2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Проблема развития функциональной грамотности на уроках русского языка

Проблема развития функциональной грамотности на уроках русского языка

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье рассматривается важность развития функциональной грамотности на уроках русского языка, что является актуальной задачей в условиях современных образовательных стандартов. Функциональная грамотность включает в себя умение эффективно использовать знания в реальной жизни, такие как чтение с пониманием, грамотное письмо и анализ информации. Уроки русского языка играют ключевую роль в развитии этих навыков. На этих занятиях школьники учат не только грамотно читать и писать, но и анализировать тексты, структурировать свои мысли и взаимодействовать с различными источниками информации. Особое внимание уделяется развитию письменной и устной речи, критического мышления и коммуникативных навыков. Методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности, включают проектную деятельность, работу с разными видами текстов, использование технологий критического мышления и регулярную рефлексию. Эти подходы помогают учащимся адаптироваться к разнообразным ситуациям, критически восприним
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Проблема развития функциональной грамотности на уроках русского языка

Введение

В последние десятилетия система образования во всем мире сталкивается с необходимостью обучения школьников не только академическим знаниям, но и развитию их функциональной грамотности. В России эта задача приобретает особую актуальность на фоне изменений в образовательных стандартах и растущих требований к учащимся, которые должны не только усваивать информацию, но и уметь применять её в различных жизненных ситуациях. Одной из важнейших задач в рамках школьного образования является развитие функциональной грамотности на уроках русского языка, поскольку именно эти уроки служат основой для формирования навыков грамотного общения и работы с текстами.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность представляет собой способность человека эффективно использовать знания в реальных жизненных ситуациях. Это умение не просто читать и писать, а понимать, анализировать, интерпретировать и применять информацию в различных контекстах. В частности, функциональная грамотность включает в себя такие аспекты, как:

1. Чтение с пониманием текста – способность не только воспринимать информацию, но и извлекать из неё нужные данные, критически осмысливать прочитанное.

2. Письменная речь – умение грамотно и логично излагать свои мысли, составлять различные виды текстов, включая сочинения, письма, отчёты.

3. Медийная грамотность – способность анализировать различные источники информации, понимать их контекст и использовать их для построения аргументов.

Таким образом, функциональная грамотность выходит за рамки традиционного подхода к обучению и ориентируется на практическое использование знаний в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Роль уроков русского языка в развитии функциональной грамотности



Уроки русского языка играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности, поскольку именно на этих занятиях школьники развивают основные навыки, связанные с речью, письмом и анализом текстов. Рассмотрим, какие конкретно задачи стоят перед учителями русского языка в контексте развития функциональной грамотности:

1. Развитие навыков чтения с пониманием текста

Важнейшим элементом функциональной грамотности является умение понимать текст и использовать его для решения различных задач. На уроках русского языка ученики учатся не просто читать, но и анализировать прочитанное. Это включает в себя работу с разными видами текстов: художественными, научно-популярными, информационными, рекламными. Важно развивать у школьников способность выделять главную идею, понимать подтекст, выявлять аргументы и контраргументы, а также воспринимать текст как источник информации.

2. Развитие письменной речи

Письменная грамотность включает в себя не только умение правильно писать слова и использовать грамматические правила, но и способность строить логично и грамотно структурированные тексты. В процессе работы над сочинениями, эссе, изложениями, письмами и другими видами письменных работ учащиеся учатся выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и структурировать информацию. Важно также развивать навыки редактирования своих текстов, что помогает улучшить их качество и способствует критическому восприятию собственной работы.

3. Формирование коммуникативных навыков

Уроки русского языка способствуют развитию вербальных и невербальных коммуникативных навыков. Умение правильно выражать свои мысли устно, аргументировать и взаимодействовать с собеседником на разных уровнях является важной составляющей функциональной грамотности. На уроках русского языка школьники учат диалог, риторику, анализируют тексты, учат слушать и слышать других.



4. Работа с информацией в разных формах

Современные реалии требуют от учащихся способности работать не только с текстами, но и с другими видами информации, такими как графики, таблицы, схемы, а также с цифровыми источниками. Это делает важным развитие навыков работы с мультимедийными и текстовыми ресурсами, поиск нужной информации в интернете и её правильное использование.



Методы развития функциональной грамотности на уроках русского языка

Для достижения цели развития функциональной грамотности необходимо использовать разнообразные методы и подходы, которые ориентированы на активное вовлечение учеников в процесс. Вот некоторые из них:

1. Проектная деятельность

Организация работы в группах над проектами позволяет школьникам не только применять знания русского языка, но и развивать навыки работы в команде, презентации своих идей и аргументов, а также организовывать и систематизировать информацию.

2. Технологии критического мышления

Использование методов, направленных на развитие критического мышления, таких как анализ различных источников информации, выработка аргументированных выводов и решений, помогает школьникам быть более осведомлёнными и внимательными к информации, с которой они работают.

3. Использование различных видов текстов

Применение текстов различной сложности и жанров позволяет школьникам адаптировать свои навыки под разные типы заданий и ситуаций. Важно не ограничиваться только литературными п…

Развитие функциональной грамотности является неотъемлемой частью современного образования и важной задачей для учителей русского языка. Применение разнообразных методов обучения и использование текстов разных жанров и стилей помогает учащимся не только развивать базовые навыки чтения и письма, но и научиться эффективно работать с информацией в различных жизненных ситуациях. Это является залогом успешного обучения и формирования личности, способной адекватно воспринимать и анализировать информацию, а также взаимодействовать с окружающим миром.

28 Наурыз 2025
86
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі