Ход урока
|
Время (минута)
|
Действия преподавателя
|
Действия обучающихся
|
Учебные материалы и ресурсы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
-
Организационный этап
|
3 мин
|
Приветствовать обучающихся, отметить
отсутствующих.
Проверить подготовленность обучающихся к учебному
занятию.
|
Приветствовать.
Подготовится к учебному
занятию.
|
|
-
Проверка выполнения домашнего
задания
|
7 мин
|
Ответы на вопросы по домашнему
заданию(решение примеров)
Контроль усвоения материала. Фронтальный
опрос:
Производная степенной
функции.
-
Правила вычисления
производных.
-
Производная степеннной
функци.
-
Производная обратной степенной
функции.
-
Производная корня х.
|
Ответить на вопросы
Показать д-е
задание.
|
|
-
Подготовка обучающихся к работе на основном
этапе
|
10 мин
|
Цели урока:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания по
теме «Производная сложной функции», умения применять полученные
знания при решении задач,умение находить производных сложных
функций, выявить и устранить пробелы в знаниях по данной
теме;
Развивающие: - содействовать развитию у учащихся
мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать,
сравнивать;
Воспитывающая: воспитание дисциплины и норм
поведения, творческого отношения к изучаемому предмету;
стимулировать активность учащихся, повышать мотивацию к изучению
математики. Тип урока: комбинированный, включающий освоение новых
знаний.
Мобилизирующий
момент: Вспомним о
сложных функциях. Сложная функция — это функция
от функции. Если u — функция от x, то есть u=u(x), а f — функция от
u: f=f(u), то функция y=f(u) — сложная. А u в этом случае называют
промежуточным аргументом. Еще часто f называют внешней функцией, а
u — внутренней. Лучший способ понять, что такое сложная функция —
рассмотреть примеры сложных функций. y=sin x — эта функция
«простая». Синус зависит от x. Как только вместо x под знаком
синуса появится выражение, зависящее от x, даже самое простое —
такая функция называется сложной. То есть y=sin u — сложная
функция, если u — некоторая функция от x. Примеры сложных функций с
синусом: y=sin (x+1). Эта функция — сложная. Внутренняя функция u
здесь равна x+1, а внешняя функция f — это синус. То есть u=x+1,
f=sin u. y=sin (5x-2x³+3). Внутренняя функция u=5x-2x³+3, внешняя
функция f=sin u..
Объявление темы урока
Тема Производная сложной
функции.
-
Правила вычисления
производных.
-
Производная сложной
функци.
-
Примеры вычисления
сложной функции.
|
Подготовить тетради и ручки. Записывать важные
информации.
|
Алгебра и начала математического
анализа.
|
-
Формирование новых знаний и способов
деятельности
|
10
мин
|
Консультация
Мы уже рассмотрели
понятие сложной
функции.
Следующий этап — нахождение производной. Легче всего понять, как
находится производная сложной функции, рассматривая конкретные
примеры.
Если y=f(u), где u=u(x), то есть y — сложная
функция, то производная сложной функции находится по следующему
правилу: y’=f'(u)·u'(x), то есть производную внешней функции f надо
умножить на производную внутренней функции u. На первых порах нам
поможет разобраться, как находится производная сложной функции для
каждой конкретной функции, следующая таблица:
Кроме того, полезно помнить следующие
формулы:
Производная сложной
функции.
Производная сложной функции равна производной
этой функции по промежуточному
аргументу , умноженной на производную от промежуточного
аргумента по основному
аргументу .
и имеют производные соответственно в
точках и . Тогда
Теорема
(О производной обратной
функции)
Если функция непрерывна и строго монотонна в
некоторой окрестности точки и дифференцируема в этой точке, то
обратная функция имеет производную в
точке , причем .
Итак, найти производную сложной функции.
Примеры.
1) y=sin(2x+3). Здесь внешняя функция синус:
f=sinu, внутренняя — линейная: u=2x+3. Соответственно, производная
данной сложной функции есть
y’=cos(2x+3)·(2x+3)’=c0s(2x+3)·2=2c0s(2x+3).
2) y=cos(5-7x). Внешняя функция — косинус:
f=cosu, внутренняя — линейная: u=5-7x. Поэтому
y’=- sin(5-7x)·(5-7x)’=-
sin(5-7x)·(-7)=7sin(5-7x).
|
Внимательно слушать консультацию. Записывать
важные информации.
|
Интернет. Википедия.
Алгебра и начала математического
анализа.
|
-
Первичная проверка понимания изученного
материала
|
5
мин
|
Игра «Кто быстрее». На доске
составляем кластер на тему «Производные» .
|
Командная
работа.
|
|
-
Закрепление новых знаний и способов
деятельности
|
15
мин
|
Рассмотрим еще некоторые примеры нахождения
производной сложной функции.
Решение:
Там, где возможно, перед дифференцированием
примеры упрощаем:
Данная функция — сложная. Внешняя функция f=u³,
внутренняя — выражение, стоящее в скобках. Дифференцируем
по правилу дифференцирования сложной
функции: Имеем:
2) При нахождении производных логарифмов во
многих случаях возможно предварительное преобразование выражений с
использованием свойств логарифмов, что позволяет существенно
облегчить дифференцирование:
Здесь внешняя функция — ln u, внутренняя —
выражение, стоящее под знаком логарифма. Внутренняя функция
представляет собой дробь, поэтому для ее дифференцирования
применяем правило нахождения производной
частного:
Сокращаем числитель и знаменатель на (х²+1) и
2:
3) Здесь внешняя функция — f=arccos u, u —
выражение с квадратным корнем.
Дифференцируем:
4) Первое слагаемое — сложная показательная
функция 3 в степени u, u=cos x.
Второе слагаемое дифференцируем по правилу
нахождения производной
произведения:
|
Решить примеры вместе с преподавателем.
Записывать важные информации.
|
Алгебра и начала математического анализа. 10-11
Алимов Москва 2014
|
-
Применение знаний и способов
деятельности
|
10 мин
|
Учебник «Алгебра и начала математического анализа
10-11», Алимов
|
Работа на доске.
|
|
-
Обобщение и систематизация
знаний
|
5 мин
|
А
теперь посмотрите на картинку ниже, которая иллюстрирует решение
задач на сложные производные по аналогии с простым примером из
кулинарии - приготовлении запечёных яблок, фаршированных
ягодами.
Итак, "яблоко" - это функция, аргументом которой
является промежуточный аргумент, а промежуточный аргумент по
независимой переменной x, в
свою очередь, является "фаршем" (ягодами). Представим себе, что
решая задачи на производные сложной функции, сначала помещаем
яблоко с фаршем в особую (физико-математическую) духовку и
устанавливаем режим 1. При таком режиме духовка воздействует только
на "яблоко", поскольку нужно, допустим, больше пропечь яблоко, а
фарш из ягод оставить более сочным, то есть обрабатывать в другом
режиме. Итак, в при режиме 1 обрабатывается яблоко, а фарш остаётся
незатронутым, или, ближе к нашим задачам, находим производную
функции лишь от промежуточного аргумента, то есть, "яблока". Затем
в духовке устанавливается режим 2, который воздействует только на
фарш, иначе говоря, записываем производную функции, являющейся
промежуточным аргументом по независимой
переменной x.
И, в конце концов, записываем произведение производной "яблока" и
производной "фарша". Можно подавать!
|
Коллективная
работа.
|
|
-
Контроль и самоконтроль усвоения знаний и
способов деятельности
|
10 мин
|
|
Индивидуальная работа.
|
|
-
Коррекция знаний и способов
деятельности
|
5 мин
|
Метод «Вопрос - ответ»-
обучающийся- преподаватель, обучающийся-
обучающийся.
|
Задавать
вопросы.
|
|
-
Информация о домашнем задании
|
3 мин
|
Задание на дом
Учебник «Алгебра и начала математического анализа
10-11», Алимов §46, прочитать и конспектировать, № 824,
825
|
Записать домашнее задание
|
Алгебра и начала анализа
|
-
Подведение итогов занятия и
рефлексия
|
5
мин
|
Дать качественную оценку работы всей группы и
отдельных обучающихся. Рефлексия «Знал… Узнал… Хочу
знать…»
|
|
|