Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Қазақстан Республикасының әлеуметтік-экономикалық дамуы.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методические рекомендации использования инновационных образовательных технологий в методике преподавания психологии.
Введение
Одной из
актуальных задач в методике
преподавания психологии является
переход на инновационный путь развития. Для осуществления
инновационной деятельности необходимы специалисты, владеющие
методами, средствами и формами управления инновационными
процессами. Переход государства на инновационный путь развития
нельзя осуществить без нововведений в области образования и
воспитания.
В настоящее
время проблема инновационных поисков в образовательном процессе
приобрела особую актуальность. Глобальные образовательные
тенденции, получившие название «мегатенденций», характеризуются,
прежде всего, такими чертами, как: массовость и непрерывность
образования; ориентация обучения на личность обучаемого; развитие
креативности и умения генерировать новшества; активное освоение
человеком способов познавательной деятельности и
др.
Нынешние
проблемы диктуют новые требования ко всем формам образования. Чтобы
ответить на вопрос, как на практике обеспечить инновационность
образования, в частности психологов, необходимо выделить главное
звено в этом процессе. В системе образования такой комплексной
проблемой является качество образования, под которым следует
понимать соответствие тем задачам, которые ставятся перед
специалистами в той или иной области и перед страной в целом.
Качество образования призвано обеспечивать формирование социально
активной и профессионально востребованной личности, способной
самостоятельно познавать мир, вступая с ним в активный
диалог.
Объектом
изучения работы являются инновационные
технологии в преподавании
психологии.
Целью
данной работы было,
рассмотреть методические рекомендации
использования инновационных образовательных технологий в процессе
преподавания
психологии.
Для
достижения поставленной цели в работе решались следующие
задачи:
- рассмотрение
методов и форм активного обучения, используемых в преподавании
психологии;
- изучение
инновационных образовательных технологий как форм активного
обучения;
- результат
применения инновационных образовательных технологий в процессе
преподавания психологии.
В процессе
написания работы была изучена учебная литература по предметам
«Методика преподавания психологии», «Общая психология»,
«Педагогическая психология», а так же изучена практическая
деятельность психологов – педагогов в области применения
инновационных технологий.
Методы и формы инновационного обучения, используемые в методике преподавания психологии
Говоря об инновационных методах обучения, прежде
всего, имеют в виду новые формы, методы и средства обучения,
получившие название активных: проблемные лекции,
семинары-дискуссии, деловые игры, методы математического
моделирования. Сюда же включают комплексное курсовое и дипломное
проектирование, производственную практику и
т.д.
Управление
обучения происходит по средствам организации всей учебной ситуации,
в которой находятся участники педагогического
взаимодействия.
При разработке
инновационных методов обучения психологии следует учитывать тот
факт, что студент, который служит объектом воздействия
преподавателя, является одновременно и субъектом, т. е. личностью,
от интересов и воли которой зависит ее деятельность в соответствии
с воздействием преподавателя. Если преподаватель не вызовет у
обучающихся цели, адекватной его цели, то акт обучения состояться
не сможет и метод воздействия не достигнет искомого результата. При
этом цель обучающегося не должна совпадать с целью педагога, она
должна только соответствовать
ей.
Преподавание
психологии опирается, прежде всего, на известные в мировой
педагогической практике методы обучения. Рассмотрим их более
подробно.
Инновационные
методы словесного обучения относятся к числу наиболее
распространенных во всех системах обучения. Устное изложение знаний
преподавателем является мощным средством, направляющим
познавательную и практическую деятельность обучающегося.
Преподаватель не только передает знания, но и формирует интерес к
предмету, обучает анализу и обобщению фактов, умению ставить
вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного
обучения, применяемые в преподавании психологии: рассказ, беседа,
объяснение.
Понятие,
приобретая контекстное звучание, оказывается встроенным в
определенную систему знаний. Потом, когда оно усвоено настолько,
что при объяснении феномена обучающийся вынужден им пользоваться и
у него уже появилась потребность его сформулировать, понятие можно
раскрывать и определять. Скорее, это уже формулировка для
запоминания, удобства изложения мысли и дальнейшего использования.
Поскольку это фундаментальные понятия, то их значимость будет
увеличиваться пропорционально количеству получаемых знаний о
психологических феноменах.
Инновационный
метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает
программу личностного развития учащегося совместно с ним и на
основе выявления его личностно значимого интереса. Для его
выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий
предлагается написать сочинение на тему «Самое-самое». После того
как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в
личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения.
Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно
значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент
времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или
педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а
также сфера исследовательских интересов
преподавателя.
Инновационный
метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и
психологического исследования, дает возможность целенаправленного
восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.
Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний
человека и психологических свойств личности, развитием психики в
онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической
культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности
психической жизни человека в естественных для него
условиях.
Методы
экспериментальной и дифференциальной
психологии можно использовать в качестве ключа к
самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое
значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности,
творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени
развитию систематического научного мышления, как экспериментальный
метод проверки и доказательства. При изучении психологии все
указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно
применять методики по исследованию индивидуальных вариаций
чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов
мыслительных операций и др. Эти методики логично входят в
содержание Программы учебного курса. Основными типами строения
таких уроков являются:
1) урок ознакомления с новым материалом;
2) урок закрепления изученного;
3) урок применения знаний и умений;
4) урок обобщения и систематизации знаний;
5) урок проверки и коррекции знаний и умений;
6) комбинированный урок;
7) урок-лекция;
8) урок-семинар;
9) урок-зачёт;
10) урок-практикум;
11) урок-экскурсия;
12) урок-дискуссия;
13) урок-консультация;
14) интегрированный урок;
15) театрализованный урок;
16) урок-соревнование;
17) урок с дидактической игрой;
18) урок - деловая игра;
19) урок - ролевая игра;
Следует отметить, что проявление данной системы уроков вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов.
Применение инновационного метода семантического
погружения при обучении психологии связано с тем, что некоторые
психологические понятия чрезвычайно трудно излагать теоретически.
Однако не знакомить с ними нельзя, поскольку они являются ключевыми
для психологии и ни один психологический феномен практически
невозможно раскрыть, минуя их. Это такие фундаментальные
многоуровневые понятия, как «мотивация», «рефлексия» и др. Сразу их
не объяснишь. Должно пройти время, нужно вжиться в контекст. Эти
понятия должны как бы наращиваться по мере продвижения в учебном
материале. При работе с понятием в контексте оно называется, но ему
не дается дефиниция.
Инновационный
метод проектов заключается в том, что преподаватель выстраивает
программу личностного развития учащегося совместно с ним и на
основе выявления его личностно значимого интереса. Для его
выявления рекомендуется следующий прием. На одном из первых занятий
предлагается написать сочинение на тему «Самое-самое». После того
как учащиеся сдадут сочинение преподавателю, вступить с ними в
личный разговор, служащий как бы продолжением этого сочинения.
Таким образом, в большинстве случаев обнаруживается личностно
значимый интерес учащегося, актуальный для него на данный момент
времени. Сферой исследования может быть любая психологическая или
педагогическая проблема (запланированная или незапланированная), а
также сфера исследовательских интересов
преподавателя.
Инновационный
метод наблюдения, являясь одновременно методом познания и
психологического исследования, дает возможность целенаправленного
восприятия психических явлений и более широкого сбора информации.
Наблюдения за поведением, проявлением психических состояний
человека и психологических свойств личности, развитием психики в
онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической
культуры личности. Данный метод позволяет изучать закономерности
психической жизни человека в естественных для него
условиях.
Инновационные
методы экспериментальной и дифференциальной
психологии можно использовать в качестве ключа к
самопознанию. Экспериментальный метод имеет огромное дидактическое
значение, поскольку это преимущественно метод самодеятельности,
творческой изобретательности. Ничто не содействует в такой степени
развитию систематического научного мышления, как экспериментальный
метод проверки и доказательства. При изучении психологии все
указанные качества имеют особенную ценность. Например, можно
применять методики по исследованию индивидуальных вариаций
чувствительности, особенностей внимания, типов памяти, видов
мыслительных операций и др.
В итоге, в
практику преподавания психологии предлагается ввести методы
обучения, основанные на практико-ориентированных технологиях
личностного роста и работающие непосредственно на задачи развития
личности.
Таким образом, при работе с каждым из
предлагаемых методов важно понимание педагогом того, что через их
совместную деятельность с обучающимися они приобретают и
«присваивают» психологическое знание. Учащийся и педагог вместе
«ищут» его, вместе участвуют в процессе. Понятно, что преподаватель
в данном случае является проводником, ведущим, создает ситуацию,
условия, дает символы, информацию. Но при этом и педагог, и
обучаемый вместе приходят к какому-то новому пониманию феноменов
окружающего мира, изменяют в своем мировоззрении картину мира и,
следовательно, изменяют отношение к ней.
В этой связи
неоспоримость использования инноваций как основы достижения
вышеназванных целей и решения указанных задач, а также
стратегического конкурентного преимущества учебного заведения не
требует особых доказательств.
Использованная литература:
Основная
литература
Карандашев
В. Н. – «Методика преподавания
психологии»
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М., 1997
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 2001
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000
Дополнительная литература
Леонтьев А.А. Психологические особенности деятельности лектора. М., 1981
Практикум по общей психологии / Под ред. Щербакова. М., 1990
Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М., 1982
|