемости.

Рассмотрим один из задачи учителя по повышению качества знаний- активные методы обучения. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Преподавателю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить учащегося мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.


Долгое время одними из важнейших проблем дидактики являются: каким образом активизировать учащихся на уроке? Какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях?

В учебном процессе необходимо применять такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают интерес к знаниям и индивидуальную ответственность учащихся за результаты своего труда.

Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности, требует от учителя творческого подхода. Нетрадиционное начало урока предполагает быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления и внимания.

Это может быть:

а) рифмованное начало урока,

В 5 классе при изучении темы « Имя существительное как часть речи» урок можно начать также в стихотворной форме, что привлекает внимание учеников:

Земля, вода, пшеница, класс-

Все сущее, что окружает нас,

Мы называем.

Имя им даем:

Береза, солнце, речка, дом…

Явления природы: буря, дождь…

Без существительных не проживешь.

б) начало урока с элементами театрализации также активизирует внимание учащихся и вызывает интерес к изучаемому материалу.

Так урок-повторение по теме «Имя прилагательное» в 5 классе можно начать словами: « Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во времени и пространстве. (Ставится проблемный вопрос): Кто будет главным героем нашего путешествия? Через несколько минут постарайтесь назвать его имя».

Далее разыгрывается мини-спектакль, заранее подготовленный группой учащихся класса (действующие лица не называются – современник поэта, поэт Ф. И. Тютчев, Мария- дочь поэта). Это были примеры начала урока, применяемые для активизации внимания учащихся 5 класса и вызывающие их интерес.

Большая роль в поддержании и сохранении интереса к предмету, развитию познавательной деятельности принадлежит нестандартным формам урока. Нестандартный урок включает самые разнообразные, нетрадиционные методы и приемы обучения, которые не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей: соблюдать речевой этикет, инсценировать ту или иную ситуацию, как литературную, так и жизненную, умение реагировать и давать свою оценку в разговоре, сообщать информацию. В 5 классе проводили Урок-соревнование «Синтаксический марафон», интегрированный урок (русский язык – ИЗО-литература), «Тайна фразеологического значения», в 6 классе урок-путешествие по теме «Имя существительное», урок-КВН по теме «Имя числительное», урок «Смотр знаний» после изучения темы «Местоимение».

На таких уроках ребята чувствуют себя более раскрепощено, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний:

словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дискуссия, метод проблемного изложения);

наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов)

практические (изложения, сочинения);

проблемно-поисковый;

Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, добиваясь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы с учащимися. Можно организовать самостоятельную работу следующим образом ( например при изучении темы «Разряды имен числительных» в 6 классе. Дается классу конкретное учебное задание после объяснения учителя прочитать текст параграфа и преобразовать его в схему-опору.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом

Данную работу можно проводить на дифференцированной основе. Так, например, при изучении темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» в 5 классе учащимся предлагается работа по карточкам разного уровня сложности. Здесь-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)

-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

4. Метод проблемного изложения.

На уроках используем проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои мнения, для решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя:

-выдвижение проблемного вопроса;

-создание проблемной ситуации на основе высказывания;

-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,

5.Частично-поисковый.

При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого сообщается лишь цель работы. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос, достигают результата.

На своих уроках применяю методы «Фруктовый сад», «Костюмчик ожиданий». И учащиеся записывают свои ожидания, опасения и способы преодоления опасений  ( лимоны-ожидания, яблоки- опасения, груши –что я сделаю, чтобы опасения преодолеть). Метод «Аквариум» применяю  при проверке  домашнего задания, связанного  с жизнью и творчеством поэта или писателя. Учащиеся отвечают, опираясь на планы, составленные «золотыми рыбками». Самыми познавательными методами на этом этапе урока считаю КЛАСТЕР («кластер» в переводе означает пучок, созвездие.), который известен учащимся как схема-паучок,  а также  СИНКВЕЙН. Эти методы присутствуют   у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе. Урок  я обычно заканчиваю  различными формами РЕФЛЕКСИИ, Применяю  такие методы: «Лестница   успеха», «Аплодисменты», «Дартс». Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн", «Эссе». Эссе – пятиминутное письменное задание, которое дает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает преподавателю представление о восприятии темы учащимися. Для многих из вас этот метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у учащихся. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов.

Синквейн – пятистишие по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме представляет лесенку из пяти строк.«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Активные методы обучения помогают- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны учащегося, научить их самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Учащиеся имеют свои особенности, поэтому не всегда могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса. Использование активных методов на уроке помогают увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика, позволяют им работать творчески,познавать предмет на максимальном для каждого уровне успешности.


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!