Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
проект "Обучение художественной работе старшеклассников на уроках художественного труда"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Введение
В современном образовательном процессе особое внимание уделяется всестороннему развитию учащихся, включая творческое и эстетическое воспитание. Одним из ключевых направлений этого воспитания является обучение основам художественной работы, что особенно актуально для старшеклассников, находящихся на этапе формирования личности и выбора будущей профессии. Уроки художественного труда предоставляют уникальные возможности для развития креативного мышления, навыков самовыражения и формирования.
Цель данного проекта — создание методической системы, направленной на развитие художественных способностей старшеклассников через практическую деятельность на уроках художественного труда. В рамках проекта будут рассмотрены различные методы и подходы к обучению, которые способствуют развитию не только технических навыков, но и способностей углубленно оценивать художественные произведения, а также применять эти знания в повседневных целях.
Таким образом, проект призван обеспечить развитие старшеклассников в художественной работе, стимулировать их творческую активность и подготовить их к перспективному обучению или профессиональной деятельности в области искусства и дизайна.
Проект по теме
"Обучение художественной работе старшеклассников на уроках художественного труда"
Методы обучения художественной работе старшеклассников на уроках художественного труда играют ключевую роль в их творческих навыках работы с различными материалами и техниками.
Цель: Формирование у старшеклассников навыков и умений художественной работы через уроки художественного труда, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса.
Задачи: 1. Развить у учащихся чувство композиции, колористики, пропорций и стиля.
2. Научиться технике работы с различными материалами и инструментами (красками, бумагой, деревом, фурнитурой и т.д.).
3. Создать условия для самовыражения и самореализации посредством художественного творчества.
4. Способность формировать развитие культурных и эстетических ценностей.
5. Подготовить учащихся к созданию настоящих художественных проектов.
Актуальность проекта: В современном мире подростки сталкиваются с большими потоками информации, однако навыки работы руками и творческое мышление требуют активного развития. Уроки художественного труда позволяют старшеклассникам познавать свои мысли и эмоции через художественные формы, что положительно влияет на их общее развитие.
Предполагаемый результат:
1. Старшеклассники владеют базовыми художественными средствами и имеют возможность создавать самостоятельные художественные произведения.
2. Повышение эстетического вкуса и способностей к анализу и квалификации художественных работ.
3. Повышение уровня мотивации учащихся к художественному самовыражению.
4. Развитие навыков работы с различными художественными материалами.
Этапы реализации проекта:
- Изучение интересов учащихся, определение уровней их художественных навыков.
- Разработка учебно-методических материалов и плана занятий.
- Подбор материалов для работы (бумага, краски, кисти, канцелярские товары и другие художественные материалы).
- Выполнение проекта.
-
Проектное обучение
-
Проектное обучение предполагает, что учащиеся выполняют важные творческие задания в течение определенного времени, от идеи до завершения проекта. Это может быть начало или групповые проекты, в которых ученики учатся планировать, организовывать свою деятельность, решать задачи и фактически добиваться конечного результата. Например, создание макета архитектурного сооружения, изготовление декоративных изделий для интерьера или изготовление панно.
-
Этот метод развивает навыки самостоятельной работы, исследовательские способности, а также позволяет интегрировать знания из других предметов (истории, географии, математики ит.д.)
-
-
Практические занятия
-
На уроках художественного труда основные упоры делаются на практическую деятельность, где учащиеся учатся работать с различными материалами и инструментами. Преподаватель предлагает базовые техники, а затем учащиеся выполняют задания на основе электронных знаний. Например, техника выжигания по дереву, лепка из глины, вязание, вышивка, ковроткачество, фелтинг и т.д.
-
Практические занятия помогают развивать моторные навыки, координацию, а также финансовую устойчивость.
-
-
Мастер-классы и демонстрации:
-
Мастер-классы, проводимые учителями или приглашёнными мастерами, позволяют старшеклассникам познакомиться с профессиональными техниками и приемами в области декоративно-прикладного искусства. Такие занятия дают возможность наблюдать за работой профессионалов, что повышает мотивацию учащихся и интерес к творчеству.
-
Демонстрации: Учитель также играет свою роль. Когда преподаватель показывает этапы создания продукции, ученики следуют принципам действий и могут легче принять теоретические аспекты, совмещенные с мнением.
-
-
Проблемное обучение
-
В ходе проблемного обучения перед учениками ставятся творческие задачи, которые требуют не только выполнения определенных действий, но и поиска решений. Например, задание может заключаться в том, чтобы создать дизайн функционального предмета для дома, используя нестандартные материалы или ограниченное количество.
-
Это учит помогает решать творческие и технические задачи, развивает критическое мышление и умение принимать решения в неопределенных условиях.
-
-
Творческие конкурсы и выставки
-
Участие в конкурсах и выставках мотивирует выполнение своих работ, ставит перед ними цели и позволяет оценить свои творческие способности со стороны. Организация выставок школьных работ позволяет учащимся видеть результаты своего труда в художественной деятельности класса или школы, что обеспечивает уверенности в себе и стремление к достижению результатов.
-
Каждый из этих методов предусматривает не только развитие художественных навыков, но и личностного роста старшеклассников, формируя у них интерес к искусству, уверенность в своих силах и желание заниматься творчеством.
Развитие творческих способностей
Развитие творческих способностей у старшеклассников на уроках художественного труда — одна из главных целей образования. Этот процесс помогает раскрыть таланты, научить самовыражению и направить креативное мышление. Он включает в себя:
-
Формирование художественного вкуса
-
Художественный вкус — это способность человека оценивать эстетику и качество возникшего искусства, ощущать гармонию форм, цветов и фактур. На уроках художественного труда старшеклассники знакомятся с различными стилями, направлениями и техниками, учатся анализировать работы известных мастеров, что помогает им создать подлинное чувство красоты.
-
Учитель может проводить занятия по анализу проявления искусства, воздействия, как разные художники использовали цвет, форму и композицию. Это помогает учащимся осознанно подходить к созданию своих творческих идей.
-
-
Развитие воображения и креативного мышления
-
Воображение и креативное мышление — это основа творческой деятельности. Чтобы создавать уникальные художественные изделия, обучающимся необходимо научиться мыслить нестандартно, находить новые решения задач. На уроках художественного труда учитель может стимулировать развитие воображения с помощью творческих заданий, таких как придумывание реальных проектов или создание фантазийных композиций.
-
-
Индивидуальный подход в раскрытых возможностях
Каждый ученик демонстрирует высокие способности. Индивидуальный подход предполагает, что учитель учитывает особенности каждого ученика, его интересы, склонность и уровень подготовки. У одного ученика могут быть ярко выражены способности к рисованию, у другого — к декоративно-прикладному искусству, кто-то может лучше работать с объемными формами. Задача педагога — выявить эти способности, дать советы и предложить задания, которые помогут раскрыть творческий потенциал каждого ученика. Такой подход обеспечивает развитие уверенности в своих возможностях и мотивацию к будущему обучению.
Развитие навыков
Навыки самовыражения играют решающую роль в развитии личности, особенно в подростковом возрасте. У старшеклассников часто существует потребность в том, чтобы выразить свои мысли, эмоции и внутренний мир. Уроки художественного труда предоставляют такие возможности через различные формы творчества. Раскроем важные аспекты, которые способствуют развитию навыков самовыражения.
1. Создание условий для свободного творчества.
-
Важным фактором развития самовыражения является возможность свободного выбора тем, идей и материалов. Ученикам предоставляется пространство для творческого поиска, где они могут воплотить свои внутренние взаимоотношения и эмоции в визуальной форме.
-
Это могут быть как постоянные темы для работы (пейзажи, портреты, натюрморты), так и личные проекты, отражающие их основные интересы, увлечения или жизненные ценности.
-
Важно, чтобы учащиеся не боялись ошибаться. Творчество — это пространство для экспериментов, где ошибки не только допускаются, но и учитывают процесс обучения.
2. Развитие креативного мышления.
-
Умение находить творческие решения в искусстве, а затем может быть применено в других существах, будь то учеба, личные отношения или профессия.
-
Художественные занятия направлены на развитие ассоциативного мышления, когда ученик может преобразовывать реальные образы в символы и символы.
3. Личностный и эмоциональный рост через творчество.
-
Художественная работа позволяет старшеклассникам выразить свои чувства, отношение, мысли и идеи. Например, работа с цветом и формой помогает передать настроение, эмоциональное состояние, внутренние конфликты.
-
Через творчество ученики учатся понимать себя и свои эмоции, что особенно важно в подростковом возрасте, когда эмоциональный фон нестабилен. Возможность выразить свои чувства через искусство может помочь снизить уровень тревожности и стресса.
-
Проектная работа на уроках может помочь школьникам осознать, что у каждого человека есть уникальный взгляд на
Работа с креативными задачами и проблемами
Работа с креативными задачами и заданиями на уроках художественного труда помогает старшеклассникам развивать критическое мышление, находить нестандартные решения и эффективно справляться с возникающими трудностями в процессе творчества. Этот аспект обучения также формирует у учащихся важные навыки, необходимые не только в искусстве, но и в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
1. Развитие творческого подхода к решению проблем.
-
Творческие задачи часто требуют поиска решений, выходящих за рамки привычных методов и стандартных ответов. Например, при создании художественного проекта ученик может исходить из ограниченных затрат (недостаток материалов) или необходимости изменить первоначальную структуру работы. В таких системах учащиеся учатся мыслить гибко и приспосабливаться к изменениям.
-
Пример: при недостатке красок или материалов для рисования ученики могут использовать альтернативные приспособления, такие как коллажи, смешение разных материалов или создание работ из подручных предметов.
2. Экспериментирование с новыми материалами и техникой.
-
В процессе работы над креативными задачами важно поощрять эксперименты с различными художественными материалами и техниками. Это помогает ученикам не только развивать свои навыки, но и открывает для себя новые возможности.
-
Например, учащимся можно предложить создать произведение из нетрадиционных материалов — это может быть что-то необычное, например, работа с пластиком, металлом, текстилем или маленькими материалами (листья, ветки, камни). Это стимулирует творческое мышление и заставляет их искать способы работать с тем, что есть в наличии.
3. Применение междисциплинарного кабинета
-
Творческие задачи часто требуют знаний в разных регионах. Например, сочетание знаний в области истории, литературы или биологии может помочь учащимся в создании.
-
Взаимосвязь разных дисциплин помогает учащимся взглянуть на проблемы с разными точками зрения и использовать более широкий спектр знаний. Это развивает их способность видеть мир в более сложных и многогранных формах, что помогает находить оригинальные решения.
-
Пример: ученик может создать картину, в которой будут представлены как научные, так и исторические аспекты, например, эволюция жизни на Земле через призму современного видения мира.
4. Анализ и решение визуальных проблем
-
В художественной работе учащиеся часто сталкиваются с визуальными проблемами: как правильно передать свет и тень, как сбалансировать композицию или как сделать работу выразительной. Решение таких задач требует развития навыков наблюдения, анализа и оценок художественных произведений.
-
В процессе выполнения творческих заданий учащиеся учатся находить решения этих проблем посредством выбора различных композиций, экспериментов с цветом, высотой, текстурой и другими элементами.
-
Пример: ученик может изменить композицию своей работы несколько раз, пока не найдет тот вариант, который лучше всего воплотит его идею.
5. Работа с ограничениями и рамками
-
Часто творчество связано с тем, чтобы найти новые решения в условиях ограниченных возможностей — это может быть нехватка времени, ресурсов или жесткие требования к проекту. Работая в условиях ограничений, ученики учатся преодолевать эти вызовы, находя новые
-
Ограничения могут стимулировать креативность: когда у учащегося меньше ресурсов, он вынужден искать новые пути решения задач. Это развивает его способность видеть возможности там, где другие виды
-
Пример: задание может заключаться в том, чтобы создать произведение искусства, используя всего три цвета или текущий тип материала. Это требует от ученика гибкости и умения приспосабливаться к условиям.
6. Коллективное решение креативных задач
-
Важным аспектом работы с креативными задачами является сотрудничество в группе. Учащиеся учатся делиться идеями, слушать других и совместно находить решения
-
В коллективных проектах школьники могут попробовать, если необходимо использовать разные стили, идеи и взгляды. Это развивает способность к компромиссу и умению работать в группе.
-
Пример: при создании общего настенного панно каждый ученик может внести свою часть, но при этом группа должна согласовать содержательную композицию и цветовую гамму, чтобы результат был приемлем.
7. Развитие критического мышления и рефлексии.
-
В процессе работы над художественными проектами решения ученики должны уметь внимательно оценивать свои результаты и. Это включает в себя анализ того, насколько тщательно выбранное решение позволяет добиться желаемого результата и того, что можно улучшить.
-
Учащиеся учатся оценивать свои работы и работы своих мастеров, обращая внимание на сложные стороны и возможности улучшения. Этот навык помогает им не только лучше понимать искусство, но и анализировать другие его аспекты.
-
Пример: ученик может несколько раз пересматривать свою работу, вносить коррективы, пока не будет достигнут желаемый визуальный эффект .
8. Создание нестандартных решений на основе первых проблем
-
Ученики могут работать над задачами, которые имеют реальное значение для их окружающей среды или общества. Это помогает им повысить осведомленность о том, что их творческие решения могут быть применимы.
-
Например, можно предложить школьникам создавать художественные произведения, которые отражают экологические проблемы или социальные темы, что заставит их задуматься о том, как искусство может влиять на общественное мнение и поддерживать важные аспекты.
-
Пример: проект «Искусство и экология» может включать создание художественных работ из переработанных материалов, чтобы обеспечить защиту окружающей среды.
Работа с креативными задачами и занятиями на уроках художественного труда развивает у учащихся навыки нестандартного мышления, помогает справляться с трудностями и стимулирует их к поиску новых решений. Этот процесс учит старшеклассников гибкости, самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности, что делает их более готовыми к будущим вызовам в жизни и профессиональной деятельности.
Открытость к экспериментам
Открытость к экспериментам является одним из основных аспектов развития творческих способностей старшеклассников на уроках художественного труда. Экспериментирование позволяет учащимся выйти за рамки традиционных подходов и освоить новые способы самовыражения, развития при этом креативного мышления, уверенности в своих силах и готовности к поиску нестандартных решений.
1. Создание безопасной среды для экспериментов.
-
Для того чтобы учащиеся могли свободно экспериментировать, важно создавать атмосферу, в которой ошибки воспринимаются как часть процесса обучения, а не как неудачи. Учитель должен поддерживать учащихся, учитывая, что каждый эксперимент, даже неудачный, помогает лучше понять себя и свои творческие способности.
-
Ученики должны чувствовать, что их работа ценится не только за конечный результат, но и за процесс поиска новых идей и методов. Это помогает снять страх перед возможным неудачным результатом.
Возможность ошибаться и исправлять ошибки своих учеников старшеклассников не только в искусстве, но и в жизни, поскольку неудачи — это составная часть процесса развития, и они могут быть ценным следствием дальнейшего роста. Снятие страховки перед неудачами стимулирует готовность рисковать, принимать нестандартные решения и рассматривать новые подходы в творчестве, которые в конечном итоге помогают раскрыть потенциал каждого ученика.
2. Поощрение использования нетрадиционных материалов и техники.
-
Экспериментирование с материалами и техникой помогает учащимся расширить свои представления о возможностях искусства. Они могут попробовать создавать произведения не только с использованием традиционных красок и бумаги, но и с помощью нетипичных для искусства материалов, таких как ткань, металл, дерево, природные элементы и даже переработка.
3. Развитие креативного мышления через поиск новых форм.
-
Экспериментирование с формами и композициями позволяет старшеклассникам находить новые способы выражения своих идей. Например, вместо того, чтобы работать над классической графикой, они могут попробовать создать абстрактную работу или использовать нестандартные формы, такие как коллажи, инсталляции, 3D-работы.
-
Ученики могут комбинировать разные стили и технику, создавать многослойные работы или использовать неожиданные цвета и текстуры. Это учит их гибкости и способности к преобразованию творческого процесса, что помогает найти уникальные особенности.
4. Поддержка творческой независимости и самовыражения.
-
Ориентация на личный стиль и уникальность
-
Один из ключевых аспектов поддержки творческой независимости — это поддержка развития индивидуального стиля. Вместо того, чтобы покорить шаблоны или копировать оригинальные работы, учащиеся учатся осознавать и выражать свое видение. Это помогает им создавать оригинальные произведения, отражающие их внутренний мир и личную жизнь.
5. Интеграция искусства с другими дисциплинами.
-
Экспериментирование не ограничивается только художественными средствами. Важно поощрять междисциплинарные эксперименты, где искусство может переплетаться с другими областями знаний — наукой, литературой, наукой или наукой.
-
Например, ученик может создать работу, вдохновленное современное открытие или исторические события, используя научные данные или исторические факты в качестве отправной точки для своих произведений. Это помогает увидеть, как искусство может взаимодействовать с другими дисциплинами и расширять горизонты восприятия.
6. Эксперименты по созданию процесса.
-
Уроки художественного труда предоставляют возможность экспериментировать не только с материалами, но и с произведениями искусства промышленного производства. Например, учащиеся могут опробовать новые техники рисования, такие как работа с закрытыми глазами, выполнение работ в течение ограниченного времени или использование неожиданных инструментов для рисования (губки, кисточки разных форм, палочки).
-
Это стимулирует новые методы исследования и позволяет ученикам увидеть, как разные подходы к процессу могут повлиять на результат их творчества.
7. Работа над коллективными экспериментальными проектами.
-
Коллективные проекты дают возможность экспериментировать вместе с другими учениками, объединяя различные идеи и подходы. В процессе совместной работы школьники могут придумывать нестандартные решения, взаимодействовать и добиваться творческих находок.
-
Например, группа участников может создать экспериментальный арт-проект, где каждый участник отвечает за свой элемент, но при этом все части объединяются в одно решение произведения. Это учит их работать в штабе и экспериментировать.
8. Преодоление границ традиционного восприятия искусства.
-
Открытость к экспериментам помогает ученикам преодолеть ограничения традиционного восприятия искусства. Они могут осознать, что искусство — это не только скульптура, но и множество других форм выражения, таких как перформанс, видеоарт, цифровые технологии или даже инсталляции.
-
Подобные эксперименты помогают старшеклассникам увидеть искусство как многогранное явление, где каждый может найти свою форму самовыражения, которая расширяет их представления о мире искусства.
Ученик может создать арт-инсталляцию на тему «Экология и будущее», используя переработанные материалы и взаимодействуя с различными средами — визуальными и аудиоэффектами. Это будет не просто статичное произведение, работа, в которой реализованы разные аспекты восприятия, что делает ее экспериментальной и интерактивной.
Открытость к экспериментам помогает старшеклассникам выходить за рамки привычных методов и подходов, развивать креативность, уверенность в себе и гибкость мышления. Экспериментирование позволяет учащимся находить свои уникальные формы самовыражения, а также учиться смело искать новые решения, сталкиваясь с творческими вызовами. Важную роль здесь играет поддержка учителя, который стимулирует поиск и создает среду, в которой экспериментирование становится безопасным и увлекательным процессом.
Развитие зрительного восприятия и наблюдательности.
Важной частью творческого процесса является умение видеть окружающий мир в деталях и уметь его интерпретировать через художественную призму. Это включает в себя развитие зрительного восприятия, способности замечать мелочи, композицию.
-
Учитель может развивать наблюдательность с помощью упражнений по внимательному изучению природы, архитектуры, превращения искусства. Например, это может быть задание на зарисовку отдельных объектов с учетом их текстуры, объема и освещенности. Это помогает учащимся научиться точнее воспроизводить свои творческие работы.
Комбинирование техники и материалов
-
Один из альтернативных способов — это стимулировать их смешение разных технологий и материалов. Сочетание традиционных методов (например, живописи или лепки) с новыми материалами (например, пластиком или металлопластикой) способствует развитию гибкости мышления и поиску нестандартных решений.
-
Учитель может предложить задания, в которых участвующие должны создать произведение, используя различные техники одновременно. Это учит их думать о том, как разные методы могут сочетаться друг с другом и открывать возможности для инноваций.
Решение творческих проблем
-
Творческие задачи часто включают в себя решение конкретных проблем, которые стимулируют развитие аналитических и серьезных навыков. Например, учитель может предложить старшеклассникам задание по созданию изделий, которые должны быть как привлекательными, так и функциональными. Это может быть проектирование мебели, предметов интерьера и т.д.
-
Такое обучение помогает учащимся развивать навыки проектирования, а также обучать их подходу к искусству не только как к форме самовыражения, но и как к инструменту для решения практических задач.
Обсуждение и анализ своих и чужих работ
-
Важным элементом творческого обучения является умение оценивать как свои работы, так и произведения других. Ученики могут обратиться к своим творческим решениям, проанализировать свои успехи и ошибки. Обсуждение работ одноклассников помогает развивать умение анализировать композицию, технику и замысел.
-
В таких дискуссиях важно создать поддерживающую среду, где критика конструктивна, поощряя творческие находки, помогает учащимся чувствовать себя уверенными в своих высказываниях.
Самостоятельные исследования и проекты
-
Стимулирование самостоятельной исследовательской деятельности помогает старшеклассникам развивать свои творческие способности. Ученики могут проводить исследования в области искусства, изучать различные художественные направления, технику и стили, а затем использовать полученные знания в своих целях.
-
Например, ученик может задуматься об истории народного ремесла или современного студента, занимающегося дизайном, и на основе этого создать свою работу. Это развивает не только креативное мышление, но и умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Психологическая поддержка и мотивация
-
Одним из важных аспектов развития творческих способностей является создание положительной и мотивирующей атмосферы на уроках. Учитель должен поддерживать интерес к творчеству, поощрять их инициативность и самостоятельность, а также обеспечивать устойчивость к неудачам и неуверенности в своих силах.
-
Поддерживающая обратная связь и создание условий для того, чтобы учащиеся страдали от страха критики, способствовали раскрытию их творческого потенциала. Успехи, пусть даже маленькие, должны отмечаться и служить мотивацией для дальнейших работ.
Таким образом, развитие творческих способностей старшеклассников на уроках художественного труда — это комплексный процесс, который включает в себя возможности эстетического восприятия, навыки самовыражения, критического и креативного мышления, а также стимулирует исследовательский интерес и индивидуальный подход к творчеству. Этот процесс направлен на создание условий, при которых учащиеся могут свободно раскрывать свои таланты, учиться новому и смело экспериментировать.
Реализация проекта «Обучение художественной работе старшеклассников на уроках художественного труда» продемонстрировала оригинальность эстетического и творческого развития старшеклассников в условиях современной школы. В рамках проекта была разработана системная методика, направленная на развитие у учащихся художественного вкуса, творческого мышления и способностей к самостоятельному художественному творчеству. Применение эффективных форм и методов работы, включая практическую деятельность, творческие задания и анализ проявленного искусства, требующих не только освоить технические навыки, но и углубить знания.
Эффективность программы обучения подтвердилась на примере: учащиеся стали представлять больший интерес к творчеству, развили навыки работы с различными художественными материалами и инструментами, а также повысили свою уверенность в реализации естественных творческих замыслов. Важным итогом стало то, что многие старшеклассники начали рассматривать художественную деятельность как возможное профессиональное направление, что свидетельствует о долгосрочном влиянии таких уроков на вопросы жизненных приоритетов и интересов, обучаемых
Кроме того, уроки художественного труда способствовали развитию у старшеклассников не только творческих способностей, но и таких личностных качеств, как усидчивость, выдержка, внимание к деталям и способность к самоанализу. Эти навыки оказывают положительное влияние на учебную деятельность, формируя более целостное и гармоничное положение.
Проект показал, что интеграция художественного труда в образовательный процесс не только обогащает учебную программу, но и создает дополнительные возможности для самовыражения и личностного роста старшеклассников. В перспективе такая программа может быть внедрена в более широкие образовательные процессы, поддерживая дальнейшее развитие творческих и культурных тенденций.