Материалдар / Қаспан ОМ 8 сынып орыс тілі
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Қаспан ОМ 8 сынып орыс тілі

Материал туралы қысқаша түсінік
Ашық сабақ
Авторы:
03 Қараша 2023
232
2 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Shape1





Ф.И.О. учителя

Имашева А.О.

05.12.2022 г.

Предмет/класс

Русский язык и литература, 8 класс

Название раздела

«Мир труда»

Тема урока

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»

Цели обучения

с жизнью и творчеством поэта Н.А.Заболоцкого;

- узнаете о таких литературоведческих понятиях, как антитеза, анафора;

Критерии оценивания

Учащийеся:

- анализируют стихотворение, определяя тему, идею, выявляя авторскую позицию;

- узнают о литературоведческих понятиях антитеза и анафора;

- образовывают деепричастия совершенного и несовершенного вида;

Ход урока

этапы урока

задания

ресурсы

1

Актуализация темы и цели урока

ЗДРАВСТВУЙТЕ, уважаемые восьмикласники!

Рада приветствовать вас на уроке.

Тема урока:

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…»

1.Знакомство с темой, целями урока

ВЫ познакомитесь:

  • с жизнью и творчеством поэта Н.А.Заболоцкого;

  • узнаете о таких литературоведческих понятиях, как антитеза, анафора;

Научитесь:

  • анализировать стихотворение, определяя тему, идею, выявляя авторскую позицию;

  • образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;


8

Этап усвоения нового материала


Послушайте стихотворение «О красоте человеческих лиц»


https://youtu.be/ovBHyNcaGBo - 1,50 мин


Задание

О чём вам говорят названия стихотворений «О красоте человеческих лиц...», «Некрасивая девочка»?

Эти стихотворения написал талантливый русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.


В стихотворений «О красоте человеческих лиц» Н. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров.

Через эмоциональное выражение лица поэт стремиться заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность.

Поэт сравнивает лица сдомами: одни – как пышные порталы, другие – жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору показать различия между людьми. Одни — возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие — убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.
Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «есть лица – подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот»


Сегодня вы познакомитесь с его стихотворением «Не позволяй душе лениться…»

Научитесь:

- анализировать стихотворение, определяя тему, идею, выявляя авторскую позицию;

- узнаете о таких литературоведческих понятиях, как антитеза, анафора;

- будете образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида;


Задание

Почему, на ваш взгляд, нельзя позволять душе лениться? Сравните свои предположения с его содержанием.




Предлагаювашему видеосюжет о жизни и творчестве поэта Николая Алексеевича Заболоцкого и послушаем стихотворение


https://youtu.be/2X_4WzIuWt4 - 4 мин



Проверим


Стихотворение «Не позволяй душе лениться» написано в последний год жизни поэта. В этих эмоциональных строфах слышится завет человека, от начала и до самого конца, вопреки всем невзгодам и ударам судьбы ни на мгновение не остановившегося в работе души и духа.



ЗАДАНИЕ Определим тему и идею произведения.

  1. О чём это стихотворение? 2. К кому обращено стихотворение? 3. Какова его основная мысль?


Критерий

Дескрипторы

Находит детали для определения темы и основной мысли текста

определяет основную мысль текста и определяет тему

Раскрывает роль художественно –изобразительных средств

Определяет роль метафоры, эпитетов, анафоры, антитезы

Определяет глаголы - состояния

использует глаголы - состояния

Образовывает деепричастия совершенного и несовершенного вида

Использует деепричастия совершенного и несовершенного вида


Проверим


Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Идея: лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Система образов несложная – лирический герой и душа.

ЗАДАНИЕ

Как вы понимаете выражение «труд души»? Почему автор считает труд души необходимостью? В каких строках передаётся эта мысль?


Проверим. Правильно!

«Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!»


Душу, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

ЗАДАНИЕ

Какое настроение создаёт это произведение? С помощью каких художественных приёмов?


Проверим. Правильно!

Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками.

Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует.

Антитеза – противопоставление характеров, явлений, предметов, изображаемых в произведении

«она рабыня и царица, она работница и дочь».


Анафора – повтор одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы

«И день и ночь, и день и ночь!»

«Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться»

Ознакомьтесь с анализом стихотворения Н.А. Заболоцкого, который подготовила ученица.

Всё стихотворение Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…» построено на метафорах. Автор подсказывает читателю: душа как человек – живая! Она так же, как и человек, страдает. Она так же, как и человек, радуется. Она так же, как и человек, ленится. Душа человека всегда светлая. Но растёт человек – становится ленивым. От кого это зависит? От него самого. Поэтому: «не позволяй душе лениться...». В душе человека часто переплетаются доброта и злость, любовь и ненависть. Что победит? Всё зависит от человека! Стихотворение пронизано главной идеей – человеческая душа должна работать, трудиться. Поэт предостерегает нас от лени и бездействия, напоминает, что расслабление губительно для человека. Не стоит давать поблажек своей душе – считает поэт. Поддавшись лени однажды, ты становишься её заложником. Заболоцкий противопоставляет бессмысленному существованию человека труд и развитие, стремление узнавать что-то новое, добиваться определённых высот. Только труд и упорство помогут нам стать достойными людьми

ЗАДАНИЕ

Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души. Допишите по 2–3 примера в каждый столбик: в первый столбик – слова, выражающие позитивное состояние души, а во второй – противоположное.

Душа

радуется

страдает

ликует

тревожиться

трудиться

ленится







Проверим. Правильно!


Душа

радуется

страдает

ликует

тревожиться

трудиться

ленится

светится

печалится

любуется

горюет

восхищается

плачет

гордится

волнуется



ЗАДАНИЕ


Образуйте с данными глаголами деепричастия совершенного и несовершенного вида.



Совершенного вида

Несовершенного вида.

Что сделав?

Что делая?

-в-, -вши-, -ши-

-а-. –я-

порадовав

страдая

ликовав

тревожась

потрудившись

ленясь


Проверим. Правильно!


Совершенного вида

Несовершенного вида.

Что сделав?

Что делая?

-в-, -вши-, -ши-

-а-. –я-

порадовав

страдая

заликовав

тревожась

потрудившись

ленясь

засветив

печалясь

полюбив

горюя

восхитившись

плача

погордившись

волнуясь




ЗАДАНИЕ

Выполним тест.


В каком году было написано стихотворение Н.Заболцкого «Не позволяй душе лениться…»


1.1945

2.1947

3.1954

4.1958


К как
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!