Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Программа углубленного курса физики в 9 классе
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Қарастырылды: Келісілген: Бекітемін:
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
ӘБ отырыста Оқу ісінің меңгерушісі Мектеп директоры
На заседании МО Зам.дир. по УР Директор школы
___________ ___________ __________
«___» _______2016 г. «___» _______2016 г. «___» ______2016 г.
Программа углубленного изучения
физики в 9 «А» классе
Всего: 102 часа (68 ч. + 34 угл.), 3 часа в неделю (2ч. + 1 угл.)
Составитель:
учитель физики
высшей категории
Бейсембинов Б.С.
Иртышская СОШ №3
с. Иртышск, 2016 г.
Пояснительная записка
Программа углубленного изучения физики в 9 «А» классе составлена на основе:
-
Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080;
-
Учебной программы уровня основного среднего образования по предмету «Физика» для 7-9 классов общеобразовательной школы - Астана, 2013г., утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 115 от 3 апреля 2013 года (зарегистрирована в Министерстве юстиции РК №8424 от 10 апреля 2013 года);
-
Инструктивно-методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016 – 2017 учебном году».
Дополнение и углубление составлено с учетом требований «закона об образовании Республики Казахстан» и в соответствии с Приказами МОН РК №500 от 08 ноября 2012 г. и № 471 от 27 ноября 2013 г.
Программа углубленного курса физики предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательной школы и рассчитана на 102 часа, (3 часа в неделю). Данное планирование составлено по учебному пособию «Физика» для 9 класса под редакцией Р.Б. Башарова, Д.М. Казахбаевой, У.К. Токбергеновой, Н. Бекбасар издательства Алматы «Мектеп» 2013 года издания.
На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, (2 часа в неделю) в дополнение к базовому обучению по учебной программе «Физика» для 7-9 классов общеобразовательной школы - Астана, 2013г., утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 115 от 3 апреля 2013 года, рассчитанную на 68 часов (2 часа в неделю), так как этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий.
Углубленное изучение учебного курса физики достигается за счет:
-
увеличения количества учебных часов в неделю (до 3 часов);
-
увеличения количества задач, как высокого уровня сложности, так и различных по формам представления;
-
усиления экспериментальной составляющей учебного курса физики.
Программа усилена решением расчетных, качественных, графических, исследовательских и экспериментальных задач. Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах, явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники.
Шире используются задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания. При работе с задачами систематически обращается внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества, постановка задач, задачи истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач.
Подбор задач осуществляется учителем исходя из возможностей учащихся. При подборе задач большое внимание уделяется задачам технического содержания, занимательным и экспериментальным задачам.
При подборе задач необходимо использовать задачи разнообразных видов. Основным при этом является развитие интереса учащихся к решению задач, формирование определенной познавательной деятельности при решении задач. В итоге школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней и повышенной трудности.
Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними.
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач. При изучении тем программы учитель использует разнообразные приемы и методы: рассказ и беседа учителя, выступление школьников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи.
Предлагается также выполнение домашних заданий по решению задач. Большой акцент делается на выполнение домашних экспериментальных заданий.
В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определённому плану, владение основными приемами решения, самоконтроль, самооценка, моделирование физических явлений.
Решение задач осуществляется по «Сборнику задач по физике для 9 класса» Б.А. Кронгарта и С. Тезекеева, Алматы «Мектеп» 2013 и «Дидактическим материалам по физике для 9 класса» под редакцией Р.Б. Башарова, Ж.О. Бакынова, Алматы «Мектеп» 2013 г.
Дополнительно используются «Сборник задач по физике» А.П. Рымкевича, П.А. Рымкевича и «Сборник задач по физике для 7-9 классов» под редакцией В.И. Лукашика.
Программой предусмотрены лабораторные работы, описание которых приведены в учебном пособии «Физика» для 9 класса под редакцией Р.Б. Башарова, Д.М. Казахбаевой, У.К. Токбергеновой, Н. Бекбасар издательства Алматы «Мектеп» 2013 года издания.
Программное планирование отвечает программе основного общего образования по физике. Она учитывает цели обучения физики учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса 9 класса с учетом возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе и лабораторных, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
-
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета физика.
-
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В основе построения программы лежат принципы: единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, деятельного подхода, системности.
Программа курса согласована с содержанием программы основного курса. Она ориентирует учащихся на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений, на формирование углубленных знаний и умений.
Ведущая идея углубленного изучения физики в основной школе:
изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни, а также в процессе решения разнообразных по содержанию и уровню сложности физических задач.
Цель программы данного курса.
Основной целью программы является:
расширение и углубление знаний по физике, формирование навыков применения их в любых творческих процессах (олимпиадах, конкурсах, турнирах) и при аттестации учащихся (экзамены, тестирования, ВОУД, ЕНТ), а также совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где заинтересованный ребенок достигнет максимально возможный для него уровень развития и сможет перевести знания из «кабинетной» сферы в повседневную жизнедеятельность.
Задачи данного курса.
Основные задачи, решение которых обеспечит достижение поставленной цели углубленного изучения физики в образовательных учреждениях основного общего образования следующие:
- реализовать интерес ученика к выбранному предмету;
- поддержать мотивацию к профильному изучению предмета;
- уточнить готовность и способность ученика осваивать предмет на повышенном уровне;
- развивать мышление, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе в значительной мере средств современных информационных технологий.
Цели обучения:
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-
Воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
-
Обеспечить научное миропонимание окружающей среды, природы, техники, проблем экологии.
-
Сформировать у учащихся интерес к предмету. Возбудить интерес к науке, технике.
-
Освоение знаний о механических, электромагнитных, квантовых явлениях и основ астрономии; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-
Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Требования к уровню подготовки учащихся 9-го класса
Учащиеся 9 класса должны знать:
-
категории научного знания (явления и факты, понятия, законы, теоретические выводы);
-
методы научного познания (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и моделей, вывод следствий и их проверка);
-
понятия (физическое явление, физический закон, материальная точка, перемещение, мгновенная скорость, ускорение, инерциальная система отсчета, инерция, масса, сила, вес тела, невесомость, замкнутая система, импульс тела и импульс силы, реактивное движение, гармонические колебания, продольные и поперечные волны, фотон, фотоэффект, красная граница фотоэффекта, ядерная реакция, энергия связи, период полураспада, цепная ядерная реакция, радиоактивность, радиоактивный распад, деление ядер);
-
величины (путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, амплитуда колебаний, период, частота колебаний, длина волны).
-
законы (Ньютона, Кеплера, всемирного тяготения, Гука, сохранения импульса и механической энергии, фотоэффекта, закона радиоактивного распада).
Учащиеся 9 класса должны уметь:
-
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, устанавливать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов измерений;
-
применять теоретические знания по физике при решении жизненных задач в различных сферах деятельности;
-
описывать и объяснять физические явления: (на основе законов кинематики: движение с постоянным ускорением, равномерное движение по окружности, свободное падение;
3-1) на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, различные виды механического движения, взаимодействие тел;
3-2) излучение и поглощение энергии атомом, тепловое излучение и квантовую гипотезу Планка, фотоэффект, квантование энергии, рентгеновское излучение; принцип действия ядерного реактора, влияние ионизирующих излучений на живые организмы;
3-3) экологические проблемы, связанные с использованием ядерной энергетики; достижения отечественных и зарубежных ученых в области ядерной физики;
3-4) на понятийном уровне сведения об элементарных частицах, нанотехнологиях, об их роли в дальнейшем развитии человечества;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины.
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах (СИ).
Личностные результаты.
-
учащиеся должны проявлять:
-
познавательный интерес, творческие способности, критичность мышления в процессе самореализации;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
-
умения ориентироваться в окружающем мире, в системе культурных ценностей;
1-4)мотивацию к образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода.
Системно-деятельностные результаты:
-
должны применять теорию деятельности (цель, методы, средства, результат) при выполнении практических заданий;
-
владеть развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой при презентации результатов самостоятельной и проектной деятельности;
-
владеть современными информационно-коммуникационными технологиями при расширении и углублении знаний при выполнении и оформлении практических заданий;
-
владеть навыками функциональной грамотности;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).
Содержание программы.
9 класс (102 часа, 3 часа в неделю) углубленная программа
Тема |
Кол-во часов |
Практические работы |
Лабораторные работы |
Контрольные работы |
Основы кинематики |
17 |
1 |
1, (1) |
1 |
Основы динамики |
18 |
2 |
1, (2) |
1 |
Законы сохранения |
10 |
1 |
|
1 |
Колебания и волны |
18 |
1 |
2, (3, 4) |
1 |
Основы астрономии |
8 |
|
|
1 |
Строение атома, атомные явления |
8 |
|
|
1 |
Атомное ядро |
8 |
1 |
|
|
Обобщающие занятия |
2 |
|
|
|
Лабораторный практикум |
8 |
|
8 |
|
Повторение. Срезы знаний. |
5 |
- |
- |
2 |