ПРОФИЛАКТИКА
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
"Главный
смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа
воспитания детей — это взаимоотношения мужа и
жены,
отца и
матери".
Сухомлинский В.
А.
Насилие, жестокость, агрессия, равнодушие
захлестнули в последние годы весь мир. Всё чаще в числе
преступников оказываются несовершеннолетние, поступки, которых
порой поражают цинизмом, дерзостью над
жертвами.
Поэтому в настоящее время одним из
важнейших направлений работы в школе это вопрос профилактики
правонарушений с несовершеннолетними.
Откуда же берётся в столь юных созданиях
деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их
к совершению правонарушений?
Всё начинается с самого простого – пропуска
занятий. От безделья и большого количества свободного времени,
соблазнов, свободный доступ к ко всемирной паутине, наличие
современных гаджетов - все стимулирует их к возникновению у них
желания хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство,
хулиганские выходки.
Неблагоприятная, психологическая атмосфера,
конфликтные семейные ситуации сильно действуют на неустойчивое,
психическое развитие ребёнка и чаще всего это влияние -
отрицательное. В таком состоянии дети легче поддаются внешнему
влиянию неформальных лидеров, так как стремятся к разрядке
внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны
с развитием у детей склонности к нежелательному, ассоциативному
поведению.
Источник нравственной и педагогической
запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые
сложились в семье, отсутствие духовно-нравственных ценностей и
эмоциональной близости между родителями и
детьми.
Трудные дети вырастают и в тех внешне
благополучных семьях, где родители равнодушны к внутреннему миру
своих детей. Более двух третей подростков, совершивших
правонарушения, воспитывались в формально полной семье, в семье с
нормальными материальными и жилищными
условиями.
Из этого следует, что решающим является не состав
семьи, а те внутренняя среда и взаимоотношения, которые
складываются между ее членами. Именно неблагополучные
взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей являются
одной из важнейших причин появления трудных подростков. Положение
детей в таких семьях исключительно тяжелое, их личность здесь
постоянно ущемляется. И агрессивность подростков возникает зачастую
как своеобразная форма самозащиты, либо уход от неблагоприятной
среды.
Многие родители считают, что воспитывать
будут потом, позже, когда сын или дочь пойдёт в школу, а пока пусть
бегает, играет, развлекается. И поэтому упускают драгоценное время.
Иногда родители следуют такой логике: моя семья, мои дети, я
воспитываю их, как хочу и как могу. Зачастую большинство родителей
видят свою миссию воспитания только в материальном обеспечении
ребенка. Родители окружили себя и своих детей всеми благами
современной цивилизации, но утратили самое дорогое - семейные,
нравственные ценности.
Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних –
это система
мер, направленных на выявление и устранение
причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям
несовершеннолетних.
Профилактическая работа с обучающимися –
процесс сложный, продолжительный по времени. Специфическая задача в
сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней
профилактики. Основой ранней профилактики является создание
условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей,
своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у
учащихся определенного возраста.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и
подростков и правильно организованная помощь могут сыграть важную
роль в предотвращении деформации личности растущего человека,
которая приводит к правонарушениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося
поведения детей:
- неодобряемое
поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у
большинства детей и подростков, связанное с шалостями, озорством,
непослушанием, непоседливостью,
упрямством;
- порицаемое
поведение - поведение, вызывающее осуждение
окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения
дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости,
нечестности);
- девиантное
поведение - нравственно отрицательные действия и
поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность,
агрессивность воровство и т. д.), принявшие характер
систематических или привычных;
- предпреступное
поведение - поведение, несущее в себе зачатки
криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные
нарушения норм, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в
обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных
напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил
поведения и т. д.);
- противоправное или преступное
поведение - поведение, связанное с различными
правонарушениями и преступлениями.
Семья – это
первый социальный коллектив в жизни ребенка. И для того, чтобы были
благополучными дети, должны быть благополучными родители, недаром
говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в
доме».
Подрастают
дети.… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в
подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с
которыми сталкиваются родители. Уберечь своего ребенка от
проступков, правонарушений - это первоочередная задача родителей.
Зачастую, многие свои проступки подростки совершают от
незнания.
Именно от родителей зависит то, как видит
мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает,
пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Родителям
необходимо уделять время, внимание своим детям. Знать круг общения
,друзей, увлечения, интересы, быть в курсе школьной жизни и т.д.
Вовлекать в секции, кружки, самому быть активным, проявлять
инициативу и главное быть положительным примером для своего
ребенка.