Материалдар / Рабочая тетрадь оценки качества знаний по физической культуре
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Рабочая тетрадь оценки качества знаний по физической культуре

Материал туралы қысқаша түсінік
Тетрадь предназначена для выполнения практических заданий, а также для самостоятельной работы учащихся. Она содержит вопросы и задания для повторения и закрепления знаний умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, тесты для определения физической подготовленности. Рабочая тетрадь для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь не только в проведении самостоятельных собственных исследований, но и в организации социальнополезной деятельности. Основой для самостоятельной работы являются комплекс знаний, умений и навыков полученных в процессе изучения дисциплины «Физическая культура». Предложенная организация самостоятельной работы представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя как освоение практических умений, так и теоретических знаний.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Наурыз 2023
206
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ШУ
КГУ «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ ЖІБЕК ЖОЛЫ»

САМОНДАРОВА
Гульмаира Гуламовна

Рабочая тетрадь
оценки качества знаний
по физической культуре
для учащихся ІХ классов

20

20

уч.год

УДК 6.133.2
ББК 74.266.3
С63
Самондарова Гульмаира Гуламовна
Рабочая тетрадь оценки качества знаний по физической культуре для учащихся ІХ
классов: – Тараз: Тараз университеті, - 59 стр.

Отзыв писала мастер-педагог Школы Нового Поколения NGS Абылханова Гулбану
Гуламовна.
Тетрадь предназначена для выполнения практических заданий, а также для
самостоятельной работы учащихся. Она содержит вопросы и задания для повторения и
закрепления знаний умений и навыков, полученных на уроках физической культуры, тесты для
определения физической подготовленности. Рабочая тетрадь для тех, кто хочет научиться
добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь не только в
проведении самостоятельных собственных исследований, но и в организации
социальнополезной деятельности.
Основой для самостоятельной работы являются комплекс знаний, умений и навыков
полученных в процессе изучения дисциплины «Физическая культура». Предложенная
организация самостоятельной работы представляет собой комплекс мероприятий, включающий
в себя как освоение практических умений, так и теоретических знаний.

Рабочая тетрадь обсуждена на заседании НМС КГУ «Школа-лицей Жібек жолы»
20.11.2018г. протокол №3.

©Самондаровой Г.Г., 2019

Введение
Физическая культура – это не только культура движения, но и теоретические знания.
Содержание теоретической части в рабочей тетради слагается из блоков:
социокультурные основы, психолого-педагогические основы физической культуры, медикобиологические основы двигательной деятельности, базовые виды физкультурно-спортивной
деятельности.
В данной тетради ребята знакомятся не только с различными спортивными
снарядами, с видами спорта, но и с понятиями общей и профессионально - прикладной
физкультуры. Для развития логических навыков учащиеся получают большое количество
разнообразных знаний, получают теоретические знания в области физкультуры. Их
закрепить и проверить можно с помощью ребусов, загадок в стихотворной форме или
шарады «доскажи словечко», «продолжи предложение», буриме «подбери рифму», а так
же тестовых заданий и кроссвордов. Загадки и кроссворды очень актуальны при проведении
спортивных досугов и праздников. Их можно предложить и в заданиях для совместного
досуга детей и родителей.
Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что формирует необходимый
объем знаний, умений и навыков для использования поостейших физических упражнений в
повседневной жизни, в производственной деятельности и формировании основ здорового
образа жизни.
Цель:






1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.



Формирование основных понятий теории физического воспитани.
Задачи:
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре,
установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и
самовоспитание.
овладение понятиями практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и
укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование
психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в
повседневной жизни;
В структуре изучаемой программы выделяются основные разделы:
Лёгкая атлетика.
Футбол
Ручной мяч
Баскетбол
Волейбол.
Гимнастика – акробатика
Национальные игры
а) асык
б) тоғыз құмалақ
Данная рабочая тетрадь предназначена для проведения дополнительных занятий для
учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, а
так же для учащихся, временно освобождённых от физических нагрузок.

3

Задание №4
«Физическая культура»
Тестовое задание «Физическая кульура»
1. Под физической культурой понимается:
а) часть культуры общества и человека;
б) процесс развития физических способностей;
в) вид воспитания, направленный на обучение движениям и развитие физических качеств;
г) развитие естественных сил природы и воспитание гигиенических качеств.
2. Результатом физической подготовки является:
а) физическое развитие;
б) физическое совершенство;
в) физическая подготовленность;
г) способность правильно выполнять двигательные действия.
3. Бег с остановками и изменению направления по сигналу преимущественно
способствует формированию:
а) координации движений;
б) техники движений;
в) быстроты реакции;
г) скоростной силы.
4. Солнечные ванны лучше всего принимать:
a) с 12 до 16 часов дня;
б) до 12 и после 16 часов дня;
в) в любое время дня при соблюдении необходимых мер предосторожности;
г) с 10 до 14 часов.
5. К циклическим видам спорта относятся...:
a) борьба, бокс, фехтование;
б) баскетбол, волейбол, футбол;
в) ходьба, бег, лыжные гонки, плавание; г) метание мяча, диска, молота.
6. Где и когда были проведены первые Олимпийские игры современности?
а) 1516 год в Германии;
б) 1850 год в Англии;
в) 1896 год в Греции;
г) 1869 год во Франции.
7. Главной причиной нарушения осанки является:
а) малоподвижный образ жизни;
б) слабость мышц спины;
в)привычка носить сумку на одном плече;
г) долгое пребывание в положении сидя за партой.
8. Профилактика нарушений осанки осуществляется при:
a) скоростных упражнениях;
б) упражнениях «на гибкость»;
в) силовых упражнениях;
г) упражнениях на «выносливость».
9. Смысл физической культуры как компонента культуры общества заключается в:
а) укрепление здоровья и воспитание физических качеств людей;
б) обучением двигательным действиям и повышении работоспособности;
в) в совершенствовании природных, физических свойств людей;
г) определенным образом организованная двигательная активность.
9. Какое определение не относится к основным свойствам мышц?
а) растяжение;
б) сокращение;
в) эластичность;
г) постоянность состояния.
4

11. Вход в спортивный зал
а) разрешается в спортивной форме
б) разрешается только в присутствии преподавателя
в) разрешается в присутствии дежурного
12. Главная причина травматизма
а) невнимательность
б) нарушение дисциплины
в) нарушение формы одежды
13. При групповом старте на короткие дистанции
а) бежать кратчайшим путём
б) бежать только по своей дорожке
в) бежать к учителю
14. Порядок выполнения сложных физических упражнений на гимнастических
снарядах?
а) только с преподавателем
б) самостоятельно
в) со страховщиком
15. Физическая культура – это:
а) учебный предмет в школе;
в) часть человеческой культуры
Лист ответа:
Вопрос
1
Ответ
Вопрос
11
Ответ

б) выполнение упражнений;

2

3

4

5

12

13

14

15

6

5

7

8

9

10

баллы

Задание № 3
Основные травмы на уроках физической культуры
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего
фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей,
электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение
физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы,
раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения
силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости),
множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с
разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и
т.п.).
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде
сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого
травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.
Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда
изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.
Письменно ответить на вопросы:
Основные травмы на уроках физической культуры
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего
фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновских лучей,
электричества и др.), нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение
физиологических процессов.
В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы,
раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы
кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения.
Повреждения делятся на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения
силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости),
множественными (множественный перелом ребер), сочетанными (перелом костей таза с
разрывом мочевого пузыря) и комбинированными (перелом бедра и отморожение стопы и
т.п.).
Действие механического фактора, вызывающего повреждения, проявляется в виде
сжатия, растяжения, разрыва, скручивания или противоудара, в результате которого
травмируется участок ткани, противоположный месту приложения силы.
Травмы бывают открытые, с нарушением целостности, и закрытые, когда
изменение тканей и органов происходит при неповрежденной коже и слизистой оболочке.

6

1.

Тема: «Первая медицинская помощь при получении травм на занятиях
физической культурой и спортом»
Виды травм
Определите травму объяснте свой выбор?

2. Расскажи о первой помощи при данной травме?

3. При получении травмы или ухудшения самочувствия, что нужно
сделать?

4.

Вид травмы, первая помощ?

5.

7

Теоретический тест по медицинской помощи
1. К закрытым повреждениям относятся:
а) ссадины и раны
б) царапины и порезы;
в) вывихи, растяжения, ушибы
2. К открытым повреждениям относятся:
а) сдавления мягких тканей;
б) раны, сопровождаемые кровотечениями;
в) разрывы связок и сухожилий.
3. Артериальное кровотечение возникает при:
а) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов;
б) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;
в) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении.
4. Временную остановку кровотечения можно осуществить:
а) минимальным сгибанием конечности;
б) наложением асептической повязки на место кровотечения;
в) максимальным разгибанием конечности;
г) пальцевым прижатием артериального сосуда выше раны.
5. Максимальное время наложения жгута летом не более:
а) 120 минут;
б) 90 минут;
в) 60 минут;
г). 30 минут
6. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:
а) обработать рану йодом;
б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;
в) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки
7. Способ, остановки кровотечения приданием возвышенного положения поврежденной
конечности главным образом применяется при:
а) любых ранениях конечности;
б) поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;
в)смешанном кровотечении.
8. Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа:
а) усадить пострадавшего, наклонив его туловище вперед, положить на Спинку носа холод,
плотно прижать крылья носа к перегородке на 5—10 минут, смочить кусочки ваты раствором
перекиси водорода и ввести их в носовые ходы;
б) сказать пострадавшему, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился;
в) усадить пострадавшего, наклонив его туловище вперед, смочить кусочки ваты
раствором перекиси водорода и ввести их в носовые ходы, измерить температуру и дать
обезболивающее.
9. При глубоком и обширном ранении прежде всего необходимо:
а) продезинфицировать рану;
б) измерить температуру;
в) успокоить пострадавшего, дать ему успокоительное лекарство;
г) остановить кровотечение;
д) доставить пострадавшего в травмпункт.
10. Какие из перечисленных веществ относятся к дезинфицирующим веществам:
а) бриллиантовая зелень;
б) синтомициновая эмульсия;
в) мазь на основе змеиного яда;
г) борная кислота.
Лист ответа:
Вопрос
1
Ответ

2

3

4

5

6

8

7

8

9

10

баллы

Задание № 9
Письменно ответить на вопросы:
Техника метания малого мяча (150 гр) с разбега

Условно метание малого мяча можно разделить на четыре основные части: Исходное
положение перед разбегом, разбег, финальное усилие, торможение после броска.
1. Описать все фазы метания малого мяча с разбега.
Исходное положение

Разбег состоит из двух частей ,
1- предварительная

2-заключительная

Финальное усилие

Торможение после броска

2. Таблица сдачи контрольного норматива (метание малого мяча с разбега) за период
обучения ( по полугодиям)
Заполнить таблицу
Контрольные упражнения

«5»

метание малого мяча 150 гр
9

юнлши
«4»
«3»

«5»

девушки
«4»
«3»

Задание № 13
Теоретический тест по разделу «Футбол»
1. Сколько игроков в одной команде играет в мини-футбол?
а) 7.
б) 6.
в) 5.
2. Где обозначается отметка для пробития мини-футбольного пенальти? (в 6 м. от ворот)
а) (в 6 м. от ворот) .
б) (в 7 м. от ворот) . в) (в 12м. от ворот) .
3. Проводятся ли чемпионаты Европы по мини-футболу?
а) нет.
б) да.
4. Засчитывается ли гол, забитый в ворота непосредственно с углового удара?
а) да.
б) нет
5. Каков вес мини-футбольного мяча?
а) 300-350г.
б) 400-440г.
в) 150-200г.
6.

Что означает желтая карточка, предъявленная судьей?
а) замена игрока. б) предупреждение.
в) перерыв.

7.

Продолжительность футбольного матча?
а) 2 x25.
б) 4 x10.
в) 2 x30.
8. Что означает красная карточка , предъявленная судьей?
а) тайм-аут.
б) предупреждение.
в) удаление.
9. Кто был чемпионом мира 2012г.
А) Сборная Бразилии. Б) Сборная Италии. В) Сборная Франции.
10. Кто является автором известного футбольного марша?
А) М. Бландер.
Б) И. Штраус.
В) И. Бах.
8. В каком году впервые в Риме прошел первый матч по мини – футболу среди
национальных сборных?
а) в 1990 г.
б) в 1974 г.
в) в 2002 г.
с) в 1721 г.
9. Каковы размера площадки, для проведения международных мини-футбольных
матчей?
а) длина 38- 42 м., ширина 18- 25 м. б) длина 50- 52 м., ширина 15- 20 м.
с) длина 18 - 25 м., ширина 38-42 м. д) длина 30 - 40 м.,ширина 18- 25м.
13. Какова продолжительность 1 тайма «чистого времени» в мини – футболе?

а) 30 мин.

б) 15 мин.

с) 20 мин.

д) 18 мин.

14. Какой размер ворот в мини – футболе?

а) 3 х 2 м.

б) 7,32 х 2,44 м.

с) 2 х 4 м.

д) 3 х 5 м.

15. Сколько замен можно производить команде по ходу матча?

а) 5 замен

б) 2 замены

с) неограниченное число замен

10

д) 7 замен

16. Каково расстояние штрафной площади в мини – футболе?

а) 9 м.

б) 5 м.

с) 7 м.

д) 6 м.

17. Каким № мяча играют в мини - футболе?

а) № 4

б) № 5

с) № 3

д) №6

18. Сколько игроков по правилам игры в мини – футбол находятся на площадке во

время игры?
а) 7
б) 5

с) 4

д) 6

19. Сколько судей во время игры в мини – футбол находятся на площадке?

а) 1

б) 2

с) 3

д) 4

20. Сколько минут должна отыграть команда в меньшинстве, после того, как удалили

игрока с поля?
А) 5 мин.
Б) 2 мин.

С) 3 мин.

Д) можно сразу делать замену.

Лист ответа:
Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ
Вопрос
Ответ

11

баллы

Задание № 16
Раздел «Спортивные игры волейбол»
Большинство спортивных игр возникло из народных подвижных игр, которые издавна
были распространены среди народов.
Спортивные игры отличаются быстрыми, разнообразными действиями участников.
Обстановка, в которой развертываются эти действия, постоянно изменяется. Для
успешной игры в быстро меняющихся условиях необходимо обладать быстрой реакцией,
быть ловким, находчивым при решении возникающих задач.
Спортивные игры проводятся по единым правилам, которые определяют
количественный состав команды, продолжительность игры, размеры площадок, полей,
оборудование, инвентарь. От правил игры в значительной мере зависят и действия
участников.
Предлагаемые теоретические тесты по теме «Спортивные игры» нацелены на
формирование и расширение системы знаний школьника по истории возникновения и
развития спортивных игр, о правилах, целях, идеалах спортивных игр, о достижениях
современных спортсменов.
Тесты рекомендуется использовать на уроках для проверки теоретических знаний
учащихся, для подготовки к школьным олимпиадам по физической культуре, а также для
аттестации учащихся по состоянию здоровья временно освобождённых от практических
занятий на уроках.
Письменно ответить на вопросы:
Описать основные элементы игры в волейбол
1. И.П .стойка волейболиста

2. Прием и передача мяча сверху двумя

3. Прием и передача мяча снизу двумя

4. Нижняя прямая подача

12

5. Верхняя прямая подача

Обозначить название линий и их разметку волейбольной площадки

13

Задание № 17
Значение жестов судей в волейболе

1

2

3

4

5

6

7
14

Задание № 15
Теоретический тест по разделу «Волейбол»
1. Каков размер волейбольной площадки?

а) 19х8;

б) 18х9;

в) 12х6;

г) 24х12.

2. Сколько касаний мяча разрешается выполнить игрокам одной команды?

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) не ограничено.

3. Является ли ошибкой касание сетки мячом при подаче?

а) нет;
б) да;
в) на усмотрение судьи;
г) в правилах не оговаривается.
4. Каких линий не бывает в разметке волейбольной площадки?
а) боковых; б) лицевых; в) разделительных; г) средней.
5. Что является ошибкой при подаче мяча?
а) низкое подбрасывание мяча;
б) заступ лицевой линии;
в) удар по мячу кулаком;
г) многократные удары мяча в пол до свистка на подачу.
6. Какова длительность тайм-аута?
а) 10 сек; б) 1 мин;
в) 30 сек; г) 15 сек.
7. Не считается ошибкой, если во время игры игрок…
а) заступил за среднюю линию ногой;
б) пробежал по площадке соперника за средней линией;
в) наступил на среднюю линию, но не было разрыва с линией;
г) задел среднюю линию пальцем.
8. Как переводится слово «волейбол»?
а) летящий мяч;
б) падающий мяч;
в) мяч в воздухе;
г) вольный мяч.
9. К основным приёмам игры в волейбол не относятся…
а) подача и передачи мяча;
б) приём подачи и блокирование;
в) перемещения и атакующий удар; г) ведение и ловля мяча.
10. Укажите запрещённый приём игры в волейбол?
а) скидка при выполнении нападающего удара;
б) игра ногой;
в) блокирование подачи мяча;
г) выполнение подачи в прыжке.
Лист ответа:
Вопрос

1

2

3

4

5

6

Ответ

15

7

8

9

10

баллы

Тестовое задание по разделу «акробатика»
1. Расстояние по фронту между занимающимися, называется

А) фланг

Б) шеренга

В) интервал

Г) строй

2. Движение тела вокруг вертикальной оси с изменением расположения ступней,

называется
А) полуповорот
В) поворот

Б) строевой шаг
Г) команда «Смирно»

3. Изменение строя или размещения занимающихся

А) перестроение
В) смыкание

Б) размыкание
Г) колонна

4. Положение учащихся, в котором ноги согнуты ( опора на носках), руки в

любом положении, называется
А) стойка на коленях
Б) присед

В) сед

Г) упор присев

5. Смешанный упор, при котором тело учащихся близко к вертикальному положению,

т.е. угол больше 45 градусов (по отношению к опорной плоскости). Аналогичным
термином , обозначают положение упор согнувшись.
А) упор лёжа
Б) упор на коленях
В) упор стоя
Г) упор на правом (левом) колене
6. Вращательное движение тела с последовательным касанием опоры и

переворачиванием через голову
А) переворот
Б) кувырок
В) перекат

Г) оборот

7. Вращательное движение тела с полным переворачиванием и с промежуточной опорой

руками или головой ( или и тем и другим одновременно) , с одной или двумя фазами
полёта
А) кувырок в сторону
Б) круговой перекат
В) переворот вперёд
Г) полупереворот
8. Дугообразное, максимально прогнутое положение, спиной к опорной плоскости, с

опорой руками и ногами
А) кувырок
Б) шпагат

В) мост

Г) сальто

9. Групповое размещение учащихся в виде композиционно оформленной фигуры

А) курбет
В) равновесие спиной

Б) стойка голова в голову
Г) пирамида

10. Какую геометрическую фигуру должны образовать руки и голова при выполнении

стойки на голове в гимнастике?
а) Треугольник
в) Равнобедренный треугольник

б) Равносторонний треугольник
г) Прямоугольный треугольник

11. Способ, с помощью которого занимающийся держится за снаряд, в гимнастике

называется:
а) Захват

б) Хват

в) Удержание

г) Обхват

12. «Гимнастика» происходит от греческого gymnastike, gymnazo, обозначающего…

а)усиливаю

б)обнаженный

в)пластичный

16

г)упражняю

13. Выполнение спортсменом набора технических элементов различной сложности в

гимнастике называется:
а) комбинация
б) программа

в) композиция

г) выступление

14. Акробатические упражнения:

а) упражнения в балансировании, бросковые упражнения, акробатические прыжки
б) поточные и слитные комбинации движений танцевального характера
в) лазанье, перелезания, переползания
г) упражнения с предметами, на гимнастических снарядах под музыку
15. Термины прыжков и соскоков зависят:

а) от структуры и особенности двигательных действий
б) от положения тела в фазе полета
в) от условий опоры, положения тела и взаимного расположения его звеньев
г) от места отталкивания и приземления
Лист ответа:
Вопрос
Ответ
Вопрос
Ответ

1

2

3

4

5

11

12

13

14

15

6

17

7

8

9

10

баллы

Задание № 25
Раздел «Гимнастика».
Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo - тренирую, упражняю) - система
специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для
укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы,
ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь
организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов. Различают
гимнастику: основную (включая гигиеническую зарядку), прикладную (в т. ч.
производственную), спортивную, художественную, акробатику, аэробику, шейпинг,
стретчинг.
Гимнастика – одно из наиболее массовых и доступных средств физического
воспитания человека. Её значение обусловлено эффективностью воздействия на организм
занимающихся, доступностью и разнообразием средств.
Основной формой организации занятий по гимнастике в школе являются уроки
физической культуры с гимнастической направленностью. Наряду с этим гимнастические
упражнения включаются в физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня
(упражнения на больших переменах, физкультминутки, вводная гимнастика, игры и др.), в
мероприятия по внеклассной работе по физическому воспитанию: физкультурноспортивные праздники, внутришкольные и внешкольные спортивные соревнования, занятия
в спортивных секциях.
1. Какие виды гимнастики вы знаете? Дать определение.

2. Назовите основные правила безопасного поведения во время занятий гимнастикой.

3. Строевая подготовка - это

18

4. Ходьба противоходом

5. Ходьба змейкой

_

19

Задание № 20
Теоретический тест по гимнастике
1. Гимнастика - это
А) воспитательный процесс для совершенствования двигательных способностей человека,
его силы, ловкости, быстроты, выносливости
Б) система методических приемов, применяемых для совершенствования двигательных
способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости
В) система специально подобранных физических упражнений, методических приемов,
применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и
совершенствования двигательных способностей человека, его силы, ловкости, быстроты, выносливости и
2. Под гибкостью как физическим качеством понимают:
а)комплекс морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата человека,
определяющий глубину наклона
б)способность выполнять движения с большой амплитудой за счет мышечных напряжений
с)комплекс физических свойств двигательного аппарата, определяющих подвижность его
звеньев
д)эластичность мышц и связок
3.Определите ошибку при выполнении кувырка вперед в группировке:
а)энергичное отталкивание ногами
б)опора головой о мат
с)прижимание к груди согнутых ног
д)"круглая спина"
4.Упражнения на гибкость выполняются:
а) до появления пота
б) пока не начнет увеличиваться амплитуда движений
с) до появления болевых ощущений
д)по 8 - 16 циклов движений в серии
5.Как правильно подобрать длину скакалки для выполнения прыжковых упражнений?
а)встать на середину скакалки, ноги на ширину плеч, логки согнуты под прямым углом и
прижаты к туловищу, кисти со скакалкой развернуты в стороны
б)встать на середину скакалки, ноги вместе, кисти со скакалкой на на уровне плеч
с)растянуть скакалку на ширину раставленных в сторону рук
д)подобрать "на глаз"
6.Общеразвивающие упражнения, как правило, применяются для:
а)всестороннего развития физической подготовленности
б)развития выносливости, скорости
с)формирования правильной осанки
д)развития силы
7.Кто из наших гимнасток имеет самое большое количество Олимпийских медалей в
мире?
а) Светлана Хоркина
б)Елена Шишунова
с)Алина Кабаева
д)Лариса Латынина
8.Какое тестовое задание служит для определения гибкости:
а)челночный бег
б)кувырок вперед
с)положение "мост" д)наклон вперед

20

9.Сколько предметов в художественной гимнастике?
а)5 б)4 с)10
д)3
10. Женщины в спортивной гимнастике выполняют упражнения на :

а)4 снарядах б)6 снарядах с)7 снарядах

д)5 снарядах

11. В каком виде гимнастики мужчины выполняют упражнения под музыку?

а)вольные упражнения б)на перекладине
с)на брусьях
д)на кольцах
12. Как называется последовательность выполнения акробатических элементов?

а)комбинация

б)программа с)композиция д)схема

13. Максимальной оценкой при судействе соревнований по гимнастике является:
а) 10 баллов б)20 баллов с)8 баллов д)5 баллов
14. «Гимнастика» происходит от греческого gymnastike, gymnazo, обозначающего…
а) усиливаю
б) упражняю в) пластичный
15. Атлетическая гимнастика - это
а) Прекрасный способ развития быстроты, выносливости и воли, функциональных
возможностей организма
б) Прекрасное средство и метод развития умственной работоспособности
в) Прекрасное средство и метод развития мышечной силы, силовой выносливости и воли,
функциональных возможностей организма
Лист ответа:
Вопрос
1
Ответ
Вопрос
11
Ответ

2

3

4

5

12

13

14

15

6

21

7

8

9

10

баллы

Задание №22
Раздел «Национальные игры»
Асық ату (альчики, маслы, бабки) – одна из древнейших игр кочевников, хотя в нее
играли и оседлые народы. Основной атрибут – кости задних ног парнокопытных, чаще
мелкого рогатого скота (овцы, козы), реже свиней и КРС, расположенные в районе
коленных суставов.
– Эта старинная национальная игра. Это игра для мальчиков, но в некоторых видах
могли участвовать и девочки. Играли с четырех лет, когда ребенок мог держать асық в
руке, до 13. После в казахском обществе мальчик считался уже взрослым мужчиной. Асықу
издревле приписывались священная сила, магические свойства. Старые и молодые, богатые
и бедные – все с почтением относились к асықу.
Считалось даже, что он может уберечь от злого глаза.
Те, кто держал асықи в руках, знает, что игра с ними очень активная, если не сказать
больше – спортивная. Развивает ловкость, глазомер, скорость, смекалку, меткость,
тактическое, логическое, математическое мышление, вырабатывает у ребенка лидерские
качества, мотивирует к победе. В ней есть элементы йоги, танца, она полезна для
суставов.
Асықи передавались по наследству целыми мешками. Самому младшему доставалось
обычно много, но больше всего асықов было у того, кто хорошо играл.
– Когда резали барана, пацаны, как правило, уже стояли наготове. Особенно ценились
асыи кошкаров – баранов-самцов, из них выходили лобаны – большие асықи. Один такой мог
оцениваться в 300 “простых” асыков, – рассказывает бывший игрок в асыки 30летний Тастемир АСКАРОВ. – Сака (битка) для маленького пацана была чем-то вроде
талисмана. Можно было проиграть все асыки, но тоько не ее! Проиграть сака было
равносильно тому, что лишиться удачи. И даже больше – чуть ли не проиграть свою
душу… Это был не просто самый большой, но и самый удобный асық, который должен
хорошо лежать в руке. Его красили, украшали, очень бережно хранили, заговаривали у
бабушки на удачу, на него дули, прежде чем ударить.
Существует более десяти видов игры в асыки. Самые распространенные это алшы,
асық ату, хан талапай, уштабан, төрт асық.
Все игры отличаются друг от друга, количество участвующих варьируется, при этом
игроки могут импровизировать и менять правила как им угодно. Названия игр и правила
также были различны в зависимости от региона. Некоторые из игр в асыки напоминают
такие известные современные игры, как бильярд, шахматы, боулинг.
Асық ату- казахская национальная игра из категории интеллектуальных. В игре нужна
ловкость, глазомер, координация, меткость, скорость, смекалка, тактическое и логическое
мышление.

22

Основные виды асыков
Виды асыков существуют великое множество.
Вот самые распространенные из них:
1. Жесты используемые в игре «Асык»
Описание асыков
1.Бук – положение ытянутой руки, когда пальцы
рук собранных в кулак повернуты вниз.
2.Шік – положение вытянутой руки вперед
когда пальцы сжатые в кулак обращены вверх.
3.Алшы – положение сжатой в кулак
вытянутой руки, когда большой палец выставлен
прямо вверх. (под 90).
4.Омпа – положение вытянутой вперед руки
когда четыре пальца кисти обращены
вертикально вниз
5.Тайке - положение кисти руки, когда все
пальцы вытянуты вперед.
6.Шоңқы – положение вытянутой вперед руки,
когда четыре пальца кисти обращены
вертикально вверх (под 90).
7.В случае нарушения игроком правил
соревнований судья поднимает руку с синий
повязкой и останавливает игру.

23

Жесты

положение асыков

Задание № 34
«Тоғыз құмалақ»
(Тоғыз құмалақ) (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют
двое. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока) и два казана. В начале игры у
каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название
игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан. Игра
называется тоғыз құмалақ (девяткою), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9)
положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом. "Тоғыз
құмалақ" — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску,
имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две
большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по
81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно. Игрок из одной из своих
лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке
противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же
нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать
шары у противника — не такое легкое дело. Выигравшим считается тот, кто забрал из
лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно,
то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять
часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных
математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно,
выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как
пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски.
Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.
Игра развивает математическое мышление и воспитывает выдержку. В учёном мире её
называли «алгеброй чабанов». Правила игры Игроки делают ходы поочерёдно. Делая ход,
игрок берёт все шарики из любой непустой лунки на своей половине, и раскладывает их в
лунки по одному против часовой стрелки. Если последняя лунка окажется вражеской и
количество камешков в ней стало чётным, то камешки из этой лунки переходят в казан
игроку, совершившему ход. После этого ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех
пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок
побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья). Игровые ситуации Туздык Если
после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется
«туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан
игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык
на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым "туздык" соперник. У
каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно. Атсыз калу Если
после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию
«атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет
оставаться «пешим».
Правила игры в «тоғыз құмалақ»
Письменно ответить на вопросы:
1. Правила игры. Главная задача игры

24

2.Игровые ситуаций

3. Атсыз калу

4. Туздык

25

Задание № 35
Теоретический тест по правилам казахской национальной настольной игры «Тогыз –
кумалак»
1. Сколько игроков может принять участие в игре «Тогыз – кумалак»:
а) 2;
б) 4;
с) 6;
д) не ограничено.
2. Сколько всего шариков в игре «Тогыз – кумалак»:
а) 90;
б) 82;
с) 148;
д) 162
3. Партия может считаться оконченной, если один игрок набрал:
а) 162 шарика; б) 60 шариков; с) 82 шарика; д) 90 шариков.
4.Сколько лунок на поле соперника в игре тогыз – кумалак»
а) 18;
б)10;
3с) 9;
д) 20
5. Сколько шариков в начале игры в каждой лунке .
а) 8;
б)9;
с) 6;
д) 10
6. Суть игры в тогыз-кумалак
а) собрать в своем казане большее число кумалаков;
б) обмануть соперника;
с) пересыпать шарики в лунки;
д) как можно дольше просидеть у доски.
7. В каком направлении делаются ходы в иг
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!