ПРОЕКТ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО
ТЕМЕ
«Свойство воды»
Воспитатель
Агинбаева
А.С
Цель: 1. Познакомить с водой
– самым распространенным веществом на земле.
2. Поговорить о круговороте
воды в природе.
3. Сформировать
представления о свойствах и состояниях воды: о
процессах испарения,
конденсации, замерзания и таяния воды.
4. Воспитывать экологическое
мышление.
Материал для
воспитателя:
Компьютер, методическая
литература.
М.П. «Здравствуй мир. Бобек.
г. Алматы 2010г.
М.П. «Учимся беречь природу»
Т.К.Лукашева.
М.П. «Экология».
М.П.
«Самопознание».
Журнал «Галелео». Наука
опытным путем «Вода и ее роль в природе».
Материал для
детей:
Стаканы с водой, ложки,
сахар, соль, краски, чайник, различной формы
посуда.
-
Организационный
момент.
Появление первого персонажа
«Даши путешественницы» или
«Совушки» из мультфильма
«Уроки «Совушки-совы».
Дети произносят слова
приветствия на 2-х языках.
Игровой персонаж спрашивает
детей:
«Настроение каково!» Дети
отвечают – «Во!!!» и показывают большой палец.
Давайте послушает, что знают
о воде наши дети. Дети по частям рассказывают стих «Волшебная вода»
Н.Рыжова.
-
Вы слыхали о воде
Говорят она везде
В луже, море,
океане
И в водопроводном
кране.
-
Как сосулька
замерзает
В лес туманом
заползает
Ледником в горах
зовется
Лентой серебристой
вьется
Средь высоких стройных
елей
Рушится потоком
селей.
-
На плите у вас
кипит
Паром чайника
кипит.
Растворяет сахар в
чае.
Мы ее не
замечаем.
Мы привыкли, что
вода
Наша спутница
всегда!
-
Без нее нам не
умыться,
Не наесться, не
напиться!
Смею Вам я
доложить.
Без воды нам не
прожить.
-
Вы ее в пруду
найдете
И в сыром лесном
болоте
Путешествует всегда
наша
Спутница вода.
Рассказывание стихотворения
сопровождается показом иллюстраций или слайда.
Игровой персонаж спрашивает
детей: «Так какую тему мы будем изучать сегодня на занятиях? Мы
будем говорить о воде в разных состояниях, ее свойствах и
существования круговорота воды в природе».
Рассказ воспитателя об
уникальном веществе – воде.
Рассказ сопровождается
показом иллюстраций или слайда.
Вода – одно из самых
распространенных веществ на земле. Уникальность ее определяется
удивительными свойствами. Они делают воду непохожей на другие
природные тела. Это единственное вещество существующее в
естественных условиях на нашей планете одновременно в твердом,
жидком, газообразным состояниях. В реках и озерах, океанах и морях,
в каплях дождя и росы – вода жидкая.
Айсберги, ледники и снег –
это вода в твердом состоянии.
Водяной пар – это
газообразное состояние воды.
В воздухе всегда есть пар,
но мы его не видим, потому что он прозрачный. Пар на большой высоте
превращается в облака. Процессы перехода воды из одного состояния в
другое происходит в природе постоянно. В результате этого на земле
наблюдается круговорот воды.
Показ иллюстраций, слайдов:
«Круговорот воды в природе».
Опыт.
В чайник с узким носиком
нальем воды. Нагреем до кипения. Из носика чайника идет пар,
подставим стекло к носику чайника. Пар соприкасаясь с холодным
стеклом превращается снова в воду.
Опыт.
Наполняем пластиковый стакан
на 1/3 горячей водой. Накрываем стакан лоточком с кусочками льда,
видим в стакане образуется маленькое облачко. Это теплый воздух
после охлаждения о дно лоточка превратился в пар.
Вывод: Вода превращается в
пар.
Опыт.
Наливаем в стаканчики воду –
прозрачную и подкрашенную гуашью. Выносим на холод.
Какое состояние приняла
вода?
Вывод: Вода перешла в
твердое состояние – лед.
Природа сама превращает в
холодное время воду в лед. Например:
- «Сели детки на карниз и
растут все время в низ».
Игровой персонаж загадывает
загадку:
- «Что умеет застывать,
летать и бегать?» - вода.
В этой загадке отражены 3
состояния воды.
Назовите слова, которые
отражают эти состояния – лед, пар.
а) Если вода застывает, во
что она превращается? – лед.
Какое это будет вещество –
твердое.
Слайд.
б) Когда вода становится
летучей? – когда превращается в пар.
Какое это будет вещество –
газообразное.
в) Когда вода бежит? – когда
тает.
В природе, когда наступает
потепление, снег тает превращаясь из твердого состояния в жидкое –
ручейки, лужи.
Какое это будет вещество? –
жидкое.
Воспитатель: Эти процессы – превращения воды из твердого
состояния в жидкое, из жидкого в газообразное, из газообразного в
жидкое – называют процессами таяния и замерзания, испарения и
конденсации.
Все превращения воды,
происходя при изменении температуры воды.
Показ иллюстраций,
слайдов.
Воспитатель: А теперь скажите – какими свойствами обладает
вода.
Проводим опыты – определяем
свойства воды.
Опыты.
1. Рассмотрим воду в
стакане.
Какого она цвета?
Можно ли через него увидеть
предмет?
Вывод: - Вода бесцветная,
прозрачная.
2. Понюхаем воду.
Вывод: - Вода не имеет
запаха.
3. Попробуем воду на
вкус?
Можно ли сказать, что она
кислая, соленая, горькая, сладкая?
Имеет ли она
вкус?
Ответ детей – Она не имеет
вкуса – безвкусная.
Опыт.
Положите в стакан сахар
(соль, лимонную кислоту) и размешайте.
Что произошло? Сахар (соль,
лимонная кислота) растворился, Вода такая же прозрачная.
Попробуйте воду в
стаканах?
Вода в стаканах сладкая,
соленая и кислая.
Вывод: Вода может растворять
вещества. Вода прозрачная, но может
иметь разный вкус (сладкий,
соленый, горький, кислый). В зависимости от того, что в воду
положить.
Воспитатель: А теперь насыпаем немного порошка.
Что вы замечаете? – он
растворился.
Ответ детей: Вода может
растворять некоторые вещества.
Воспитатель: А где в быту можно использовать это свойство
воды?
Ответ детей: При мытье
посуды, стирке, уборке, при рисовании.
Воспитатель: Вода может еще и окрашиваться.
Это мы где
наблюдаем?
Ответ детей: На занятиях по
рисованию. Вода растворяет краску.
Опыт.
Разливаем чистую воду в
разные формочки, добавляем разную
краску.
Воспитатель: Что произошло с водой?
Ответ детей: Она окрасилась,
приняла цвет той или иной краски.
Вывод: Вода может растворять
некоторые вещества, изменяя свой цвет.
Воспитатель: Это свойство воды применяется и используется
в
приготовлении различных
чаев, коктелей, компотов, муссов.
Опыт.
Делаем коктель.
Разливаем воду в фужеры до ¼
фужера, добавляем сок вишневый, ложем
кусочки льда, колечко
лимона, трубочку. Размешиваем и пробуем (вкусно, ароматно, сладко,
приятно).
Воспитатель: Что произошло с водой?
Ответ детей: Вода изменила
вкус, цвет, запах.
Получился напитой – красного
цвета, сладкий, душистый и красивый.
Иллюстрации и
слайды.
Воспитатель: Вода может принимать разную форму.
Опыт.
-
Вода прозрачная в стаканах –
форма, объем стакана.
-
Окрашивание воды в разных
формочках – объем формочек.
-
Приготовление напитков –
форму фужера.
Ответ детей: Вода жидкая,
занимает объем любого пустого предмета и принимает его
форму.
Опыт.
Бесцветную, окрашенную
жидкую воду разлитую в разную посуду
выносим на мороз на
определенное время. Занести. Рассмотреть. Выложить из
форм.
Воспитатель: Какое состояние приняла вода?
Ответ детей: Она перешла в
твердое состояние – лед.
Воспитатель: Какую форму приняла вода?
Ответ детей: Форму посуды: -
стакана, фужеров, творога-Растишка, форму круга,
квадрата.
Воспитатель: Получили цветной лед различной формы, украсили
снежные постройки.
Вывод: Вода может принимать разную форму.
Итог.
Итак
вывод:
1. Какими же свойствами
обладает вода?
Ответ детей: вода
бесцветная, прозрачная
вода не имеет
запаха
вода не имеет
вкуса
вода может растворять
некоторые вещества
-
В какое состояние может
переходить вода?
Ответ детей: из твердого
(лед) в жидкое
из жидкого в газообразное
(пар)
из газообразного в жидкое
(вода)
Рассматривание цветка в
уголке природы.
Иллюстрации,
слайды.
Посмотрите на цветок. Что
случилось с цветком? – завял.
Почему это
произошло?
Без какого вещества ничто
живое на земле не может существовать?
Полили цветок
Ответ детей: Без
воды.
Воспитатель: Действительно,
совсем без воды на земле не может существовать ни одно живое
существо.
Воспитатель: Читает
высказывание французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери. Он так
говорил о воде: «Ты сама жизнь. Ты наполняешь чувствами , с тобой
возвращаются к нам силы. Ты самое большое богатство на
свете».
Показывает слайд «Планета
Земля».
Воспитатель: Рассказывает.
Когда люди полетели в космос, то увидели что она голубая, так как
большая часть земной поверхности – (голубая) покрыта
водой.
А если бы на земле вдруг
пропала бы вся вода?
Как бы это
выглядело?
Ответ детей: Изменился бы
цвет планеты, не было бы голубого и зеленого цвета.
Воспитатель: Почему это
произошло?
Ответ детей: Без воды никто
не сможет жить на свете. Человек, животные погибнут.
Воспитатель: Где на земле
содержится вода?
Верно в океанах, морях,
озерах, реках, ручьях. В морях, океанах вода соленая, а человеку
нужна пресная. К сожалению чистой, пресной воды остается все
меньше. В чем причина?
Ответ детей: Люди загрязняют
реки, озера, не экономят воду.
Воспитатель: А ведь может
случиться так, что нам нечего будет пить. А человеку для жизни вода
просто необходима, мы состоим на 70% из воды, запасы которой нужно
постоянно пополнять.
Без воды человек может
прожить только 3 дня.
Где в организме человека
содержится вода?
Ответ детей: В каждой
клеточке нашего организма.
Воспитатель: Откуда наш
организм может получить не5обходимую жидкость?
Ответ детей: Дети
перечисляют. Рассматривают иллюстрации.
Итог занятия.