Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Қысқа мерзімді сабақ жоспары Национальная культура-это национальная память народа 9сынып
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
У.А. Жанпейс, Г.А. Атембаева
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Методическое руководство
Для учителей 9 класса общеобразовательной школы
с казахским языком обучения
Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан
Алматы «Атамұра» 2019
1
УДК 373
ББК 74.268.1 Рус
-
30
Жанпейс У.А.
-
30 Русский язык и литература. Методическое руководство:Для9кл.общеобразоват.
шк. с казахским языком обучения /У.А. Жанпейс, Г.А. Атембаева. – Алматы: Атамұра, 2019. – 365 с.
ISBN 978-601-331-555-3
УДК 373
ББК 74.268.1 Рус
ISBN 978-601-331-555-3
© Жанпейс У.А., Атембаева Г.А., 2019 © «Атамұра», 2019
2
Введение
На современном этапе система среднего образования Казахстана нацелена на интеграцию содержания обучения русскому языку и литературе в общеобразовательных школах с казахским языком обучения. Данная стратегия выдвигает на первое место необходимость применения таких инновационных технологий, которые ориентированы на формирование и развитие коммуникативно-ориентированной речевой культуры учащихся, привитие индивидуальных нравственных установок, основывающихся на расширении читательских интересов, выработке критического мышления, умений выражать и обосновывать свою позицию в различных сферах речевого общения и видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Чтение представляет собой специфическую форму общения, взаимодействия обучающихся в процессе учебной деятельности. Чтение является эффективным инструментом получения, организации и использования информации, необходимой для любого вида деятельности учащихся. Интегрированное обучение языку и литературе должно включать в себя развитие таких компетенций у учеников, как умение за определенный период времени прочитать учебный или художественный текст, овладеть смыслом, заложенным автором в тексте, выбрать необходимую информацию как для ответа на задания к нему, так и для понимания содержания в учебных целях.
-
учебнике предусмотрены задания по овладению навыками и умениями изучающего чтения с целью максимально точного и полного понимания содержания текстов различного характера и их критического осмысления; навыками и умениями ознакомительного чтения с целью понимания основного содержания художественных и научных текстов; навыками и умениями поискового чтения с целью поиска и выделения необходимой, главной и второстепенной информации; навыками и умениями просмотрового чтения с целью получения общего представления о содержании текстов.
Авторами включены задания на аудирование с учетом жанровой принадлежности текстов для привития учащимся навыков и умений понимания коммуникативной функции сообщения; умений членить сообщение на смысловые части; устанавливать логические связи между элементами текста; отделять главное от второстепенного, удерживая в памяти главные смысловые вехи; фиксировать необходимую фактологическую информацию; предвидеть дальнейшее развитие событий на основании уже услышанной информации.
Обучение на основе диалога обусловлено не только содержанием образования, но и самим процессом обучения. Диалогическое понимание – это совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в средней школе. В применении к развитию когнитивного потенциала учебный диалог предполагает ориентацию на: духовные потребности личности ученика; аксиологизацию развития когнитивного потенциала; интеллектуальную общую культуру личности и кругозор.
-
данном аспекте педагогически важным является не только закрепление навыков правильности речевого высказывания в полном соответствии с нормой литературного языка, но и выработка умений точного выбора и использования языковых средств, нужных для той или иной конкретной ситуации общения. Необходимо совершенствование качеств речи: точности, логичности, ясности, чистоты, богатства словарного запаса, выразительности, образности, системности изложения, правильности.
Учащиеся должны уметь участвовать в обсуждении различных ситуаций, формулировать свое мнение и мнение класса (группы); обмениваться мнениями по проблемам, фактам, ситуациям, в связи с содержанием прочитанного/ увиденного/услышанного; выражать согласие/несогласие с представленным материалом, корректно аргументируя свое мнение; владеть речевыми функциями перефразирования, заполнения пауз и др.; выделять основные моменты в речи других и побуждать их прокомментировать интересующие слушающего моменты; комментировать эти моменты,
3
давая дополнительную информацию, выражая свое мнение относительно заданного вопроса (при необходимости уклоняясь от него); соблюдать правила речевого этикета.
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. В качестве основных выдвигаются умения: описывать события, факты, явления; сообщать, запрашивать информацию развернутого плана; выражать собственное мнение, позицию; комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства; составлять развернутый план или тезисы для устного сообщения; создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации); фиксировать фактическую информацию при восприятии учебного или художественного текста.
При интегрированном обучении целесообразно осмыслить систему языка в функциональном ключе, что возможно лишь при обращении к тексту. Через текст устанавливаются взаимосвязи между русским языком и литературой. В связи с этим в учебнике предусмотрены организация исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале, цель которой – проанализировать языковые единицы в функциональном аспекте; работа с образцами как основа для творческих (устных и письменных) работ учащихся; наблюдения над языковыми средствами, изучение их стилистической роли в образцовых художественных текстах; создание собственных текстов (эссе, сочинений).
4
Содержание учебного материала в девятом классе
Данное пособие является составным компонентом учебно-методического комплекса «Русский язык и литература» для 9 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения и построено в соответствии с требованиями новой программы.
-
качестве композиционной основы учебника выступают лексические темы: «Культура народов мира», «Природные ресурсы планеты Земля», «История и личность», «Реальность и фантазия», «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений», «Молодежь и средства массовой информации», «Мир един: глобализация», «Знаменитые люди», «Я и закон».
На данный курс отведено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю). В учебнике представлен материал на 94 урока, 8 часов выделено на развитие устной и письменной речи, обобщение и систематизацию изученного программного материала, проведение различного рода творческих (эссе, сочинение) и контрольных работ и т.п. Ниже предлагаются инновационные методы и приемы интегрированного обучения русскому языку
-
литературе.
№ |
Техника |
Процедура использования техники |
|
|
|
1 |
«Авторский стул» |
«Авторский стул» – это представление творческой |
|
|
работы всему классу. Учащийся садится на стул у |
|
|
доски и презентует свою работу. |
2 |
Составление картинно- |
Стихотворение делится на отдельные картины- |
|
эмоционального плана |
эпизоды. Затем каждый из них озаглавливается |
|
литературного |
цитатами из текста и записывается в левой графе |
|
произведения |
таблицы, а в правой – указываются те чувства, |
|
|
которые испытывает автор стихотворения. |
3 |
«Таблица-синтез» |
В первую графу выписываются ключевые слова из |
|
|
текста, во второй дается толкование их лексического |
|
|
значения, в третьей приводятся примеры их |
|
|
употребления в прочитанном (услышанном) тексте. |
4 |
Выскажите свою |
Оценка содержания и формы текста. |
|
позицию! |
Оценить поступки персонажа в рассказе, повести; |
|
|
соотнести информацию в тексте с собственным |
|
|
опытом; |
|
|
обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и |
|
|
информацию из текста; определить назначение |
|
|
иллюстрации в тексте; |
|
|
предположить, каково будет поведение персонажа за |
|
|
пределами сюжета, исходя из описанных в |
|
|
произведении событий; |
|
|
оценить утверждения, содержащиеся в тексте, на |
|
|
основе собственных знаний и системы ценностей. |
|
|
Обобщение и интерпретация. |
|
|
Найти в тексте данные, подтверждающие |
|
|
определенный вывод; |
|
|
использовать информацию, содержащуюся в тексте, |
|
|
для подтверждения точки зрения; |
|
|
соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей |
|
|
идеей; |
|
|
сделать вывод на основе анализа текста; |
|
|
5 |
|
|
определить мотивы поведения героев. |
|||
|
|
|
|
||
5 |
Чтение с остановками |
В учебнике текст разделен |
на смысловые отрывки. |
||
|
|
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит |
|||
|
|
в несколько этапов: чтение – вопросы по тексту – |
|||
|
|
предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, |
|||
|
|
сколько отрывков в тексте. |
|
||
|
|
В конце |
работы по |
тексту можно дать задание |
|
|
|
учащимся |
770 ₸ - Сатып алу Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз |