КГУ
«СШ имени Аль-Фараби»
Рабочий лист по русской литературе, 9 «Г»
класс
«Тема маленького человека в повести Н.В.Гоголя
«Шинель»
С „Доброта с порядочностью - Главный показатель
человечности!“
Задание №1.
Пройдите по ссылке и проверьте свои знания по
произведению.
https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test100.xml

Задание №2.
Расположите события в рассказе «Шинель» в
хронологическом порядке:
1. Акакий
Акакиевич начинает откладывать деньги на новую шинель, отказывая
себе во всем_______________
2.. описание жизни Акакия Акакиевича
Башмачкина - _______________
3. После долгих месяцев накопления денег,
Акакий Акакиевич наконец получает новую шинель.
_____________
4. Сцена, в которой призрак Акакия Акакиевича
пугает значительное лицо, забирая у него шинель
__________
4. Герой осознает, что его старая шинель
пришла в негодность, и обращается к портному Петровичу.
____________________
5. На пути домой Акакия Акакиевича грабят, и
у него отбирают шинель. _______________
6. Потеря шинели и
унижения приводят героя к болезни, от которой он вскоре
умирает___________
7.
Обращение к “значительному
лицу”_______________________
Задание №3
Пройдите по ссылке, ответьте на
вопросы
https://nearpod.com/library/preview/lesson-L152505039
Критерий оценивания:
9-10 правильных ответов – 3
балла
7-8
правильных ответов – 2 балла
5-6
правильных ответов – 1 балл
Рефлексия.
- Что унесете вы сегодня с собой с
урока?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Чему
научились?__________________________________________________________________________________________________________________________
- Над чем
задумались?_________________________________________________________________________________________________________________________
Составить синквейн по сегодняшнему
уроку
1.
2.
3.
4.
5.
Самооценивание:
Задание №1
|
Задание №2
|
Задание №3
|
Доп
задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моя
оценка за урок - ________________
Оценка учителя
_________________
-
Приветствие – раздача
рабочих листов
-
Тема и цель
урока
Цель – проанализировать
повесть и доказать, что образ главного героя Акакия – маленький
человек
Ребята, сегодня мы с вами
будем говорить об одном из самых знаменитых произведений русской
литературы — «Шинель» Николая Васильевича Гоголя. Это повесть,
которая не просто рассказывает историю человека, но и затрагивает
очень важные темы: одиночество, социальная несправедливость,
бюрократия и положение так называемого «маленького человека» в
обществе.
… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с
молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… -
пишет А. П. Чехов в рассказе
“Крыжовник”.
2.
ученики по ссылке отвечают на вопросы
3.
обсуждение эпизодов – группа В- вопросы
4.
хронология
5.
закрепление
Сравнение: Ничего нет сердитее
всякого рода департаментов, полков, канцелярий и, словом, всякого
рода должностных сословий. ; ...был еще лучше шелку и даже на
вид казистей и глянцовитей.
Ирония(придать отрицательный характер
описываемому явлению): Говорят, весьма
недавно поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню
какого-то города, в которой он излагает ясно, что гибнут
государственные постановления и что священное имя его произносится
решительно всуе.; хозяйка, готовя какую-то рыбу, напустила
столько дыму в кухне, что нельзя было видеть даже и самых
тараканов.
Оксюморон(образное
сочетание противоречащих друг другу
понятий; остроумное сопоставление
противоречивых понятий, парадокс): ...ел всё это с
мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту
пору.
Гипербола(приувеличение):
А в
доказательство приложил к просьбе преогромнейший том какого-то
романтического сочинения, где чрез каждые десять страниц является
капитан-исправник, местами даже совершенно в пьяном
виде.
Литота
Преуменьшение: В департаменте не оказывалось к нему
никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он
проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную
пролетела простая муха. ; Только слава, что сукно, а подуй
ветер, так разлетится.
Эпитеты: Там, в этом
переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный
мир.
Фразеологизм-ораторский
оборот: ...выслужил он, как выражались остряки,
его товарищи, пряжку в петлицу да нажил геморрой в
поясницу.
Историзмы-существовавшие когда
то: вицмундир; отпоролась внизу панталон
стремешка; гривенник;
Архаизмы – вышедшие из
употребления: кареты с убранными
козлами.
диалектизмы: осадился сивухой; разве нет
тебе трухтуара; после канунешной субботы.
Метафора -
переносное: ... охотник заламливать черт знает какие
цены.; ...Акакий Акакиевич после таких слов вышел совершенно
уничтоженный.
«Шинель» – это протест против общественных
порядков, где вывод о человеке делается «заранее», исходя из его
должности, оклада и внешнего вида. Даже названа повесть не в честь
героя, безразличного обществу и уничтоженного им. Повесть названа
“Шинель”, потому что материальные ценности это общество выводит на
первый план.
Вывод урока по теме “Тема маленького человека в
повести Шинель Н. В. Гоголя”:
На этом уроке мы познакомились с образом
Акакия Акакиевича Башмачкина — героя, олицетворяющего тему
“маленького человека” в русской литературе. Через его историю
Гоголь показал, как жестокое и равнодушное общество может сломить
человека, лишённого власти, богатства или поддержки. Повесть
затрагивает глубокие проблемы социальной несправедливости,
одиночества, бессилия перед чиновничьей системой.
Мы увидели, что “маленький человек” — это
не просто определение, но и символ тех, кто остаётся незамеченным,
чьи мечты и потребности игнорируются обществом. Однако судьба
Акакия Акакиевича учит нас тому, как важно проявлять внимание,
сочувствие и уважение к каждому, независимо от его положения и
статуса.
Таким образом, урок позволил нам понять
актуальность этой темы, которую можно встретить и в современном
мире. Важно помнить, что каждый человек заслуживает уважения и
понимания, а литература, подобно произведениям Гоголя, помогает нам
видеть и ценить это.
Гоголь через образ Акакия Акакиевича
показывает трагедию личности, вынужденной существовать на обочине
общества, лишённой права на уважение и достойное отношение. Смерть
Акакия Акакиевича и его мстительный призрак становятся своеобразной
сатирой на общественный строй и человеческую несправедливость. Этот
образ не только вызывает сочувствие, но и заставляет задуматься о
том, как часто бездушная система и равнодушие окружающих ломают
людей.
Таким образом, анализ персонажа Акакия
Акакиевича раскрывает главную идею Гоголя о хрупкости и уязвимости
«маленького человека», чьи чувства и жизнь не менее ценны, чем
жизни тех, кто стоит выше на социальной лестнице.
Физкультминута. “Шинель Акакия
Акакиевича”
• Представьте, что вам только что купили
новую шинель, как Акакию Акакиевичу. Потрогайте её, погладьте
руками, почувствуйте, какая она тёплая.
• Примерьте воображаемую шинель: поднимите
руки, будто надеваете её, потянитесь. Сделайте глубокий вдох, как
будто вдыхаете свежий воздух, который ощущаете в новой
одежде.
• Попробуйте двигаться, как будто вы в
новой шинели. Пройдитесь по классу, с гордостью оглядываясь, как бы
делая показательный шаг.
Задание №1
-
Как звали портного
Петровича?
1) Акакий
2) Григорий
3) Степан
4) Иван
2. Характеристика речи
Башмачкина («Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью
предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые
решительно не имеют никакого значения»)
показывает:
1) косноязычие героя, обусловленное его
робостью
2) нежелание героя общаться с людьми, унижающими
его достоинство
3) неумение общаться
3. У кого Акакий Акакиевич снимает свою
комнату?
1) у ростовщика
2) у старухи
3) у портного
4) у отставного офицера
4. Как называли чиновники шинель Акакия
Акакиевича?
1) тулупом
2) тряпкой
3) кафтаном
4) капотом
5. Сколько денег откладывал Акакий
Акакиевич, чтобы скопить вторую половину денег на
шинель?
1) по 1 рублю в
месяц
2) по гривеннику в
день
3) по грошу с каждого потраченного
рубля
4) нисколько не откладывал, ему выплатили
вознаграждение
6. Какой мех был на новой шинели
Башмачкина?
1) из енота
2) из куницы
3) из норки
4) из кошки
7. Что случилось с Башмачкиным после
вечера у столоначальника?
1) он встретил
друга
2)
вернулся домой счастливый
3) его ограбили
4) он до утра гулял по
городу
8. Как «значительное лицо» ведет себя с
Акакием Акакиевичем?
1) Он рад встрече и делает всё, чтобы помочь ему
наказать грабителей.
2) Он распекает Башмачкина за то, что он
обратился к нему не по форме, чтобы придать себе большей
значительности.
3) Отправляет Башмачкина к очередному
чиновнику.
9. Что случилось с Башмачкиным после
посещения «значительного лица»?
1) Он полон надежд и ждёт, когда ему вернут его
шинель.
2) Он, потеряв всякую надежду, заболевает
горячкой и умирает.
3) Он подумал о том, что и ему неплохо бы
заняться своей карьерой.
10. Как ведет себя призрак
Башмачкина?
1) Он пугает прохожих в
переулках.
2) Он срывает с прохожих
шинели.
3) Он охраняет переулки и пугает грабителей и
мошенников.
11. Отомстил ли мёртвый Акакий Акакиевич
значительному лицу?
1) Нет, Акакию Акакиевичу не удалось наказать
значительное лицо.
2) Да, Акакий Акакиевич нашёл значительное лицо в
санях и на лету забрал его шинель.
12. Какая тема является основной в
повести «Шинель»?
1) тема добра и зла
2) тема «маленького
человека»
3) тема города
4) тема бедности