Открытый урок по русскому языку в 3-м
классе на тему: "Имя существительное. Урок-игра "Что? Где?
Когда?"
Разделы: Начальная
школа
Цели урока:
-
обучающие: обобщить знания детей об имени
существительном, развивать орфографическую зоркость при
правописании звонких и глухих, непроизносимых согласных в корне
слова;
-
развивающие: развивать устную связную и письменную речь,
развивать познавательную активность учащихся, развивать творческую
способность;
-
воспитывающие: воспитывать умение работать в группах,
доброжелательность, самостоятельность.
Оборудование: Портреты сказочных героев, гонг,
“телевизор”, картина с зимним пейзажем, карточки со словами,
буквами, предложениями, “светофоры”, перфокарты.
Ход урока
I. Введение:
Здравствуйте! Начинаем урок русского
языка.
Прозвенел звонок! Внимание.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.
Проверили? Садитесь!
-
Кто из вас знает передачу “Что? Где? Когда?”?
- О
чем эта передача? (ответы детей)
Несколько десятков лет подряд эта игра является
одной из любимых передач ваших мам, пап, братьев и сестер. В связи
с этим у нас сегодня тоже будет урок-игра “Что? Где?
Когда?”.
В
нашей игре участвуют 3 команды знатоков:
Капитан I команды -
__________________________
Капитан II команды -
_________________________
Капитан III команды -
________________________
Капитаны представляют свои
команды.
Против вас, знатоки, играют ваши любимые друзья –
герои сказок. Они приготовили вам интересные задания. Вы должны
работать быстро. Первой отвечает команда, в которой все участники,
закончив обсуждение, возьмутся за руки и поднимут зеленый светофор.
Остальные игроки проверяют правильность ответа. Если была допущена
ошибка, право ответа переходит к другой команде. Так что, за
ответом следим очень внимательно! За правильный ответ команда
получает жетон. В конце игры та команда, у которой окажется больше
жетонов, выигрывает.
Итак, приготовились, мы
начинаем!
1 раунд. Против знатоков играет хитрая
Лисичка-сестричка.
Вот
ваше задание: Из букв составить слова – существительные и
определить род существительного. (Устно).
1
команда: ГЕРОЙ, ФАМИЛИЯ, МЕТРО
2
команда: АДРЕС, БЕРЁЗА, ЯБЛОКО
3
команда: ЗАВОД, РАБОТА, ДУПЛО
Даются жетоны, звучит гонг.
2 раунд. Против вас играет
Чипполино.
Задание: Запишите предложения, вставьте
пропущенные буквы, устно скажите проверочное слово и определите
падеж существительных:
В небе вспыхнул первый луч
со.нца.
Дождь и сне. – это
осадки.
Проверяем.
Физминутка.
Звучит гонг
3 раунд. Против вас играет кот
Леопольд.
Задание: Посмотрите внимательно на картину
“Зимний пейзаж”, выпишите по семь существительных
и используя данные существительные, составьте 2
предложения, запишите в тетради. Сделайте разбор по членам
предложения.
Итак, проверяем. Чья команда готова?(
представитель из каждой команды читает свои предложения) Читаем
предложения и называем главные и второстепенные члены предложения.
Здесь вручается жетон.
Звучит гонг.
4 раунд. В этом раунде будет играть команда, которая
в рифму стихотворения скажет имя сказочного героя, который будет
сейчас играть с вами.
Он
– дружок зверям и детям,
Он живое существо.
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не котёнок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Но заснята для кино
И известна вам давно
Эта милая мордашка
Он зовётся ……..(Чебурашка)
Итак, против вас играет Чебурашка. В блицтурнир
играет-------команда. Кто из вашей команды будет отвечать? На
каждый вопрос сразу даётся ответ. За правильный ответ –
жетон.
-
Чем кончается день и ночь? (ь)
-
Какое слово состоит из 7 одинаковых букв?
(Семья)
-
В
каком слове 40 гласных? (Сорока).
-
В
семье четверо детей, имена которых оканчиваются на слог “-ша”.
Отгадайте, как зовут малышей? (Саша, Даша, Миша,
Маша)
-
Разгадай ребус: В 3 на
Звучит гонг.
5 раунд. Против Знатоков играет
Буратино
Задание: Просклоняйте существительные по падежам.
Работаете на листочках.
Лес, роща.
Дом, печка.
Стол, вода.
Командам выдаются по 1 жетону.
Дополнительный раунд.
Против Знатоков играет Клякса.
На
всех словах она поставила кляксу. Вы подумайте и скажите, какую
букву спрятала Клякса, и докажите это. Тогда вам даём ещё один
жетон.
Улы..ка ,оши..ка, чес..ный, бесе..ка, ша..ка,
ска..ка, доро..ка.
Дополнительный раунд.
Вопросы задаёт Чучело-Мяучело.
Работают устно: отгадайте загадку, определите
род, число отгадки – существительного.
Схватил за уши, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Кто же это? Вот вопрос!
Это делает ….(мороз)
Я с
собой её ношу,
Не макаю, а пишу!
Удивительная штучка –
Самопишущая …(ручка)
В
тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик–чирик! Не робей!
Я бывалый …(воробей).
II. Обобщение урока.
Наша игра подошла к концу.
Давайте обобщим, что мы повторили на этом уроке:
за ответ дополнительный жетон.
-
Что означает имя
существительное?
-
На
какой вопрос отвечает имя существительное?
-
Как
изменяется имя существительное?
-
Каким членом предложения является имя
существительное в именительном падеже?
-
Какой падеж не может жить без
предлогов?
-
Как
отличить имя существительное именительного падежа от имён
существительных винительного падежа?
Итак, обобщим вот по этой таблице, все, о чем мы
сегодня говорили. Сначала я вам расскажу. Вы потом расскажете про
себя. И по желанию повторите всему классу. (Работа по
таблице)
III. Итоги игры.
Подведем итог игры. Самое большое количество
жетонов у команды №______, капитан команды ______________. Им
вручаются “совы” – символы мудрости. Остальным вручаются другие
жетоны.
Команде, занявшей первое место, все мы говорим:
“Молодцы!”
Команде, занявшей второе место, все мы желаем:
“Так держать!”
Команде, занявшей третье место, все мы советуем:
“Не вешать нос!”
Поделиться
страницей: