Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Проблема метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
Факультет философии и политологии
Кафедра религиоведения и культурологии
на тему: «Проблема метода познания и субстанции в философии эпохи Нового времени»
по специальности «6В03102 – Культурология»
Выполнила: Ергали А.
студентка 2 курса
Научный руководитель: Жолдубаева А.К.
доктор философских наук, доцент
Алматы 2024
Эпоха Нового времени (XVI–XVIII века) стала переломным моментом в истории европейской мысли, когда старые философские системы и догмы Средневековья были подвергнуты критическому переосмыслению. Это был период интенсивных научных и философских открытий, когда методы познания мира и природа реальности стали ключевыми темами для обсуждения. Вопросы о том, что является основой бытия (субстанцией) и каким образом можно достичь истинного знания (метод познания), заняли центральное место в философских дебатах того времени. Стремление найти универсальный и надёжный способ познания мира, а также объяснить природу его сущности привело к возникновению новых философских направлений и подходов, которые кардинально изменили дальнейшее развитие западной философии. Проблема метода познания стала одной из самых значимых в философии Нового времени, поскольку с развитием науки требовался новый способ проверки истинности знаний. В ответ на этот вызов философы предложили различные подходы к тому, как человек может постигать реальность: рационализм, опирающийся на разум, и эмпиризм, основанный на опыте. Эти два методологических направления задали рамки для многих последующих философских дискуссий. Одновременно с этим вопрос о природе субстанции, или о том, что составляет сущность всего существующего, также привлёк внимание философов. Декарт, Спиноза, Лейбниц и Локк предложили различные взгляды на этот вопрос, начиная от дуализма Декарта до монизма Спинозы. Эти идеи не только повлияли на философию Нового времени, но и подготовили почву для дальнейших размышлений о материи, сознании и бытии в последующих веках.
Таким образом, тема метода познания и субстанции стала центральной в философии Нового времени, и её обсуждение не только помогло философам развить новые концепции и методы исследования, но и дало импульс для формирования современной науки и эпистемологии. Рассмотрение этих проблем через призму ключевых фигур эпохи позволит глубже понять интеллектуальные основы Нового времени и их влияние на последующее развитие западной мысли.
Проблема субстанции, то есть основного принципа существования и сущности всех вещей, стала одной из центральных тем философии эпохи Нового времени. Мыслители этого периода отвергли схоластические объяснения природы субстанции, опирающиеся на аристотелевскую метафизику, и предложили новые взгляды, основанные на механистическом мировоззрении, развитом в ходе научной революции. Ключевые философы Нового времени, такие как Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц, предложили различные концепции субстанции, которые кардинально отличались друг от друга. Поэтому, я считаю важным рассмотреть каждую концепцию детально.
Одним из основоположников нового взгляда на субстанцию стал Рене Декарт, который предложил дуалистическую концепцию. Он утверждал, что существует две основные субстанции: субстанция мыслящая (res cogitans) и субстанция протяженная (res extensa). Субстанция мыслящая – это всё, что связано с сознанием, мышлением, разуме и душой. Декарт утверждал, что человеческий разум, способный мыслить, сомневаться и осознавать себя, является несомненной истиной («Cogito, ergo sum» — «Я мыслю, следовательно, существую»). Субстанция протяжённая – это материя, или материальный мир, который характеризуется протяжённостью, движением и механическими свойствами. В соответствии с этой концепцией, весь физический мир представляет собой машины, подчинённые законам механики.
Декарт утверждал, что эти две субстанции независимы друг от друга, однако взаимодействуют в человеческой природе через организм, главным образом в шишковидной железе. Дуализм Декарта оказал огромное влияние на последующие философские дискуссии, заложив основу для дальнейших размышлений о природе материи и сознания.
Спиноза, в отличие от Декарта, предлагал монистический подход к субстанции. В своем труде «Этика», Спиноза утверждает, что существует только одна субстанция, которую он отождествляет с Богом или природой (Deus sive Natura). По его мнению, все существующее – это модусы одной и той же субстанции, которая проявляется в бесконечных атрибутах, из которых человек способен постигать только два: протяженность и мышление. Он отвергал дуализм Декарта и считал, что все процессы во Вселенной следуют строгим законам необходимости. Система Спинозы вызвала множество дискуссий в философии, поскольку ставила под сомнение традиционные религиозные воззрения, утверждая, что Бог – это не личное существо, а единая субстанция, управляющая миром через природные законы.
А Лейбниц предложил свою концепцию субстанции в виде теории монад. Согласно Лейбницу, монады – это простые, неделимые, нематериальные субстанции, которые составляют основу всего сущего. Каждая монада обладает внутренней активностью и восприятием, а взаимодействие между монадами происходит не механически, как в материальном мире Декарта, а через предустановленную гармонию, установленную Богом. Монадология Лейбница представляет собой попытку примирить дуализм Декарта и монизм Спинозы, предлагая модель мира, где субстанции не взаимодействуют напрямую, но согласованы между собой божественным замыслом.
Наряду с вопросом субстанции, философы Нового времени уделяли особое внимание вопросу метода познания. Дискуссии о том, как человек может достичь истинного знания, разделили философов на два лагеря: рационалистов и эмпириков. Рене Декарт, как представитель рационалистической традиции, выдвинул методологический скептицизм в качестве основы для познания. В своем знаменитом труде «Размышления о первой философии» он начал с радикального сомнения во всем, что можно подвергнуть сомнению, и пришел к выводу, что единственной несомненной истиной является факт существования мыслящего субъекта – «Cogito, ergo sum» («Я мыслю, следовательно, существую»). На противоположном полюсе находился Джон Локк, один из основоположников эмпиризма. В своем труде «Опыт о человеческом разуме» Локк отверг идеи врожденных идей, которые поддерживали рационалисты, утверждая, что разум человека при рождении – это tabula rasa (чистая доска). Все знания, по Локку, возникают из опыта: внешний опыт дает нам знания о внешнем мире через ощущения, а внутренний опыт – о внутреннем мире через рефлексию. Таким образом, метод познания Локка основывался на индукции и опыте, противопоставляя рационалистическим методам дедукции и врожденных идей.
Кульминацией философских дискуссий о методах познания в Новое время стала работа Иммануила Канта, который попытался примирить рационализм и эмпиризм. В своем труде «Критика чистого разума» Кант предложил, что хотя все знания начинаются с опыта, не все знания проистекают из опыта. Он считал, что разум играет активную роль в организации опыта и установлении категорий, через которые мы воспринимаем мир, таких как время, пространство и причинность.
В заключении хочу сказать, что философия Нового времени дала толчок развитию новых подходов к познанию и пониманию природы субстанции. Рационалисты и эмпирики предложили различные способы решения проблемы познания, заложив основу для последующих размышлений о природе знания и реальности. Вопросы, поднятые Декартом, Спинозой, Локком, Лейбницем и Юмом, оказались ключевыми для формирования современной философии и науки, а также для дальнейшего развития западной мысли.
Использованный материал:
-
Декарт, Рене. Размышления о первой философии // В кн.: Избранные философские произведения. Москва: Эксмо, 2019.
-
Спиноза, Бенедикт. Этика. Москва: Прогресс, 1993.
-
Лейбниц, Готфрид Вильгельм. Монадология. Санкт-Петербург: Алетейя, 1996.
-
Локк, Джон. Опыт о человеческом разуме. Санкт-Петербург: Наука, 2001.
-
Кант, Иммануил. Критика чистого разума. Москва: Наука, 1998.
#КазНУ #мәдениеттану #культурология #кафедра религиоведения и культурологии #факультет философии и политологии