Принципы изучения иностранных
языков
Первое, что должен сделать
человек, который начинает изучать любой иностранный язык –
четко сформулировать
для себя цель. Нужно
помнить, что изучение языка – это не цель, это средство
приобретения навыков необходимых в жизни. Поэтому занимаясь
изучением иностранных языков необходимо помнить, что учить не
только язык, но и с помощью языка.
Целью или мотиватором может
быть приобретение социального навыка. То есть язык нужен для того,
чтобы научиться общаться. Социальная цель достигается через умение
разговаривать на языке: задавать вопросы, выражать свою мысль так,
чтобы она была понятна собеседнику.
Также такой целью может быть
формирование критического мышления.
И собственно основной целью
изучения иностранных языков является приобретение профессиональных
навыков в будущем.
Достижение этих целей не
возможно, если изучаемый материал не находит эмоционального отклика
у учащегося. Он не хочет социализироваться, не будет мыслить
критично или решать какую-то проблему, если ему не интересно или не
понятно. Поэтому эффективность изучения иностранных языков будет
зависеть от заинтересованности учащегося.
Совмещение коммуникативных и
традиционных технологий привело к формированию общих принципов, на
которых должна быть основана любая методика изучения иностранных
языков:
–
коммуникативность
–
посильность, строгое
дозирование и поэтапность,
–
наглядность
–
когнитивность
–
опора на родной
язык
–
социокультурная
направленность и междисциплинарность
–
многократность
повторения
На практике в зависимости от
потребностей иноязычной коммуникации, у изучающего иностранные
языки формируются языковые компетенции, связанные с осознанием себя
и окружающих в этой иноязычной среде. Далее возникает необходимость
ввести элемент взаимодействия между отдельными субъектами
общения.
Так желание знать и общаться
на иностранном языке постепенно формирует необходимые
образовательные потребности. В ответ на эту потребность необходимо
ввести в курс лексики и грамматики на иностранном языке, основные
глаголы состояния и действия. Использование этих глаголов в связке
с местоимениями требует конкретизации действия и уточнения
сопутствующих обстоятельств. Это приводит к необходимости
предоставить некий набор прилагательных, которые дадут возможность
общения на начальном этапе изучения иностранного языка.
Собственно именно так и
формируется взаимодействие и взаимодополняемость коммуникативного и
традиционного метода изучения иностранных языков. В какой-то
момент, когда учащийся уже владеет некоторыми навыками
использования грамматики и некоторой лексикой, он может встроить
свои практические знания в систему закономерностей формирования
изучаемого иностранного языка и тем обеспечить основательность
фундаментальность знаний.
Одной из важнейших опор при
изучении любого иностранного языка, является возможность
сопоставления его с родным и другими изучаемыми языками, проведения
аналогий и нахождение общих закономерностей, которые помогают в
понимании логики этого языка.
Принцип когнитивности при
изучении иностранного языка проявляется в постепенном сопоставлении
форм грамматики, использующихся в иностранных языках, их
сопоставления и понимании принципов построения той или иной
грамматической формы в зависимости от коммуникативных задач и
потребностей.
Именно так происходит, когда
начинается изучение неадаптированной специализированной литературы
на иностранном языке. Это формирует необходимость изучения его
сложного синтаксиса – сослагательных форм.
Постепенно углубляясь в
изучение иностранного языка необходимо принимать во внимание, что
изучение нового материала должно быть постепенным и
последовательным.