
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Қысқа мерзімді сабақ жоспары Национальная культура-это национальная память народа 9сынып
У.А. Жанпейс, Г.А. Атембаева
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Методическое руководство
Для учителей 9 класса общеобразовательной школы
с казахским языком обучения
Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан
Алматы «Атамұра» 2019
1
УДК 373
ББК 74.268.1 Рус
-
30
Жанпейс У.А.
-
30 Русский язык и литература. Методическое руководство:Для9кл.общеобразоват.
шк. с казахским языком обучения /У.А. Жанпейс, Г.А. Атембаева. – Алматы: Атамұра, 2019. – 365 с.
ISBN 978-601-331-555-3
УДК 373
ББК 74.268.1 Рус
ISBN 978-601-331-555-3
© Жанпейс У.А., Атембаева Г.А., 2019 © «Атамұра», 2019
2
Введение
На современном этапе система среднего образования Казахстана нацелена на интеграцию содержания обучения русскому языку и литературе в общеобразовательных школах с казахским языком обучения. Данная стратегия выдвигает на первое место необходимость применения таких инновационных технологий, которые ориентированы на формирование и развитие коммуникативно-ориентированной речевой культуры учащихся, привитие индивидуальных нравственных установок, основывающихся на расширении читательских интересов, выработке критического мышления, умений выражать и обосновывать свою позицию в различных сферах речевого общения и видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо).
Чтение представляет собой специфическую форму общения, взаимодействия обучающихся в процессе учебной деятельности. Чтение является эффективным инструментом получения, организации и использования информации, необходимой для любого вида деятельности учащихся. Интегрированное обучение языку и литературе должно включать в себя развитие таких компетенций у учеников, как умение за определенный период времени прочитать учебный или художественный текст, овладеть смыслом, заложенным автором в тексте, выбрать необходимую информацию как для ответа на задания к нему, так и для понимания содержания в учебных целях.
-
учебнике предусмотрены задания по овладению навыками и умениями изучающего чтения с целью максимально точного и полного понимания содержания текстов различного характера и их критического осмысления; навыками и умениями ознакомительного чтения с целью понимания основного содержания художественных и научных текстов; навыками и умениями поискового чтения с целью поиска и выделения необходимой, главной и второстепенной информации; навыками и умениями просмотрового чтения с целью получения общего представления о содержании текстов.
Авторами включены задания на аудирование с учетом жанровой принадлежности текстов для привития учащимся навыков и умений понимания коммуникативной функции сообщения; умений членить сообщение на смысловые части; устанавливать логические связи между элементами текста; отделять главное от второстепенного, удерживая в памяти главные смысловые вехи; фиксировать необходимую фактологическую информацию; предвидеть дальнейшее развитие событий на основании уже услышанной информации.
Обучение на основе диалога обусловлено не только содержанием образования, но и самим процессом обучения. Диалогическое понимание – это совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в средней школе. В применении к развитию когнитивного потенциала учебный диалог предполагает ориентацию на: духовные потребности личности ученика; аксиологизацию развития когнитивного потенциала; интеллектуальную общую культуру личности и кругозор.
-
данном аспекте педагогически важным является не только закрепление навыков правильности речевого высказывания в полном соответствии с нормой литературного языка, но и выработка умений точного выбора и использования языковых средств, нужных для той или иной конкретной ситуации общения. Необходимо совершенствование качеств речи: точности, логичности, ясности, чистоты, богатства словарного запаса, выразительности, образности, системности изложения, правильности.
Учащиеся должны уметь участвовать в обсуждении различных ситуаций, формулировать свое мнение и мнение класса (группы); обмениваться мнениями по проблемам, фактам, ситуациям, в связи с содержанием прочитанного/ увиденного/услышанного; выражать согласие/несогласие с представленным материалом, корректно аргументируя свое мнение; владеть речевыми функциями перефразирования, заполнения пауз и др.; выделять основные моменты в речи других и побуждать их прокомментировать интересующие слушающего моменты; комментировать эти моменты,
3
давая дополнительную информацию, выражая свое мнение относительно заданного вопроса (при необходимости уклоняясь от него); соблюдать правила речевого этикета.
Письмо – продуктивная аналитико-синтетическая деятельность, связанная с порождением и фиксацией письменного текста. В качестве основных выдвигаются умения: описывать события, факты, явления; сообщать, запрашивать информацию развернутого плана; выражать собственное мнение, позицию; комментировать события и факты, используя в письменном тексте аргументацию и эмоционально-оценочные языковые средства; составлять развернутый план или тезисы для устного сообщения; создавать вторичные тексты (рефераты, аннотации); фиксировать фактическую информацию при восприятии учебного или художественного текста.
При интегрированном обучении целесообразно осмыслить систему языка в функциональном ключе, что возможно лишь при обращении к тексту. Через текст устанавливаются взаимосвязи между русским языком и литературой. В связи с этим в учебнике предусмотрены организация исследовательской лингвистической работы учащихся на текстовом материале, цель которой – проанализировать языковые единицы в функциональном аспекте; работа с образцами как основа для творческих (устных и письменных) работ учащихся; наблюдения над языковыми средствами, изучение их стилистической роли в образцовых художественных текстах; создание собственных текстов (эссе, сочинений).
4
Содержание учебного материала в девятом классе
Данное пособие является составным компонентом учебно-методического комплекса «Русский язык и литература» для 9 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения и построено в соответствии с требованиями новой программы.
-
качестве композиционной основы учебника выступают лексические темы: «Культура народов мира», «Природные ресурсы планеты Земля», «История и личность», «Реальность и фантазия», «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений», «Молодежь и средства массовой информации», «Мир един: глобализация», «Знаменитые люди», «Я и закон».
На данный курс отведено 102 часа (из расчета 3 часа в неделю). В учебнике представлен материал на 94 урока, 8 часов выделено на развитие устной и письменной речи, обобщение и систематизацию изученного программного материала, проведение различного рода творческих (эссе, сочинение) и контрольных работ и т.п. Ниже предлагаются инновационные методы и приемы интегрированного обучения русскому языку
-
литературе.
№ |
Техника |
Процедура использования техники |
|
|
|
1 |
«Авторский стул» |
«Авторский стул» – это представление творческой |
|
|
работы всему классу. Учащийся садится на стул у |
|
|
доски и презентует свою работу. |
2 |
Составление картинно- |
Стихотворение делится на отдельные картины- |
|
эмоционального плана |
эпизоды. Затем каждый из них озаглавливается |
|
литературного |
цитатами из текста и записывается в левой графе |
|
произведения |
таблицы, а в правой – указываются те чувства, |
|
|
которые испытывает автор стихотворения. |
3 |
«Таблица-синтез» |
В первую графу выписываются ключевые слова из |
|
|
текста, во второй дается толкование их лексического |
|
|
значения, в третьей приводятся примеры их |
|
|
употребления в прочитанном (услышанном) тексте. |
4 |
Выскажите свою |
Оценка содержания и формы текста. |
|
позицию! |
Оценить поступки персонажа в рассказе, повести; |
|
|
соотнести информацию в тексте с собственным |
|
|
опытом; |
|
|
обосновать мнение, сочетая ранее полученные знания и |
|
|
информацию из текста; определить назначение |
|
|
иллюстрации в тексте; |
|
|
предположить, каково будет поведение персонажа за |
|
|
пределами сюжета, исходя из описанных в |
|
|
произведении событий; |
|
|
оценить утверждения, содержащиеся в тексте, на |
|
|
основе собственных знаний и системы ценностей. |
|
|
Обобщение и интерпретация. |
|
|
Найти в тексте данные, подтверждающие |
|
|
определенный вывод; |
|
|
использовать информацию, содержащуюся в тексте, |
|
|
для подтверждения точки зрения; |
|
|
соотнести отдельную деталь в тексте с моралью/ общей |
|
|
идеей; |
|
|
сделать вывод на основе анализа текста; |
|
|
5 |
|
|
определить мотивы поведения героев. |
|||
|
|
|
|
||
5 |
Чтение с остановками |
В учебнике текст разделен |
на смысловые отрывки. |
||
|
|
Чтение начинается на стадии осмысления и проходит |
|||
|
|
в несколько этапов: чтение – вопросы по тексту – |
|||
|
|
предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, |
|||
|
|
сколько отрывков в тексте. |
|
||
|
|
В конце |
работы по |
тексту можно дать задание |
|
|
|
учащимся |
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз |